Решение суда 11.11.2010 г о взыскании расходов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по иску Нацвиной Л. И. к Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края, ГУП СК «Труновское МДРСУ» Ставропольский край о взыскании солидарно расходов, связанных с причинением вреда здоровью в виде платных медицинский услуг, компенсации морального вреда, суммы материального ущерба причиненного в результате ДТП, расходов, связанных с определением размера причиненного материального ущерба, расходов в виде уплаченной государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Нацвина Л.И. обратилась в суд с иском к Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края, ГУП СК «Труновское МДРСУ» Ставропольский край о взыскании солидарно расходов, связанных с причинением вреда здоровью в виде платных медицинский услуг, компенсации морального вреда, суммы материального ущерба причиненного в результате ДТП, расходов, связанных с определением размера причиненного материального ущерба, расходов в виде уплаченной государственной пошлины, обосновав свои требования тем, что 26 февраля 2010 года в 17 часов 30 минут на 13-м километре автомобильной дороги Кропоткин - Новоалександровск (Новоалександровский район СК) произошло дорожно-транспортное происшествие с моим участием. Двигаясь по направлению к городу Новоалександровск на принадлежащем мне автомобиле ----------- с разрешенной на данном участке пути скоростью, соблюдая правила ПДД, она попала в яму в покрытии дороги, в результате чего мой автомобиль опрокинулся и перевернулся.

В результате произошедшего ДТП ей был причинен вред здоровью, моральный вред и значительный материальный вред повреждением автомобиля.

Актом судебно-медицинского обследования №419 ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», в целях установления наличия повреждений и квалифицирующего признака вреда здоровью, при обследовании были отмечены повреждения - непрямая травма грудно-поясничного отдела позвоночника в виде его дисторсии (растяжение капсульно - связочного аппарата) с мышечно - тоническим и болевыми синдромами, которые могли образоваться 26.02.2010 г. В условиях ДТП, и имеют квалифицирующий признак кратковременного расстройства здоровья на срок до 3-х недель, указывающий, на причинение легкого вреда здоровью истицы.

Для определения заболевания, назначения лечения и определения тяжести причиненного вреда здоровью, истица была вынуждена воспользоваться платными медицинскими услугами медицинских учреждений, для чего потратила 475 рублей 00 копеек на рентгенографию пояснично-крестцового отдела позвоночника и 587 рублей на проведение судебной - медицинской экспертизы, что подтверждается соответствующими направлениями, чеками и квитанциями об оплате.

Согласно Справке ГИБДД об участии в ДТП, автомобиль Нацвиной Л.И. получил следующие механические повреждения: деформированы крыша, левая передняя дверь, левое переднее крыло, правое заднее крыло, разбиты передний и задний бамперы и левое и правое зеркала заднего вида. После мойки и технической проверки автомобиля в сервисном центре «Субару» на предмет устранения неисправностей и установления стоимости восстановительных работ были также выявлены другие повреждения автомобиля, полученные в результате ДТП (бачок стеклоомывателя, колесо переднее рулевое, подкрылок передний левый, крепление левое переднего бампера, крепление правое переднего бампера, фара передняя левая, боковой указатель поворота пр., стекло ветровое, обивка крыши и т.д.). Полный перечень частей автомобиля подлежащих ремонту или замене, а также их стоимость и стоимость работ указаны в Ремонт-калькуляции № 58 от 01.03.2010 г. (на 5 л.), произведенном фирмой «Статус-Авто» (Субару центр г.Ставрополь), по которому сумма материального ущерба составляет 414 788, 00 (запчасти – 255 995 руб., стоимость работ - 90 240 руб., окраска - 68 553 руб.).

На мойку автомобиля, на проведение проверочных работ, на устранение некоторых неисправностей и деффкетовку истица была вынуждена потратить 1650,00 рублей, что подтверждается чеком и заказ - нарядом от 01.03.2010 года.

Вызванными на место происшествие сотрудниками ГИБДД в присутствии свидетелей был составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, которым была зафиксирована яма в дорожном покрытии (ставшая причиной ДТП) размером 5, 8 метров длинной, 2,1 метров шириной и 12 сантиметров глубиной.

В результате рассмотрения материалов административного дела по факту произошедшего ДТП было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26.02.2010 года. Указанным постановлением было установлено, что Нацвина Л.И., двигалась по автомобильной дороге по своей полосе не меняя направления в соответствии с правилами ПДД РФ, совершила наезд в находящуюся на этой полосе движения яму, в результате чего произошло опрокидывание автомобиля. Нарушений ею требований правил дорожного движения не установлено в связи с чем, за отсутствием события правонарушения производство по делу прекращено.

На момент аварии ограждение, предупреждающие знаки и освещение данного места отсутствовали вопреки требованию ГОСТ 50597-93 (п. 4.4.1 Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03года), что также могут подтвердить свидетели - очевидцы ДТП. Яма находилась на пути движения и возможности ее безопасного объезда у неё не имелось.

В данном случае причиной ДТП явилось ненадлежащее исполнение органом исполнительной власти (Министерством дорожного хозяйства Ставропольского края) и организацией, ответственной за содержание дорог, (ГУП СК "Труновское МДРСУ") своих обязанностей по содержанию дороги, выразившихся в нарушении требований Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 50597-93), а именно пунктов 3.1.1 и 3.1.2, которыми установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В случае, когда эксплутационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям указанного государственного стандарта на них должны быть возведены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

В адрес Министерства дорожного хозяйства и в адрес ГУП СК "Труновское МДРСУ" 15 марта 2010 года истицей были направлены претензии с требованием возместить причиненный мне в результате ДТП вред моему имуществу и компенсировать моральный вред, связанный с событием ДТП и полученным легким вредом моему здоровью.

Для урегулирования настоящего спора во внесудебном порядке, Нацвина Л.И. вместе с претензиями направила ответчикам для ознакомления все имевшиеся в ее распоряжении документы по данному делу (Схема места ДТП от 26.02.2010 г.; Акт выявленных недостатков в содержании дорог; Акт медицинского освидетельствования от 26.02.2010 г.; Справка об участии в ДПТ от 26.02.2010 г.; Справка о ДТП от 26.02.2010 г.; Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26.02.2010г.; Ремонт-калькуляция № 58 от 01.03.2010 г.; контрольный лист № 58 от 01.03.2010 г.; чек ООО АСК «Статус-Авто» от 01.03.2010 г.; Заказ-наряд № 0000002941 от 01 марта 2010 г.) и предложила им в установленный законом срок возместить причиненный вред.

Просила суд взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Труновское МДРСУ" солидарно в ее пользу расходы, связанные с причинением вреда здоровью в виде платных медицинских услуг в размере 1 062 рублей 00 копеек; взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Труновское МДРСУ" солидарно в ее пользу компенсацию морального вреда – физических и нравственных страданий, связанных с событием ДТП, причинением вреда моему здоровью и лечением в размере 50000 рублей 00 копеек; взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Труновское МДРСУ" солидарно в ее пользу сумму материального ущерба (стоимость запчастей, ремонтных работ и покраски), причиненного имуществу (автомобилю) в результате ДТП, в размере 246058 рублей 00 копеек согласно заключению экспертов; взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Труновское МДРСУ" солидарно в ее пользу расходы, связанные с определением размера причиненного материального ущерба в размере 1 650 рублей 00 копеек, взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Труновское МДРСУ" солидарно в ее пользу понесенные мною судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 7575 рублей 00 копеек и расходов, связанных с проведением экспертизы в размере 13792 рублей.

В судебном заседании истица Нацвина Л.И. заявленные в исковом заявлении основания по иску поддержала, однако после проведения по делу судебной авто-технической экспертизы свои требования в части размера взыскиваемого материального ущерба изменила и просила суд взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Труновское МДРСУ» солидарно в её пользу сумму материального ущерба (стоимость запчастей, ремонтных работ и покраски), причинённого её имуществу (автомобилю) в результате ДТП, в размере 246058 рублей 00 копеек. Также в судебном заседании истица дополнительно заявила требование о взыскании с Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края и государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Труновское МДРСУ" солидарно в её пользу расходов по оплате комплексной судебной авто-технической экспертизы в размере 13 792 рублей 50 копеек. В остальной части настаивала на удовлетворении её требований в полном объёме.

Представитель истицы по письменному заявлению Калугин А.Н. основания и уточненные исковые требования Нацвиной Л.И. поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края Легенина Т.Б. в суде исковые требования не признала и поясняла, что требования, предъявленные к министерству, безосновательны и не подлежат удовлетворению. Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) в
соответствии с Положением о министерстве дорожного хозяйства Ставропольского края
утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 апреля 2008 г.
№280 (далее - Положение), является органом исполнительной власти Ставропольского края, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и нормативно- правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства в пределах своей компетенции. На основании п. 10.2. Положения министерство выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций. Содержанием автомобильных дорог министерство не занимается. Министерство в рамках своих полномочий, как бюджетный распорядитель делает заявку необходимых бюджетных средств министерству финансов Ставропольского края, которое в свою очередь доводит выделенные из бюджета Ставропольского края лимиты до министерства дорожного хозяйства.

Закон Ставропольского края от 09.12.2009 N 87-кз (в ред. от 08.04.2010) "О бюджете Ставропольского края на 2010 год" принятом Государственной Думой Ставропольского края 26.11.2009 на содержание автомобильных дорог в крае выделено 444,1 млн. рублей, вся эта сумма выставлена на торги согласно Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 05.05.2010) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и по итогам торгов на всю сумму заключены государственные контракты.

Министерство также сообщало, что обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Труновском, Изобильненском, Красногвардейском, Новоалександровском районах в соответствии с государственным контрактом № мдх/10/срд-06 от 01.02.2010г., заключенным по итогам открытого аукциона № 336-ЗА по лоту 6 (протокол аукционной комиссии комитета Ставропольского края по государственному заказу от 19 января 2010 года № 12-3 36-3 А) (далее - Контракт), возложены на ГУП СК «Труновское МДРСУ». Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края в данном контракте выступает государственным заказчиком на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. На основании вышеизложенного министерство дорожного хозяйства Ставропольского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу, а, следовательно исковые требования не подлежат удовлетворению. Так же, в реестре государственного имущества Ставропольского края находятся автомобильные дороги в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования утвержденным, постановлением Правительства Ставропольского края от 23.12.2009 N 334-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края (автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения)». Автомобильная дорога Кропоткин - Новоалександровск в нем не значится. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ГУП СК «Труновское МДРСУ» Глебова Л.Е. в суде исковые требования признала частично и по поводу структуры дорожной отросли и ответственности за содержание автодорог пояснила, ГУП «Труновское МДРСУ» выполняет обязательства по заключенным договорам и контрактам заключенных по результатам аукционов и несет ответственность в их приделах. Содержание автодороги Новоалександровск - Кропоткин, осуществляется ГУП "Труновское МДРСУ" на основании заключенного по результатам торгов государственного контракта №МДХ/10/срд-06 от 01 февраля 2010 г. с министерством дорожного хозяйства Ставропольского края на содержание дорог общего пользования регионального значения, согласно прилагаемого перечня автодорог и сметных расчетов и выделенных лимитов. Производство работ по ямочному ремонту с использованием асфальтобетонной смеси в соответствии с требованиями технологического регламента возможно лишь при температуре воздуха не ниже + 50С и сухом основании. Исковые требования признала в части возмещения причиненного имуществу (автомобилю) в результате ДТП, в размере 246058 рублей 00 копеек согласно заключению экспертов; и в части расходов, связанные с определением размера причиненного материального ущерба в размере 1 650 рублей 00 копеек. Просила суд отказать в удовлетворении остальных исковых требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что 26 февраля 2010 года в 17 часов 30 минут на 13-м километре автомобильной дороги Кропоткин-Новоалександровск (Ставропольский край) произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителя Нацвиной Ларисы Ивановны – истицы по делу. Двигаясь по направлению к городу Новоалександровск на принадлежащем ей автомобиле --------------- с разрешенной на данном участке пути скоростью, соблюдая правила ПДД, Нацвина Л.И. попала в яму в покрытии дороги, в результате чего её автомобиль опрокинулся и перевернулся.

По договору добровольного страхования транспортных средств автомобиль ----------------- застрахован не был.

Сотрудником ИДПС ОРДПС ГИБДД ГУВД по СК г. Изобильный лейтенантом милиции -----------. в присутствии свидетелей ------------. был составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, которым была зафиксирована яма в дорожном покрытии размером 5,8 метров длинной, 2,1 метров шириной и 12 сантиметров глубиной, в которую попал автомобиль истицы.

Из объяснений истицы, которые сторонами не оспаривались, следует, что на момент ДТП ограждение, предупреждающие знаки и освещение данного места отсутствовали вопреки требованию ГОСТ 50597-93, ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03, яма находилась на пути движения автомобиля и возможности ее безопасного объезда не имелось из-за встречного потока автомобилей.

В результате рассмотрения материалов административного дела по факту произошедшего ДТП заместителем командира 2-го взвода ОРДПС ГИБДД ГУВД по СК г. Изобильный капитаном милиции ------------ было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26.02.2010 года, которым было установлено, что гражданка Нацвина Л.И., двигалась по автомобильной дороге по своей полосе не меняя направления в соответствии с правилами ПДД РФ, допустила наезд в находящуюся на этой полосе движения яму в асфальтно-бетонном покрытии, в результате чего произошло опрокидывание автомобиля. В результате ДТП транспортное средство получило механические повреждения. Нарушений требований правил дорожного движения водителем Нацвиной Л.И. не установлено в связи с чем, за отсутствием события правонарушения производство по делу об административном правонарушении прекращено. Из заключения экспертов № 058-Э/10 от 18.10.2010 года следует, что в рассматриваемой дорожной ситуации необходимым условиями возникновения происшествия является выбоина в дорожном покрытии, наличие которой подтверждается схемой ДТП и Актом выявленных недостатков в содержании дорог движения, а также отсутствие ограждений, предупреждающих знаков и освещения данного места на момент ДТПА, вопреки требованиям п.4.4.1 ГОСТ 50597-93. Имеющиеся механические повреждения на автомобиле были образованы при наезде на выбоину в дорожном покрытии и при последующем опрокидывании автомобиля. Характер повреждений автомобиля соответствует заявленному ДТП. Величина компенсации причиненного материального ущерба автомобилю, принадлежащего Нацвиной Л.И. с учетом износа составляет 246058 рублей. Нарушение правил содержание участка дороги на 13-м километре автомобильной дороги Кропоткин- Новоалександровск, выразившиеся в наличии выбоины в дорожном покрытии, а также отсутствие ограждений, предупреждающих знаком и сведения данного места на момент ДТП, в рассматриваемой дорожной ситуации являлось необходимым условиями возникновения происшествия.

Согласно статье 12 закона "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 Положения «О министерстве дорожного хозяйства Ставропольского края», утвержденном Постановлением Губернатора Ставропольского края за № 280 от 17.04.2008 года Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и нормативно-правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства в пределах своей компетенции.

Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) в
соответствии с Положением о министерстве дорожного хозяйства Ставропольского края
утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 апреля 2008 г.
№280 (далее - Положение), является органом исполнительной власти Ставропольского края, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и нормативно- правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства в пределах своей компетенции. На основании п. 10.2. Положения министерство выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций. Содержанием автомобильных дорог министерство не занимается. Министерство в рамках своих полномочий, как бюджетный распорядитель делает заявку необходимых бюджетных средств министерству финансов Ставропольского края, которое в свою очередь доводит выделенные из бюджета Ставропольского края лимиты до министерства дорожного хозяйства.

Закон Ставропольского края от 09.12.2009 N 87-кз (в ред. от 08.04.2010) "О бюджете Ставропольского края на 2010 года принятом Государственной Думой Ставропольского края 26.11.2009 на содержание автомобильных дорог в крае выделено 444,1 млн. рублей, вся эта сумма выставлена на торги согласно Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 05.05.2010) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и по итогам торгов на всю сумму заключены государственные контракты.

ГУП «Труновское МДРСУ» выполняет обязательства по заключенным договорам и контрактам заключенных по результатам аукционов и несет ответственность в их приделах. Содержание автодороги Новоалександровск - Кропоткин, осуществляется ГУП "Труновское МДРСУ" на основании заключенного по результатам торгов государственного контракта №МДХ/10/срд-06 от 01 февраля 2010 г. с министерством дорожного хозяйства Ставропольского края на содержание дорог общего пользования регионального значения, согласно прилагаемого перечня автодорог и сметных расчетов и выделенных лимитов.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 23.12.2009 N 334-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края (автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения)» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края. Соответственно, в реестр имущества Ставропольского края внесена автомобильная дорога «Новоалександровск – Кропоткин» (в границах Ставропольского края), наименование которой внесено в вышеуказанный перечень.

Ответчиком Министерством дорожного хозяйства Ставропольского края представлены доказательства о том, что им приняты все зависящие от него меры по устранению недостатков и благоустройству автомобильных дорог на обслуживаемой территории, в том числе и автомобильной дороги «Новоалександровск – Кропоткин» (в границах Ставропольского края).

Так, Министерством дорожного хозяйства Ставропольского края (Государственный заказчик) заключен государственный контракт № МДХ/10/срд-06 от 01.02.2010 на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них для государственных нужд Ставропольского края с ГУП СК «Труновское межрайонное дорожное ремонтно-строительное управление» (подрядчик).

Согласно пункту 1.1 указанного контракта подрядчик принимает на себя обязательства выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них в Труновском, Изобильненском, Красногвардейском, Новоалександровском районах Ставропольского края в соответствии с требованиями нормативных документов, технической документации и обеспечивает сохранность автодорог и бесперебойное, безопасное движение по ним автомобильного транспорта, а Государственный заказчик берет на себя обязательства обеспечить приемку и оплатить работы в соответствии с условиями данного контракта.

Исходя из изложенного, учитывая сложность и специфику выполнения работ, принимая во внимание, что Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края является лишь государственным заказчиком, суд приходит к выводу о том, что собственником (балансодержателем) приняты все зависящие от него меры по благоустройству и содержанию принадлежащих ему автомобильных дорог. Поэтому заявленные исковые требования Нацвиной Л.И.

Таким образом, в соответствии со структурой дорожной отрасли Ставропольского края обязанность по строительству, ремонту и содержанию дорог в Новоалександровском районе Ставропольского края лежит на ГУП СК "Труновское МДРСУ".

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Нацвиной Л.Н. к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Труновское МДРСУ" в части взыскания сумму материального ущерба, причиненного имуществу (автомобилю) в результате ДТП в размере 246058 рублей 00 копеек, расходов, связанных с определением размера причиненного материального ущерба в размере 1 650 рублей 00 копеек. При этом суд по основаниям изложенным выше, не находит правовых основания для солидарной ответственности отказывает истице в удовлетворении требований к Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края.

В результате произошедшего ДТП Нацвиной Л. И. был причинен вред здоровью.

Актом судебно-медицинского обследования № 419 от 22.04.2010 года ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», проведенного на основании письменного частного обращения Нацвиной Л.И., установлено, что при судебно-медицинском обследовании 22.04.2010 года у гр. Нацвиной Л.И. были отмечены повреждения – непрямая травма грудно-поясничного отдела позвоночника в виде его дисторзии (растяжение капсульно-связочного аппарата) с мышечно-тоническим и болевым синдромами, которые могли образоваться 26.02.2010 года в условиях ДТП, и имеют квалифицирующий признак кратковременного расстройства здоровья на срок до трёх недель, указывающий на причинение лёгкого вреда здоровью.

Пунктом 1 статьи 1085 ГК РФ закреплено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Имеющимися в материалах дела документами (квитанцией № 741175 ГУЗ «Бюро судмедэкспертизы» на сумму 587 рублей 00 копеек и договором на оказание платных медицинских услуг № 128849 ЗАО «ККДЦ» и чеком об оплате услуг рентгенографии пояснично-крестцового отдела позвоночника на сумму 475 рублей 00 копеек) подтверждаются расходы, связанные с причинением вреда здоровью в виде платных медицинских услуг в размере 1 062 рублей 00 копеек, т.е. расходы истицы на её лечение, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении указанный требований.

Требования Нацвиной Л.Н. к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Труновское МДРСУ в части взыскания расходов, связанных с причинением вреда здоровью в виде платных услуг в размере 1062 руб. 00 коп. подлежат удовлетворению, при этом суд как указано выше не находит оснований для солидарной ответственности.

Что касается требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, то суд приходит к следующему.

Факт, что в результате полученных телесных повреждений при ДТП, истцу был причинен моральный вред, является очевидным и в силу ст. 55 ГПК РФ не нуждается в доказывании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.

В соответствии со ст.ст. 151, 1099 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Постановлением Пленума ВС РФ N 10. от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» даны разъяснения о том, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Исходя, из всех обстоятельств по настоящему делу, суд исходит из прямого смысла закона, ст. ст. 151, 1099 ГК РФ о том, что обязательства причинителя морального вреда, имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие на личные неимущественные блага, либо здоровье путем денежных выплат.

Кроме того, компенсацию морального вреда нельзя отождествлять с имущественной ответственностью. Цель компенсации - не компенсировать денежные потери потерпевшего, а загладить моральный вред. Компенсация морального вреда не может служить средством обогащения.

Учитывая все исследованные обстоятельства по настоящему делу, суд приходит к выводу, об удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей и о взыскании указанной суммы с государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Труновское МДРСУ».

В соответствии со ст.ст. 88, 98 ГПК РФ суд взыскивает с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Труновское МДРСУ» государственную пошлину в размере 5727 рублей пропорционально удовлетворенным требованиям и 13792 руб. 50 коп. расходы по комплексной судебной авто-технической экспертизы.

На основании изложенного и руководствуясь постановлением Пленума ВС РФ N 10. от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», ст.ст. 151, 1085, 1099 ГК РФ, ст.ст. 194-199, 103 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нацвиной Л. И. к Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края, ГУП СК «Труновское МДРСУ» Ставропольский край о взыскании солидарно расходов, связанных с причинением вреда здоровью в виде платных медицинский услуг, компенсации морального вреда, суммы материального ущерба причиненного в результате ДТП, расходов, связанных с определением размера причиненного материального ущерба, расходов в виде уплаченной государственной пошлины - удовлетворить частично.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Труновское МДРСУ» в пользу Нацвиной Л.И. расходы, связанные с причинением вреда здоровью в виде платных медицинских услуг в размере 1 062 рублей 00 копеек.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Труновское МДРСУ» в пользу Нацвиной Л.И. компенсацию морального вреда – физических и нравственных страданий, связанных с событием ДТП, причинением вреда её здоровью и лечением в размере 1000 рублей 00 копеек.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Труновское МДРСУ» в пользу Нацвиной Л.И. сумму материального ущерба (стоимость запчастей, ремонтных работ и покраски), причиненного её имуществу (автомобилю) в результате ДТП, в размере 246 058 рублей 00 копеек.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Труновское МДРСУ» в пользу Нацвиной Л.И. расходы, связанные с определением размера причиненного материального ущерба в размере 1 650 рублей 00 копеек.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Труновское МДРСУ» в пользу Нацвиной Л.И. понесенные истицей судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворённых имущественных требований в размере 5 727 рублей и 13 792 руб. 50 коп. расходы по комплексной судебной авто-технической экспертизы.

В удовлетворении исковых требований Нацвиной Л.И. к Министерству дорожного хозяйства Ставропольского края о взыскании расходов, связанных с причинением вреда здоровью в виде платных медицинских услуг, компенсации морального вреда, суммы материального ущерба причинённого в результате ДТП, расходов связанных с определением размера причиненного материального ущерба, расходов в виде уплаченной государственной пошлины - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2010 года.

Судья А.А. Коробейников