Решение суда 01.12.2010 г. по заявлению Рыжова А.Ю.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 01 декабря 2010 года

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Рыжова А.Ю. об установлении юридического факта пригодности строения для постоянного проживания

У С Т А Н О В И Л :

Рыжов А.Ю. обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта пригодности садового домика, расположенного на садовом земельном участке, по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, СТ « ----------- - для постоянного проживания, обосновав свои требования тем что, ему на основании договора дарения земельного участка с садовым домиком от 12 марта 2003 года на праве собственности принадлежит садовый домик, площадью 27.7 квадратных метров, кадастровый (или условный) номер 26:12:000000:0000:25835/192:1001/А, расположенный по адресу: город Ставрополь, СТ « ----------, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АГ 142430 от 31 марта 2003 года, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю. Указанный садовый домик расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:12:020303:265, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства, площадь 499 квадратных метров, расположенный по адресу: город Ставрополь, -----------. Земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности на основании договора дарения от 12 марта 2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АГ 142429 от 31 марта 2003 года, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю. Указанный садовый домик является для заявителя единственным пригодным для проживания помещением. Заявитель на сегодняшний день нигде не зарегистрирован, проживает по адресу: город Ставрополь, ------------

К указанному садовому домику, расположенному на садовом земельном участке, подключены сети электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации (выгребная яма). Несущие и ограждающие строительные конструкции указанного жилого строения, расположенного на садовом земельном участке, находятся в удовлетворительном техническом состоянии и пригодны для эксплуатации. В указанном жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, имеется набор помещений, необходимых для проживания в нем людей круглый год. Технические решения, принятые при строительстве дома, соответствуют строительным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации, обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Указанный садовый домик располагается в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. В настоящее время, указанное строение числится как садовый домик, и поэтому заявитель не имеет возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства. Установление факта пригодности садового домика для постоянного проживания заявителю необходимо для регистрации в нем по месту жительства.

Заявитель Рыжов А.Ю. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить в полном объеме, а также рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Бочарниковой С.А.

В судебном заседании представитель заявителя Бочарникова С.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Ставрополя, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица - управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - СТ «Арония» Чеботарева М.М. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство согласно которому просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, против заявленных Рыжовым А.Ю. требований не возражала и просила удовлетворить.

С учетом мнения представителя заявителя суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Рыжова А.Ю. в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

Место жительства гражданина определено как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

Жилищный Кодекс конкретизировал конституционно-правовое понятие "жилищный фонд" (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Таким образом, критерием отнесения объекта недвижимости к государственному жилищному фонду является фактическая пригодность жилого строения для постоянного проживания. Следовательно, не исключается возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.

Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством

Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.

Согласно Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14.04.2008 г. № 7-п исключая Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.

Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. Между тем Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам, или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

Таким образом, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, согласно договору дарения от 12 марта 2003 года заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АГ 142429 от 31 марта 2003 года, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю. На указанном земельном участке расположен садовый домик площадью 27,7 квадратных метров, кадастровый (или условный) номер 26:12:000000:0000:25835/192:1001/А, который принадлежит заявителю на праве собственности на основании договора дарения от 12 марта 2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АГ 142430 от 31 марта 2003 года, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю. Согласно справкам, выданным председателем СТ «Арония», Рыжов А.Ю. действительно является собственником вышеуказанного садового домика, находящегося на территории СТ «Арония» и проживает вместе с семьей на территории садоводческого товарищества с 2003 года по настоящее время, оплачивает все коммунальные платежи, согласно заключенных договоров: поставки газа, снабжения электрической энергией, отпуска питьевой воды и приема сточных вод, вывоза твердых бытовых отходов.

Письмом отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в Октябрьском районе города Ставрополя Рыжову А. Ю. в регистрации по месту жительства по адресу: город Ставрополь, --------- отказано и рекомендовано для перевода помещения в разряд жилых для последующей регистрации граждан по месту жительства, обратиться в администрацию города Ставрополя.

Рыжов А.Ю. обратился в Администрацию города Ставрополя о подготовке правоустанавливающих документов об изменении вида разрешенного использования земельного участка № 169 в садоводческом товариществе «Арония» на индивидуальное жилищное строительство. На что 14.07.2010 г. № 09/02-01/1-2957 получено уведомление об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, в связи с тем, что по проекту корректировки генерального плана города Ставрополя ряд садоводческих товариществ попадает в территорию жилой застройки, но данный проект рассчитан на развитие города в течение последующих 20 лет и на сегодняшний день развитие инфраструктуры в данных районах не предусмотрено бюджетами города и края. А так же в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 14 апреля 2008 года за № 7-П для регистрации по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом участке, жилые строения, расположенные на дачных участках могут быть признаны пригодными для проживания в судебном порядке.

В представленном Техническом заключении № 124-10 о возможности перевода садового дома (литеры «А», «а», «а1») под жилой дом в ------------ в городе Ставрополе, утверждено и.о. начальника МУП «Земельная палата» В.А. Васяниным от 17.02.2010 года, содержаться выводы о том, что несущие и ограждающие строительные конструкции садового дома (литер «А», «а», «а1») находятся в удовлетворительном техническом состоянии. Строительные конструкции пригодны для эксплуатации. К садовому дому подключены сети электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации (выгребная яма). Технические решения, принятые при строительстве садового дома (литер «А») обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания.

Таким образом, заключением эксперта установлено, что перевод указанного садового дома под жилой возможен, так как имеет все необходимые коммуникации.

В связи с этим, судом установлено, что Рыжов А.Ю. постоянно проживает садовом домике площадью 27,7 квадратных метров, расположенном на садовом земельном участке по адресу: город Ставрополь, ----------, который пригоден для постоянного проживания.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, т.е. фактов, имеющих юридическое значение.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает эти факты лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" " абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Таким образом, признан неконституционным запрет регистрации по месту жительства в садовых и дачных домах, пригодных для постоянного проживания.

Признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (Постановление Конституционного Суда N 7-П от 14.04.2008).

В суде нашло подтверждение того, что Рыжов А.Ю. на момент рассмотрения дела в суде регистрации по месту жительства или в ином месте не имеет. Другого пригодного для проживания помещения у заявителя нет, что подтверждается справками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ГУП Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация» от 29.11.2010 года.

С учетом вышеизложенного, суд находит требования Рыжова А.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Рыжова А. Ю. об установлении юридического факта пригодности строения для постоянного проживания - удовлетворить.

Установить юридический факт пригодности садового домика, расположенного на садовом земельном участке по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ----------------- - для постоянного проживания.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья А.А. Коробейников