Решение суда 18.10.2010 г. о возмещении убытков



дело № 2-1317/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кравченко З.Л.,

при секретаре Юрченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гальчук В.И. к администрации г.Ставрополя, администрации Промышленного района г.Ставрополя, ГУП «Управление капитального строительства СК», третьи лица: МУП «Горзеленстрой», Комитет финансов и бюджета администрации г.Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя, о возмещении убытков, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Гальчук В.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Ставрополя, ГУП «Управление капитального строительства СК», третьи лица: МУП «Горзеленстрой», Комитет финансов и бюджета администрации г.Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя, администрация Промышленного района г.Ставрополя, о возмещении убытков, взыскании судебных расходов, мотивируя свои требования следующим.

10.12.2009 г. на территории Промышленного района г. Ставрополя, на дороге, прилегающей к территории Храма святого великомученика и целителя Пантелеймона, в непосредственной близости к северному выходу из храма, произошло падение дерева, которое находилось через дорогу от указанного выхода. В результате чего, принадлежащему Гальчук В.И. на праве собственности автомобилю ВАЗ-21083 - р/з ***, серебристо-голубого цвета, свидетельство о регистрации 26ТЕ222741 от 28.03.2009 г., были причинены повреждения. Имущественный вред, причиненный истцу в результате указанного происшествия, в соответствии с отчетом №Ф/05/12/09 от 25.12.2009 г. составил 136 472 90 рублей (без учета стоимости заменяемых запчастей из-за износа) и 91 341,94 руб. (с учетом снижения стоимости заменяемых запчастей из-за износа). Также истица понесла расходы в виде оплаты услуг за проведение независимой экспертизы – 3000 рублей.

Гальчук В.И. просила суд взыскать с ответчиков 91 341, 94 рубля (девяносто одну тысячу триста сорок один рубль, девяносто четыре копейки) в качестве возмещения убытков при причинении вреда имуществу; 3 000 (три тысячи) рублей в качестве компенсации расходов на проведение независимой оценки и 3030,23 (три тысячи тридцать) рублей 23 копеек, уплаченной государственной пошлины, 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей в качестве судебных издержек на оплату юридических услуг.

В судебном заседании представитель истицы, по доверенности Дорощенко Р.А., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г.Ставрополя, по доверенности Куницына И.Б., исковые требования не признала и пояснила, что пунктом 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также дорожная деятельность в соответствии с законодательством РФ, отнесены к вопросам местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, решение которых в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и вышеуказанными законодательными актами осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 3.18 Решения Ставропольской городской Думы от 25.04.2002 № 56 «О Правилах по обеспечению чистоты и порядка в городе Ставрополе» содержание зеленых насаждений осуществляется в соответствии с «Правилами озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе», утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 28.01.1998 № 11 (далее - Правила).

Согласно разделу 2.4 указанных Правил состояние зеленых насаждений контролируется посредством проведения плановых общих и частичных осмотров, а при необходимости — внеочередных осмотров. В процессе осмотра выявляются недостатки и причины их появления, проверяется объем и качество работ по уходу, ремонту и содержанию этих насаждений.

Общие осмотры проводятся 2 раза в год — весной и осенью. Внеочередные осмотры проводятся после ливней, сильных ветров, снегопадов, наводнений и пр.

Дерево (тополь) упало на автомобиль истицы 10.12.2009 г., т.е. его осмотр проводился планово осенью 2009 года. Осенний осмотр городских насаждений производится по окончании вегетации растений для проверки их готовности к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к содержанию (эксплуатации) объектов в зимних условиях.

Календарные сроки общих осмотров зеленых насаждений устанавливаются руководителем предприятия зеленого хозяйства, т.е. МУП «Горзеленстрой».

В соответствии с п. 1 раздела 2.5 Правил разрешение на право удаления зеленых насаждений выдается на основании акта, составленного при осмотре зеленых насаждений на месте, и подписывается инженером по охране зеленых насаждений МУП «Горзеленстрой».

Копии актов хранятся в делах МУП «Горзеленстрой» для обеспечения возможности их проверки в течение 10 лет.

Пунктом 8 раздела 2.6 Правил установлено, что финансирование инвентаризации объектов зеленого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, а также финансирование капитального ремонта, в полном объеме осуществляется за счет средств городского бюджета (статья «Благоустройство»).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 30 Устава города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 № 81 «Об Уставе города Ставрополя» (далее по тексту - Устав), структуру органов местного самоуправления города Ставрополя образуют:

Ставропольская городская Дума.

Глава города Ставрополя - мэр города Ставрополя.

Администрация города Ставрополя.

Органы местного самоуправления города Ставрополя действуют в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, а также Уставом города Ставрополя.

Для решения вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в различных областях, создаются отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя с правом юридического лица и финансируемые за счет бюджета города Ставрополя в пределах утвержденной сметы (ст. 53 Устава города Ставрополя).

В соответствии с Уставом города Ставрополя, Положением об администрации Промышленного района города Ставрополя, утвержденным постановлением главы города Ставрополя от 21.02.2005 № 584 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ставрополя», администрация является территориальным органом администрации города Ставрополя, имеет организационно-правовую форму территориального исполнительного органа местного самоуправления, обладает статусом самостоятельного юридического лица.

Согласно п. 3.2.2, 3.2.4 вышеуказанного Положения об администрации Промышленного района города Ставрополя, к полномочиям администрации относятся благоустройство территории района, обеспечение качественного содержания и ремонта дорог местного значения и осуществление мероприятий по соблюдению на территории района, в том числе, Правил озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 28.01.1998 N 11.

В соответствии с Уставом города Ставрополя, Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением главы города Ставрополя от 11.03.2005 № 805 (редакция, действовавшая на момент появления предмета спора), комитет является отраслевым исполнительным органом администрации города Ставрополя, имеет организационно-правовую форму муниципального учреждения и обладает статусом самостоятельного юридического лица.

Согласно пунктам 1.1, 2.1, 2.3.2, 2.3.18 вышеуказанного Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, комитет создан для решения вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя, в том числе в области организации благоустройства территорий города Ставрополя. Комитет является распорядителем бюджетных средств по отраслям: жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, внешнее благоустройство, содержание городских дорог, может выступать заказчиком по новому строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов внешнего благоустройства, инженерных сетей, дорог, осуществлять технический надзор за выполнением работ.

Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя осуществляет общую координацию и выработку основных направлений для деятельности подведомственных муниципальных предприятий, взаимодействует с предприятиями всех форм собственности по вопросам внешнего благоустройства и содержания городских дорог, формирует, размещает и контролирует исполнение муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству города, ремонту и эксплуатации городских дорог.

Решением Ставропольской городской Думы от 26.12.2008 № 46 «О бюджете города Ставрополя на 2009 год» были утверждены основные характеристики бюджета города и в том числе распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по разделам, подразделам, целевым статьям расходов, видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета города Ставрополя согласно приложению 8.

Администрация Промышленного района города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, в соответствии с вышеуказанным решением Ставропольской городской Думы, являются получателями и распорядителями бюджетных средств города Ставрополя на реализацию муниципальной целевой программы «Чистый город Ставрополь на 2007-2009 годы», в рамках которой осуществляются текущее содержание зеленых насаждений, компенсационные посадки деревьев, восстанавливающие экологический баланс после аварийного сноса, строительство и эксплуатация объектов зеленых насаждений, а также строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, в границах городских округов и поселений – в рамках благоустройства.

В рамках вышеуказанной программы органы администрации города Ставрополя заключали муниципальные контракты и договоры, в полном соответствии с целевой направленностью ассигнований и в рамках своих полномочий. Приоритетными направлениями в освоении выделенных средств являются работы по спилу и обрезке аварийных и сухостойных деревьев на внутриквартальных объектах, где такие деревья создают реальную угрозу жизни и здоровью населения: внутри жилых дворов, в районе детских садов, школ, мест массового посещения людей. При определении очередности на снос и обрезку учитывается состояние каждого дерева и степень возможной угрозы, которую оно создает. Все подлежащие сносу и обрезке объекты зеленого хозяйства заранее, до наступления финансового года, учитываются в смете расходов и включаются в муниципальные контракты и договоры, заключаемые со специализированными Подрядными организациями.

Таким образом, администрация города Ставрополя в лице администрации Промышленного района города Ставрополя, комитета городского хозяйства города Ставрополя выполняет все функции по надлежащему контролю за зелеными насаждениями на территории района, соблюдению Правил, содержания и охраны зеленых насаждений и производит все необходимые действия по осуществлению своих полномочий с указанной целью.

Общий осенний осмотр деревьев проводился специалистами комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации Промышленного района города Ставрополя и МУП «Горзеленстрой» с составлением соответствующих актов.

В результате указанного осмотра упавшее дерево не было признано сухостойным или аварийным, следовательно, не подлежало спилу или вырубке.

Кроме того, падению дерева, как пояснило МУП «Горзеленстрой», у которого на праве оперативного управления находится муниципальный фонд зеленых насаждений города Ставрополя, способствовали такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить: порывы ветра до 18 м/с, выпадение осадков в виде снега, постоянная бесконтрольная трансформация зеленых насаждений. Данные обстоятельства подтверждаются письмом Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Ставрополя от 17.03.2010 № 17/264-02-07 РФ и актом обследования деревьев и оценки категории их состояния по результатам внеочередного осмотра от 21.12.2009 (имеются в материалах дела). Администрация города Ставрополя в лице соответствующих органов не могла принять какие-либо меры к предупреждению падения дерева 10.12.2009.

Падение дерева обусловлено объективным процессом, происходящим в организме растения, который протекает независимо от наличия или отсутствия каких-либо действий со стороны ответчика. Таким образом, непосредственная причинно - следственная связь между указанными выше обстоятельствами отсутствует.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий бездействия) государственных органов, органов местного управления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного управления, подлежит возмещению. Общие основания ответственности за причинение вреда установлены ст. 1064 ГК РФ.

Таким образом, из содержания подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по данному делу входят факты:

причинения вреда имуществу Гальчук В.И.;

противоправности бездействия ответчика;

- наличия причинно - следственной связи между противоправным бездействием и наступившим вредом;

- наличия вины причинителя вреда.

Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности перечисленных выше фактов, при недоказанности хотя бы одного из элементов состава правонарушения в удовлетворении иска должно быть отказано.

Разрешая спор по существу, суд должен исходить из наличия противоправности и бездействия ответчика, а также причинно - следственной связи между наступившим вредом и действиями администрации города Ставрополя по осуществлению контроля за благоустройством и озеленением города Ставрополя.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, налицо отсутствие противоправности бездействия администрации города Ставрополя, следовательно, речь идет и об отсутствии причинно - следственной связи между падением дерева и осуществлением своих функций ответчиком, это обоснованно и соответствует материалам дела.

Довод истицы о необходимости применения к правоотношениям сторон ст. 1079 ГК РФ не может быть принят во внимание, поскольку указанная норма права к источникам повышенной опасности относит транспортные средства, механизмы, электрическую энергию высокого напряжения, атомную энергию, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и т.д. Зеленые насаждения к таковым не относятся.

Учитывая, что причинно-следственная связь между действиями администрации города Ставрополя и наступившим вредом, причиненным падением дерева автомобилю Гальчук В.И., отсутствует, а также отсутствует вина администрации города Ставрополя, представитель полагает, что оснований, предусмотренных ст.ст. 15, 1064, 1079 ГК РФ, для взыскания убытков с администрации города Ставрополя в пользу Гальчук В.И. нет.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных исковых требований Гальчук В.И. к администрации города Ставрополя представитель администрации г.Ставрополя просила отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ГУП «Управление капитального строительства СК», по доверенности Енюшина Н.П., исковые требования не признала и пояснила, что ГУП УКС СК создано 17.12.2003 года. Основным видом деятельности предприятия является осуществление функций заказчика и застройщика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов социального и производственного назначения, в том числе жилищного строительства.

13.05.2005 года ответчику было согласовано место размещения застройки жилого микрорайона по улице Пирогова в квартале 526, утвержден акт выбора земельного участка и предоставлен земельный участок в аренду на 3 года площадью 127006 кв.м для проектирования и строительства застройки жилого микрорайона по улице Пирогова в квартале 526 – согласно постановлению главы города Ставрополя от 13.05.2005 г. № 1566 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании государственному унитарному предприятию «Управление капитального строительства Ставропольского края» места размещения застройки жилого микрорайона по улице Пирогова в квартале 526 и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства застройки жилого микрорайона».

20.09.2005 г. постановлением главы города Ставрополя № 3318 «О внесении изменения в постановление главы города Ставрополя от 13.05.2005 № 1566 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании государственному унитарному предприятию «Управление капитального строительства Ставропольского края» места размещения застройки жилого микрорайона по улице Пирогова в квартале 526 и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства застройки жилого микрорайона» срок аренды с 3-х лет был изменен на 5 лет.

ГУП УКС СК был заключен договор аренды земельного участка в границах земель г.Ставрополя от 16.11.2005 года № 4786 сроком на 5 лет до (12.05.2010 года, оформлено землеустроительное дело на указанный земельный участок, утвержденное в октябре 2005 года, оформлен в феврале 2008 года градостроительный план земельного участка.

17 октября 2010 года земельный участок был переоформлен в собственность Ставропольского края согласно п.2 ст.3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.2001 г.

В настоящее время ГУП УКС СК является арендатором земельного участка по договору № 9-12 аренды земельного участка из земель несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края от 14.05.2010 г., сроком на 5 лет до 12 мая 2015 года.

В соответствии с чертежом градостроительного плана земельного участка по ул. Пирогова в квартале 526 города Ставрополя видно, что в границы земельного участка, выделенного под застройку жилого микрорайона и находящегося в собственности Ставропольского края не входит лесополоса (посадка деревьев), расположенная с южной стороны данного земельного участка (направление по чертежу), находящаяся параллельно территории 4-ой горбольницы, на которой произрастало упавшее дерево.

Земельный участок, на котором находится указанная лесополоса (посадка деревьев), относится к землям города, что подтверждается схемой границ земельного участка в приложении к акту согласования границ земельного участка в землеустроительном деле, утвержденном Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю от 29.10.2005 г. (по оглавлению № 9 - Акт (акты) согласования границ объекта землеустройства - лист дела 16). В схеме границ земельного участка указаны буквами границы смежных участков. Интересующий стороны в данном споре смежный участок обозначен границами в описании от «Г1» до «А» – земли города. Представитель ответчика ГУП «Управление капитального строительства СК» по доверенности Енюшина Н.П. просила в случае удовлетворения исковых требований возложить ответственность на администрацию города Ставрополя, в иске к ГУП «Управление капитального строительства СК» в связи с отсутствием оснований для привлечения к ответственности – отказать.

Представитель администрации Промышленного района г.Ставрополя, по доверенности Яровая Ю.И., в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

Круг полномочий администрации района определен Положением об администрации Промышленного района города Ставрополя, утвержденным постановлением главы города Ставрополя от 21.02.2005 №584 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Ставрополя». Согласно положениям Устава города Ставрополя, органы местного самоуправления города, в том числе и администрации районов, являются юридическими лицами, имеют гербовые печати, свои расчетные счета и обособленное имущество. Пунктом 1 статьи 48 ГК РФ установлено понятие юридического лица, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

В соответствии с Положением об администрации (п.6.3), финансовую и экономическую основу администрации района составляет, среди прочего, муниципальное имущество, переданное в оперативное управление администрации района для управленческих функций. Полный перечень такого имущества содержится в договоре №10 от 01.01.2008 о закреплении имущества на праве оперативного управления, действовавшем в 2009 году (копия договора приложена в материалы дела). Среди имущества, закрепленного за администрацией района, ни земельных участков, входящих в состав территории района, ни зеленых насаждений не имеется. Соответственно, бремя содержания зеленых насаждений не возложено на администрацию района ни в силу закона, ни в силу договора, поскольку зеленые насаждения не принадлежат администрации района ни на одном из прав, предусмотренных гражданским законодательством.

Пунктом 3.2.4 Положения об администрации предусмотрено, что администрация района наделена полномочиями на осуществление мероприятий по соблюдению на территории Промышленного района Правил озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 28.01.1998 г. №11 «О Правилах озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе», Как следует из существа указанных Правил озеленения, они направлены в первую очередь на осуществление мероприятий по озеленению города, охране зеленых насаждений от умышленной порчи и уничтожения, восстановлению зеленого хозяйства в случае вынужденной вырубки при застройке озелененных территорий. Для реализации своих полномочий по осуществлению мероприятий, предусмотренных Правилами озеленения администрация района:

- принимает и производит рассмотрение заявлений граждан и
учреждений о необходимости сноса аварийных деревьев и о фактах
незаконного уничтожения зеленых насаждений;

привлекает физических и юридических лиц к выполнению уборки озелененных территорий в рамках общегородских санитарных дней;

создает санитарную комиссию при администрации Промышленного района для контроля за санитарным состоянием и соблюдением правил благоустройства города Ставрополя.

организует работу административной комиссии района по рассмотрению протоколов об административных правонарушениях в области благоустройства населенных пунктов (незаконная порубка, нарушение порядка посадки зеленых насаждений).

Полномочия по уборке и обрезке аварийных и сухостойных деревьев на внутриквартальных территориях были переданы районным администрациям в 2007 году, с началом действия муниципальной целевой программы «Чистый город Ставрополь на 2007-2009 годы», утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 27.12.2006 №158.

Финансирование указанной программы происходит в пределах средств, предусмотренных бюджетом города на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п.6.2 Положения администрация района финансируется в соответствии со сметой расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города; в 2009 году на реализацию целевой программы «Чистый города Ставрополь» администрации района были выделены бюджетные средства в сумме 605 тысяч рублей.

На указанную сумму администрацией района были заключены договоры и муниципальные контракты, в полном соответствии с целевой направленностью средств (копии договоров и контрактов за 2009 год в количестве 5 штук приложены в материалы дела: копия муниципального контракта от 10.03.2009; копия договора №4-у от 20.04.2009; копия договора №3-у от 20.04.2009; копия договора подряда №34 от 15,04.2009; копия договора подряда №32 от25.09.2009). Предметом названных договоров и контрактов является спил, обрезка и вывоз сухостойных и аварийных деревьев на внутриквартальных территориях района.

Администрации районов города являются территориальными органами администрации города Ставрополя. Деятельность администраций районов подотчетна и подконтрольна главе города и городской Думе,

В соответствии с п.4 ст.61 Устава города Ставрополя, На основании закрепленных Уставом разграничений вопросов местного значения, составляющих предметы ведения администраций районов, предусматривается их финансовая обеспеченность,

Как закреплено и в Уставе города, и в Положении об администрации, администрация района финансируется в соответствии со сметой расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете, а также за счет других источников, определенных в положениях об администрациях районов города в соответствии с действующим законодательством. Сметы расходов администраций районов утверждаются городской Думой.

Иного источника финансирования благоустройства на внутриквартальных территориях района, чем статья расходов на цели благоустройства в рамках муниципальной целевой программы «Чистый город Ставрополь», не предусмотрено.

Согласно ст.32 Закона СК от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы (недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, приобретенное органами местного самоуправления за счет собственных средств или переданное органам местного самоуправления в собственность на основании закона.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну муниципального образования.

В соответствии со ст.58 Устава города, к полномочиям администрации города относятся, среди прочего:

- разработка бюджета города, нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых городской Думой;

исполнение принятых главой города и городской Думой решений и постановлений;

обеспечение функционирования служб и учреждений, отнесенных к ведению местного самоуправления, предоставляющих услуги населению;

внесение проектов решений в городскую Думу;

- другие вопросы, предусмотренные действующим законодательством.
Таким образом, достаточное финансирование, разработка нормативной

правовой базы в отношении содержания зеленых насаждений на территории города напрямую зависит от решений администрации города по исполнению ею своих полномочий, закрепленных за ней Уставом города.

Согласно п. 2.4.1 Правил озеленения состояние зеленых насаждений контролируется посредством проведения плановых общих и частичных осмотров, а при необходимости - внеочередных осмотров. В процессе осмотра выявляются недостатки и причины их появления, проверяется объем и качество работ по уходу, ремонту и содержанию этих насаждений.

Пунктом 2.4.2 Правил озеленения общие осмотры проводятся два раза в год - весной и осенью. При общем осмотре обследуются все элементы зеленых насаждений и благоустройства. При частичном осмотре обследуются отдельные элементы насаждений и инженерного оборудования. Периодичность частичных осмотров устанавливается руководителем предприятия зеленого хозяйства. Внеочередные осмотры проводятся после ливней, сильных ветров, снегопадов, наводнений и прочее.

В штате администрации района специалисты (агрономы) отсутствуют, как и не предусмотрено специализированное оборудование. Обследование зеленых насаждений производится согласно письменным обращениям жителей Промышленного района, управляющих компаний. Заявка на обследование лесополосы по ул. Соборной в администрацию района не поступала,

Выделенные бюджетом города Ставрополя денежные средства в размере 605,0 тыс. рублей в рамках ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Благоустройство территории города Ставрополя на 2009 год» освоены в полном объеме.

Учитывая, что на сегодняшний день остро стоит вопрос уборки аварийных деревьев, администрация Промышленного района направила письмо на имя главы города Ставрополя Н.И. Пальцева с просьбой выделить 1500,0 тыс. руб. на выполнение работ по санитарной уборке аварийных деревьев, угрожающих падением, и, создающих угрозу для людей, проживающих многоквартирных жилых домах.

До настоящего времени запрашиваемые денежные средства не получены.

Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что финансирование работ данного направления более чем недостаточно.

В материалы дела не было представлено ни одного нормативно-правового акта, закрепляющего за администрацией района функции по надлежащему контролю за зелеными насаждениями, В Правилах озеленения сказано, что контроль за состоянием и правильной эксплуатацией зеленых насаждений независимо от их принадлежности и формы собственности осуществляет администрация города в лице директоров департамента жилищно-коммунального хозяйства и городского предприятия зеленого хозяйства (п.5 ст. 1.3),

Ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними, в соответствии, с Правилами озеленения, возложена на лиц, прямо указанных в п.1 ст.3.1 Правил озеленения:

- в парках, лесопарках, скверах, на бульварах - на руководителей
городских предприятий зеленого и паркового хозяйства;

на улицах перед строениями до проезжей части, внутри кварталов и в садах микрорайонов - на физических и юридических лиц, имеющих зеленые насаждения на любых основаниях;

на территориях предприятий, ведомств и других организаций, а также на прилегающих к предприятиям участках и в санитарно-защитных зонах, -на руководителей предприятий, ведомств и организаций;

на территориях зеленых насаждений, отведенных под застройку, со дня начала работ - на руководителей организаций, которым отведены земельные участки, или руководителей строительных организаций;

на пустырях - на департамент жилищно-коммунального хозяйства.

Ни одним из указанных статусов администрация района не обладает.

Таким образом, ни осуществления контроля за состоянием зеленых насаждений, ни ответственности за сохранность зеленых насаждений и ухода за ними непосредственно на администрацию района не возложено. Соблюдение Правил озеленения администрация района осуществляет наряду с другими юридическими и физическими лицами, имеющих равные обязанности в отношении зеленых насаждений на территории города. Территориальная принадлежность земельного участка с произрастающим на нем деревом не является для администрации района основанием нести за него какую-либо ответственность, поскольку ни участок, ни дерево не были переданы администрации района ни на хранение, ни в оперативное управление, не находятся у администрации района ни на каком-либо ином вещном праве, как отмечалось ранее.

П.1 ст.3.1 Правил озеленения ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними на территориях предприятий, ведомств и других организаций, а также на прилегающих к предприятиям участках возложена на руководителей предприятий, ведомств и организаций

Таким образом, администрацией района представлены доказательства надлежащего исполнения полномочий, возложенных на нее Положением об администрации, а также решением Ставропольской городской Думы от 27.12.2006 №158 о реализации муниципальной целевой программы.

Ответчиком доказано, что администрация района действует в полном соответствии с существующими законами и правовыми актами, изданными в отношении территориальных органов местного самоуправления, и гражданские права и охраняемые законом интересы истицы ответчиком не нарушены.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред.

Из представленных суду доказательств очевидно, что ответчик причинителем вреда истице не является.

Представитель администрации Промышленного района г.Ставрополя считает требования истца, предъявленные в адрес администрации Промышленного района города Ставрополя необоснованными, виновность действий (либо бездействия) администрации Промышленного района города Ставрополя – недоказанной, и просил суд отказать Гальчук В.И. в удовлетворении иска.

Представитель ответчика ГУП «Управление капитального строительства СК» по доверенности Енюшина Н.П. просила в случае удовлетворения исковых требований возложить ответственность на администрацию города Ставрополя, в иске к ГУП «Управление капитального строительства СК» в связи с отсутствием оснований для привлечения к ответственности – отказать.

Представитель третьего лица МУП «Горзеленстрой», по доверенности Прокудина О.Г., с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что из искового заявления следует, что предметом иска является взыскание убытков в отношении принадлежащего истцу транспортного средства в результате падения дерева, основанием иска – бездействие Администрации города Ставрополя, выразившееся в ненадлежащем контроле за благоустройством городских территорий, озеленением. В качестве правового основания иска Гальчук В.И. указала статью 1069 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой права вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 ГК РФ, таким образом, в предмет доказывания по данному делу входят факты:

- причинение вреда;

- противоправность бездействия ответчика;

- наличие причинно – следственной связи между противоправным бездействием и наступившим вредом;

- наличие вины причинителя вреда.

Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности перечисленных выше фактов, при недоказанности хотя бы одного из элементов состава правонарушения в удовлетворении иска должно быть отказано.

Истцом не приведены нормы права, которые бы регулировали порядок вырубки и обновления зеленых насаждений в городе Ставрополе.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ №161 от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» МУП «Горзеленстрой» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (муниципальное образование).

МУП «Горзеленстрой» как коммерческая организация осуществляет свою деятельность по уборке, спилу, обрезке деревьев согласно заявкам, письмам граждан, организаций, а также по указаниям органов муниципальной власти г. Ставрополя в приделах ежегодного планируемого финансирования, а также на договорной основе («Правил озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе» от 28.01.1998 г. ст. 1.3. п.4). Комитет городского хозяйства города Ставрополя ежегодно заключает с МУП «Горзеленстрой» муниципальный контракт (Копия договора от 13 апреля 2009 г. № 20/09 прилагается). По дереву (тополь канадский), упавшему на перекрестке ул. Соборная и ул. Ворошилова, ранее заявок от граждан, организаций и органов муниципальной власти не поступало.

Статья 296 ГК РФ регламентирует, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленным законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Передача имущества, закрепленного за казенным предприятием или за учреждением на праве оперативного управления, осуществляется по акту приема – передачи.

Гражданским законодательством установлены следующие правовые способы закрепления имущества на балансе организации: на основе права собственности Объекты зеленого хозяйства (зеленые насаждения) в оперативное управление на баланс МУП «Горзеленстрой» органами муниципальной власти г. Ставрополя не передавались. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом. МУП «Горзеленстрой» не несет бремя содержания имущества, так как не является собственником данного имущества.

В соответствии со статьей 3.13 Устава муниципального унитарного предприятия «Горзеленстрой» право хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, принадлежащего Предприятию, возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами (копия Устава прилагается).

Согласно статье 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим кодексом. (Договор № 1 от 01 января 2006г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения).

При выполнении работ по текущему содержанию древесных зеленых насаждений, денежные средства, выделенные бюджетной росписью в первую очередь на удаление зеленых насаждений, представляющих реальную угрозу падения при обычных погодных условиях. При изменении погодных условий все зеленые насаждения становятся опасными (что и произошло в период с 10.12.2009г по 19.12.2009г.)

Зеленые насаждения являются живым организмом и имеют особенные качества. В связи с этим полностью обеспечить безопасную эксплуатацию практически невозможно, из-за постоянной трансформации растений во времени и в зависимости от погодных условий. Падение дерева обусловлено объективным процессом, происходящим в организме растения, который протекает независимо от наличия или отсутствия каких – либо действий со стороны ответчика. Упавшее дерево (тополь канадский) состояние дерева удовлетворительное, с равномерно развитой кроной и с естественным наклоном ствола. В связи с обледенением и утяжелением массы кроны древесного насаждения и сломом у основания корневой системы произошло падение дерева на проезжую часть.

В соответствии с «Правилами озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе» от 28.01.1998 г. статьей 2.4 пунктом 2: внеочередные осмотры проводятся после ливней, сильных ветров, снегопадов, наводнений и прочее. Комиссия МУП «Горзеленстрой» произвела внеочередной осмотр деревьев пострадавших в результате неблагоприятных погодных условий на муниципальных территориях с 10.12.2009 г. по 19.12.2009 г., о чем составлен Акт обследования деревьев и оценки категории их состояния по результатам внеочередного осмотра от 21 декабря 2009 г. Истцом не предоставлены документы об обследовании древесного насаждения независимой экспертизой, в которой бы указывалась иная причина падения древесного насаждения, таким образом, утверждение истца о бездействии Администрации города Ставрополя, что привело к падению дерева, являются не обоснованными и не подтвержденными документально.

МУП «Горзеленстрой» сделан запрос в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Ставрополя о характеристике неблагоприятных погодных условий, в период с 10.12.2009 г. по 19.12.2009 г., при которых была вероятность возникновения непредвидимых ситуаций. В ответе на запрос, в котором описывались обстоятельства, а именно: порывы ветра до 18 м/сек, выпадение осадков в виде снега, что способствовало падению значительного количества древесных зеленых насаждений, а также падению отростков с древесных зеленых насаждений на территории города Ставрополя, о чем и составлен Акт от 21.12.2009 г. Это обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить.

Представитель МУП «Горзеленстрой» просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя, по доверенности Резепова Е.А., с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что в соответствии с Положением о Комитете городского хозяйства
администрации города Ставрополя (далее Комитет), утверждённым
постановлением главы города Ставрополя от 11.03.2005 года № 805 к
основным задачам Комитета относится реализация на территории города
Ставрополя политики по реформированию в области жилищно-
коммунального хозяйства, энергоресурсосбережения, внешнего
благоустройства, инженерных сетей, транспорта и связи, а также
межотраслевых и региональных программ.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 25.02.2009 года № 6 создана городская комиссия по охране зеленых насаждений в городе Ставрополе (далее - комиссия) создается для контроля за соблюдением Правил озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе.

Основными задачами деятельности комиссии являются: обеспечение контроля за соблюдением Правил озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 28.01.1998 N 11, а также охрана, защита, воспроизводство, сохранение биологической устойчивости и предупреждение несанкционированных повреждений и уничтожения зеленых насаждений на территории города Ставрополя, осуществление контроля за их вырубкой (сносом), связанной с осуществлением строительной и иной деятельности.

Рассмотрение письменных обращений граждан и организаций по вопросам обеспечения сохранности зеленых насаждений.

Определение необходимых объемов вырубки зеленых насаждений при осуществлении гражданами и организациями строительной и иной хозяйственной деятельности.

Согласование актов выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства.

Организация и проведение рейдов совместно с муниципальным унитарным предприятием "Горзеленстрой" и другими заинтересованными физическими и (или) юридическими лицами по выявлению и пресечению фактов самовольной вырубки зеленых насаждений.

Подготовка заключений о согласовании вырубки зеленых насаждений, об отказе в согласовании вырубки зеленых насаждений, о невозможности предоставления земельного участка в связи с его отнесением к озелененным территориям общего пользования, о передаче зеленых насаждений на сохранение при предоставлении земельных участков для различных целей.

Состав комиссии утверждается решением Ставропольской городской Думы. В состав комиссии входят 9 членов комиссии.

Кроме того, два раза в год в весенне-летний и осенне-зимний периоды по результатам обследования городских автобусных и троллейбусных маршрутов производится спил веток деревьев, заслоняющих дорожные знаки и угрожающие безопасности дорожного движения.

Вместе с тем, в Комитет ежедневно поступает большое количество жалоб и заявлений граждан, если они касаются представляющих опасность деревьев, то принимаются меры по их спилу.

Непосредственно Комитет спилом аварийных деревьев не занимается, для этого заключаются муниципальные контракты с МУП «Горзеленстрои».

Следует также отметить, что Комитет осуществляет указанную деятельность только по «красным линиям», на внутриквартальные же территории распространяется компетенция районных администраций. Следовательно, на Комитет не может быть возложена обязанность по спилу и обрезке деревьев, расположенных на внутриквартальных территориях.

Следует обратить внимание на метеорологические условия, предшествовавшие падению ветки, а также на процессы, происходящие в организме дерева. Поэтому, несмотря на то, что контролирующими органами были предприняты все зависящие от них меры, вышеуказанные обстоятельства могли привести к падению ветки дерева.

Представитель Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя просила отказать в удовлетворении исковых требований Гальчук В.И.

Представитель Комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя в судебное заседание не явился. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, признав его неявку в судебное заседание неуважительной.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать
полного возмещения причиненных ему убытков (под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

По общим основаниям ответственности за причинение вреда (ст. 1064 ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В судебном заседании установлено, что 10.12.2009 г. на территории Промышленного района г. Ставрополя, на дороге, прилегающей к территории Храма святого великомученика и целителя Пантелеймона, в непосредственной близости к северному выходу из храма, произошло падение дерева, которое находилось через дорогу от указанного выхода. В результате чего, принадлежащему Гальчук В.И. на праве собственности автомобилю ВАЗ-21083 р/з ***, серебристо-голубого цвета, свидетельство о регистрации 26ТЕ222741 от 28.03.2009 г., были причинены механические повреждения, исключающие возможность его дальнейшего эксплуатации без проведения ремонта.

Имущественный вред, причиненный истцу в результате указанного происшествия, в соответствии с отчетом № Ф/05/12/09 от 25.12.2009 г. составил 91 341,94 руб. с учетом снижения стоимости заменяемых запчастей из-за износа. Возражения относительно представленной оценки материального ущерба от лиц, участвующих в деле, не поступали.

Устав города Ставрополя, Положение об администрации города Ставрополя (утвержденное постановлением главы города Ставрополя от 10.04.2006 № 1005), Положение об администрации Промышленного района города Ставрополя (утвержденное постановлением главы города Ставрополя от 21.02.2005 № 584 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ставрополя») закрепляет правовой статус администрации Промышленного района города Ставрополя как самостоятельного юридического лица, финансируемого из бюджета города Ставрополя, наделенного полномочиями по благоустройству территории района, обеспечению качественного содержания и ремонта дорог местного значения и осуществлению мероприятий по соблюдению на территории района, в том числе, Правил озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 28.01.1998 N 11.

Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (ст. 51 Устава города Ставрополя), п.п.1.1 Положения об администрации города Ставрополя) к полномочиям которого п.5 ст. 9 Устава города Ставрополя в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-Ф3 отнесено решение вопросов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя.

Администрация Промышленного района является территориальным органом администрации города Ставрополя, имеет организационно-правовую форму территориального исполнительного органа местного самоуправления.

Решением Ставропольской городской Думы от 26.12.2008 г. № 46 «О бюджете города Ставрополя на 2009 год» были утверждены основные характеристики бюджета города и в том числе распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по разделам, целевым статьям расходов, видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета города Ставрополя согласно приложению 8.

Администрация Промышленного района города Ставрополя в соответствии с утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 26.12.2008 г. №46 и сметой распределения бюджетных ассигнований на 2009 год является получателем и распорядителем бюджетных средств города Ставрополя на реализацию муниципальной целевой программы «Чистый город Ставрополь 2007-2009 годы», в рамках которой осуществляется текущее содержание зеленых насаждений, компенсации посадки деревьев, восстанавливающие экологический баланс аварийного сноса, строительство и эксплуатация объектов зеленый насаждений, а так же строительство и модернизация автомобильных дорог общего пользования. Согласно п. 14 Приказа Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» в состав работ по озеленению входит «обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 9 Устава города Ставрополя Ставропольского края (принят решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2008 г. N 81) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и деятельность по организации благоустройства и озеленения территории города Ставрополя отнесены к вопросам местного значения, обязанность по решению которых в свою очередь возложена на местную администрацию — администрацию города Ставрополя.

Пункт 6.2 Положения об администрации свидетельствует, что администрация Промышленного района финансируется в соответствии со сметой расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.

Из пояснений представителя администрации г.Ставрополя Куницыной И.Б. следует, что пунктом 8 раздела 2.6 Правил установлено, что финансирование инвентаризации объектов зеленого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, а также финансирование капитального ремонта, в полном объеме осуществляется за счет средств городского бюджета (статья «Благоустройство»). В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьей 30 Устава города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 № 81 «Об Уставе города Ставрополя» (далее по тексту – Устав) структуру органов местного самоуправления города Ставрополя образуют:

Ставропольская городская Дума.

Глава города Ставрополя - мэр города Ставрополя.

Администрация города Ставрополя.

Органы местного самоуправления города Ставрополя действуют в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, а также Уставом города Ставрополя.

Для решения вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в различных областях, создаются отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя с правом юридического лица и финансируемые за счет бюджета города Ставрополя в пределах утвержденной сметы (ст. 53 Устава города Ставрополя).

Администрация Промышленного района города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, в соответствии с вышеуказанным решением Ставропольской городской Думы, являются получателями и распорядителем бюджетных средств города Ставрополя на реализацию муниципальной целевой программы «Чистый город Ставрополь на 2007-2009 годы», в рамках которой осуществляются текущее содержание зеленых насаждений, компенсационные посадки деревьев, восстанавливающие экологический баланс после аварийного сноса, строительство и эксплуатация объектов зеленых насаждений, а также строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства.

В рамках вышеуказанной программы органы администрации города Ставрополя заключали муниципальные контракты и договоры, в полном соответствии с целевой направленностью ассигнований и в рамках своих полномочий. Приоритетными направлениями в освоении выделенных средств являются работы по спилу и обрезке аварийных и сухостойных деревьев на внутриквартальных объектах, где такие деревья создают реальную угрозу жизни и здоровью населения: внутри жилых дворов, в районе детских садов, школ, мест массового посещения людей. При определении очередности на снос и обрезку учитывается состояние каждого дерева и степень возможной угрозы, которую оно создает. Все подлежащие сносу и обрезке объекты зеленого хозяйства заранее, до наступления финансового года, учитываются в смете расходов и включаются в муниципальные контракты и договоры, заключаемые со специализированными подрядными организациями. Как видно из статьи расходов на цели благоустройства в рамках муниципальной целевой программы «Чистый город Ставрополь», предусмотренные бюджетом 2009 года исполнены в полном объеме. Иного источника финансирования благоустройства на внутриквартальных территориях района, чем статья расходов на цели благоустройства в рамках муниципальной целевой программы «Чистый город Ставрополь», не предусмотрено.

В то же время комитет городского хозяйства осуществляет указанную деятельность только по «красным линиям», на внутриквартальные же территории распространяется компетенция районных администраций. Следовательно, на Комитет не может быть возложена обязанность по спилу и обрезке деревьев, расположенных на внутриквартальных территориях.

В материалы дела не было представлено ни одного нормативно-правового акта, закрепляющего за администрацией района функции по надлежащему контролю за зелеными насаждениями, В Правилах озеленения сказано, что контроль за состоянием и правильной эксплуатацией зеленых насаждений независимо от их принадлежности и формы собственности осуществляет администрация города в лице директоров департамента жилищно-коммунального хозяйства и городского предприятия зеленого хозяйства (п.5 ст. 1.3), при этом актов осмотра зеленых насаждений, с целью профилактики возможности их падения и причинения ущерба, на право удаления зеленых насаждений подписанных инженером по охране зеленых насаждений МУП «Горзеленстрой» для обеспечения возможности их проверки в течение 10 лет, в суд не предоставлено.

Очевидно, что основным распорядителем бюджетных средств органа местного самоуправления является непосредственно администрация г.Ставрополя. Администрация города Ставрополя в лице администрации Промышленного района города Ставрополя, комитета городского хозяйства города Ставрополя выполняет все функции по надлежащему контролю за зелеными насаждениями на территории района, соблюдению Правил, содержания и охраны зеленых насаждений и производит все необходимые действия по осуществлению своих полномочий с указанной целью. Следовательно, ущерб, причиненный в результате падения дерева на автомобиль истцы, должен быть возмещен за счет средств органа местного самоуправления. Территориальная принадлежность земельного участка с произрастающим на нем деревом не является для администрации района основанием нести за него какую-либо ответственность, поскольку ни участок, ни дерево не были переданы администрации района ни на хранение, ни в оперативное управление, не находятся у администрации района ни на каком-либо ином вещном праве.

В том случае если имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей администрацией Промышленного района города Ставрополя, Комитетом городского хозяйства города Ставрополя, МУП «Горзеленстрой», либо иными лицами, администрация г.Ставрополя как распорядитель бюджетных средств вправе требовать возмещения ущерба с виновных лиц – при доказанности невыполнения ими возложенных на них обязанностей, поскольку четких разграничений обязанностей каждого органа в рамках выделенных на эти цели средств по территориям, улицам, на указанный период администрацией не разработано. Таких доказательств суду не представлено.

Доказательств со стороны администрации г.Ставрополя и иных лиц, участвующих в деле, свидетельствующих о наличии форс-мажорных обстоятельств на дату происшествия – 10.12.2009 г., суду также не представлено. Как следует из ответа Ставропольского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 18.08.2010 г., имели место следующие погодные условия: максимальный порыв ветра достигал 12 м/с, средняя скорость ветра 4,8, осадки отсутствовали, поэтому оснований для освобождения от ответственности по возмещению ущерба, причиненного гражданину, не имеется.

Кроме того, ответчиками не представлено доказательств о том, что автомобиль истцы был припаркован в неположенном месте, либо при наличии запрещающего дорожного знака.

Как пояснил представитель истицы в суде, автомобиль истицы был припаркован на проезжей части дороги по всем правилам дорожного движения, дерево произрастало примерно в пяти-семи метрах от проезжей части дороги с противоположной стороны дороги, от места парковки автомобиля истицы.

Судом установлено, что проведенным дознавателем отдела ОВД по Промышленному району г. Ставрополя осмотром места происшествия установлен факт причинения транспортному средству истицы механических повреждений. В результате осмотра был составлен рапорт, из которого следует, что отсутствуют признаки какого-либо преступления, либо административного правонарушения. Исходя их указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что нарушений правил парковки автомобиля истицы не установлено. Сведения о привлечении в административной ответственности за нарушения правил дорожного движения в материалах дела отсутствуют.

Основания ответственности за причинение вреда, установленные статьей 1064, 1069 ГК РФ, подтверждены совокупностью проверенных доказательств.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что обязанность по благоустройству территории, на которой произошло указанное происшествие, включая уход за зелеными насаждениями и благоустройству улично-дорожной сети, а, следовательно, ответственность за вред, причиненный вследствие ненадлежащего контроля за состоянием придорожной полосы и непринятием мер по устранению опасных ситуаций возложена на администрацию г. Ставрополя, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гальчук В.И. и о взыскании с администрации города Ставрополя за счет соответственно казны муниципального образования убытков при причинении вреда имуществу в размере 91 341 руб. 94 коп; 3 000 рублей в качестве компенсации за проведение независимой оценки.

В материалы дела не было представлено ни одного нормативно-правового акта, закрепляющего за администрацией района функции по надлежащему контролю за зелеными насаждениями, вне красных линий. В Правилах озеленения сказано, что контроль за состоянием и правильной эксплуатацией зеленых насаждений независимо от их принадлежности и формы собственности осуществляет администрация города в лице директоров департамента жилищно-коммунального хозяйства и городского предприятия зеленого хозяйства (п.5 ст. 1.3), при заключении контрактов в этих целях.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд взыскивает с администрации города Ставрополя расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах в размере 11 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 15, 1064, 1079 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Ставрополя Ставропольского края, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гальчук В.И.к Администрации города Ставрополя о возмещении убытков, судебных расходов, расходов на оплату услуг представителя – удовлетворить частично.

Взыскать с администрации города Ставрополя в пользу Гальчук В.И. 91 341, 94 рубля (девяносто одна тысяча триста сорок один рубль, девяносто четыре копейки) в качестве возмещения убытков при причинении вреда имуществу.

Взыскать с администрации города Ставрополя в пользу Гальчук В.И. 3 000 (три тысячи) рублей в качестве компенсации расходов на проведение независимой оценки.

Взыскать с администрации города Ставрополя в пользу Гальчук В.И. 3030,23 (три тысячи тридцать) рублей 23 копеек, уплаченной государственной пошлины при подаче иска в суд.

Взыскать с администрации города Ставрополя в пользу Гальчук В.И. 11 000 (одиннадцать тысяч) рублей в качестве судебных издержек на оплату услуг представителя.

В остальной части требований о взыскании издержек на оплату услуг представителя – отказать.

В удовлетворении исковых требований В.И.к ГУП «Управление капитального строительства СК» и администрации Промышленного района г.Ставрополя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено 25 октября 2010 года

Судья З.Л.Кравченко