Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2010 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Коробейникова А.А.,
при секретаре Умаровой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Кудельского А.А. об установлении юридического факта пригодности строения для постоянного проживания.
У С Т А Н О В И Л:
Кудельский А.А. обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта пригодности строения для постоянного проживания, обосновав свои требования тем, что Кудельскому А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок № - площадью 1044 кв.м. в садоводческом товариществе « -------» и расположенное на нем жилые строения без права регистрации, лит. «А» площадью 103, 6 кв. м, лит. «Б», площадью 61, 4 кв. м что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 07.07. 2010 г. № 26-26-12/049/2006 -175 и от 28.09.2010 г. № 26-26-01/035/2010-076, №26-26-01/111/2010-788.
В июле 2010 года он обратился в управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу регистрации по месту жительства в садоводческом товариществе «Химик». Он проживает с семьей и работает на территории города Ставрополя более 10 лет и другого жилья в городе Ставрополе не имеет. Письмом за № 48/9233 от 20.10.10 заявителю сообщили, что в соответствии с п. 16 гл. 3 постановления Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995 г. «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации» и рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в администрацию г. Ставрополя.
На его обращение в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с просьбой перевести садовый дом в жилое помещение в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, был получен ответ с рекомендацией обратиться в суд с признанием садового домика жилым и пригодным для постоянного проживания.
Так же разъяснялось, что в соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-ГТ «По делу о проверке конституционности абзаца второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» Конституционной суд Российской Федерации признал несоответствующим Конституции Российской Федерации абзац 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Вышеуказанным постановлением правовая норма о запрете, регистрации признана неконституционной в части, ограничивающей право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. В своем постановлении Конституционный суд отметил, что признание данной нормы несоответствующей основному закону страны, требует внесения изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для чего Правительству Российской Федерации необходимо внести соответствующий проект на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. До принятия соответствующих нормативных актов жилые строения, расположенные на садовых участках, могут быть признаны пригодными для постоянного проживания в судебном порядке. Таким образом, заявитель и его семья могут быть зарегистрированы по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении без проведения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка № 70 в садоводческом товариществе «Химик», под индивидуальное жилищное строительство. С целью оказания помощи жителям города Ставрополя, проживающим на территории садоводческих товариществах, и упрощения порядка регистрации по месту постоянного проживания комитетом градостроительства администрации города Ставрополя разрабатывается временный порядок по признанию садового дома пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства. После согласования временного порядка с территориальными органами Федеральных служб по Ставропольскому краю и городскими службами города Ставрополя регистрация граждан в пригодном для постоянного проживания жилом строении и, расположенном на садовом земельном участке будет осуществляться без обращения граждан в судебные инстанции. Однако до настоящего времени никакого порядка не принято.
Дом заявителя под лит. «А» - это 2-х этажное здание с одноэтажной пристройкой состоит из 6 жилых комнат. Так же в доме имеется кухня, ванная, туалет. К дому подведен газ, вода, свет. Проведено автономное отопление. Имеется техническое заключение о состоянии строительных конструкций строения, в резолютивной части которого сказано, что несущие и ограждающие строительные конструкции находятся в хорошем состоянии. Технические решения, принятые при строительстве дома соответствуют строительным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации и обеспечивают, безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Перевод садового дома лит. «А» под жилой дом возможен, для проживания в нем людей круглый год.
Дом лит. «Б» одноэтажное здание из 3 жилых комнат, имеются также кухня, ванная туалет. К дому подведен газ, вода, электроэнергия. Проведено автономное отопление. Имеется техническое заключение о состоянии строительных конструкций строения, в резолютивной части которого сказано, что несущие и ограждающие строительные конструкции находятся в хорошем состоянии. Технические решения, принятые при строительстве дома соответствуют строительным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации и обеспечивают, безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Перевод садового дома лит. «Б» под жилой дом возможен, для проживания в нем людей круглый год.
Представитель заявителя Баскакова Т.С., действующая на основании доверенности от 23 октября 2010 года, заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд об их удовлетворении.
Заявитель Кудельский А.А. просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил соответствующее заявление.
Представитель заинтересованного лица - комитета градостроительства администрации города Ставрополя, извещенный судом надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица - управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения представителя заявителя, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Место жительства гражданина определено как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
Жилищный Кодекс конкретизировал конституционно-правовое понятие "жилищный фонд" (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Таким образом, критерием отнесения объекта недвижимости к государственному жилищному фонду является фактическая пригодность жилого строения для постоянного проживания. Следовательно, не исключается возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством
Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
Согласно Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14.04.2008 г. № 7-п исключая Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.
Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. Между тем Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам, или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Таким образом, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что Кудельскому А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок № -------- площадью 1044 кв.м. в садоводческом товариществе --------- и расположенное на нем жилые строения без права регистрации, лит. «А» площадью 103, 6 кв.м, лит. «Б», площадью 61, 4 кв. м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 07.07. 2010 г. № 26-26-12/049/2006 -175 и от 28.09.2010 г. № 26-26-01/035/2010-076, №26-26-01/111/2010-788.
В июле 2010 года заявитель обратился в управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу регистрации по месту жительства в садоводческом товариществе « --------
Письмом за № 48/9233 от 20.10.10, заявителю сообщили, что в соответствии с п. 16 гл. 3 постановления Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995 г. «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации» и рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в администрацию г. Ставрополя.
На его обращение в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с просьбой перевести садовый дом в жилое помещение в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, 19.10.201г. был получен ответ с рекомендацией обратиться в суд с признанием садового домика жилым и пригодным для постоянного проживания.
Согласно справки, выданной председателем СТ «Химик» Кудельский А.А. действительно проживает вместе с семьей на территории садоводческого товарищества.
Из справки № 10, выданной СТ «Химик» усматривается, что Кудельский А.А. действительно является собственником вышеуказанного недвижимого имущества, находящегося на территории СТ «Химик», оплачивает все коммунальные платежи, согласно заключенных договоров: поставки газа, снабжения электрической энергией, отпуска питьевой воды и приема сточных вод, вывоза твердых бытовых отходов, задолженности по оплате не имеет.
Другого пригодного для проживания помещения у заявителя нет, что подтверждается справкой из ГУП Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация» от 20.09.2010 года.
Дом под лит. «А» - это 2-х этажное здание с одноэтажной пристройкой состоит из 6 жилых комнат. Так же в доме имеется кухня, ванная, туалет. К дому подведен газ, вода, свет. Проведено автономное отопление. Имеется техническое заключение о состоянии строительных конструкций строения, в резолютивной части которого сказано, что несущие и ограждающие строительные конструкции находятся в хорошем состоянии. Технические решения, принятые при строительстве дома соответствуют строительным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации и обеспечивают, безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Перевод садового дома лит. «А» под жилой дом возможен, для проживания в нем людей круглый год. Дом лит. «Б» одноэтажное здание из 3 жилых комнат, имеются также кухня, ванная туалет. К дому подведен газ, вода, электроэнергия. Проведено автономное отопление.
Имеется техническое заключение о состоянии строительных конструкций строения, в резолютивной части которого сказано, что несущие и ограждающие строительные конструкции находятся в хорошем состоянии. Технические решения, принятые при строительстве дома соответствуют строительным нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Перевод садового дома лит. «Б» под жилой дом возможен, для проживания в нем людей круглый год.
Таким образом, заключением эксперта установлено, что перевод указанного садового дома под жилой возможен, так как имеет все необходимые коммуникации.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, т.е. фактов, имеющих юридическое значение.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает эти факты лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" " абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Таким образом, признан неконституционным запрет регистрации по месту жительства в садовых и дачных домах, пригодных для постоянного проживания.
Признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (Постановление Конституционного Суда N 7-П от 14.04.2008).
С учетом вышеизложенного, суд находит заявление Кудельского А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Кудельского Александра Андреевича об установлении юридического факта пригодности строения для постоянного проживания - удовлетворить.
Установить факт пригодности жилого строения лит. «А», общей площадью 103, 6 кв.м., расположенного на земельном участке № --------- в садоводческом товариществе « ----------», для постоянного проживания.
Установить факт пригодности жилого строения лит. «Б», общей площадью 64,4 кв.м., расположенного на земельном участке № -------- в садоводческом товариществе « ----------» для постоянного проживания.
Данное решение суда служит основанием для регистрации по месту жительства в управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю после внесения изменений в свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество - строения лит. «А», общей площадью 103, 6 кв.м., лит. «Б», общей площадью 64, 4 кв.м., расположенного на земельном участке № ------- в садоводческом товариществе « ---------» для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.
Судья А.А. Коробейников