Решение суда 08.12.2010 г. по иску Кулиш Я. Ю. к администрации города Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

08 декабря 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулиш Я. Ю. к администрации города Ставрополя, третьи лица: комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя о признании бездействие администрации г. Ставрополя по рассмотрению заявления о реализации первоочередного права на получение земельного участка и предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - незаконным, обязании администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

У С Т А Н О В И Л :

Кулиш Я.Ю. обратился в суд с иском к администрации города Ставрополя о признании действий незаконными по отказу в предоставлении земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение, взыскании компенсации морального вреда.

В последующем истец уточнил исковые требования, просил суд признать бездействие администрации г. Ставрополя по рассмотрению заявления, о реализации первоочередного права на получение земельного участка и предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - незаконным, обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, обосновав свои требования тем, что Кулиш Ярослав Юрьевич, инвалид 2 группы, 16 сентября 2010 года обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст.17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях долгосрочной аренды.

08.10.2010 года Кулиш Я.Ю. получил сообщение Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя под названием «о порядке предоставления земельного участка», в котором указано, что для реализации его права на первоочередное получение земельного участка для целей, указанных ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимо обратиться в КУМИ администрации г. Ставрополя.

22.10.2010 года Кулиш Я.Ю. следуя рекомендациям Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка в пределах границ г. Ставрополя для строительства индивидуального жилого дома примерной площадью 120-150 кв.м. на условиях долгосрочной аренды, на что 27.10.2010 года получил развернутый ответ под названием (о предоставлении земельного участка) из которого следует, что так как продажа земельных участков и продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для ИЖС осуществляется только на аукционах и, что только в случае издания администрацией г. Ставрополя соответствующего постановления, с ним могут заключить договор купли-продажи.

Таким образом, формально администрация города Ставрополя не отказывала в предоставлении участка по договору аренды Кулиш Я.Ю., однако по сути его заявление о предоставлении земельного участка под ИЖС именно на условиях долгосрочной аренды администрацией не рассмотрено, что в принципе можно назвать бездействием органа местного самоуправления по решению вопроса о реализации, внеочередного права на получение земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Истец считает, что указанное бездействие в предоставлении ему земельного участка для ИЖС незаконным.

Истец считает, что для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно только заявления и справки МСЭ.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Незаконное бездействие администрации города Ставрополя по решению вопроса о предоставлении Кулиш Я.Ю. земельного участка для строительства дома нарушает его право, гарантированное Конституцией РФ на защиту и помощь со стороны государства. В течение последнего времени он и его семья находятся в тяжелом психологическом состоянии. Так как ответчик отказывается в добровольном порядке удовлетворить его законные требования, Кулиш Я.Ю. вынужден затрачивать свое время и средства для защиты нарушенных прав.

Своими действиями ответчик наносит Кулиш Я.Ю. нравственные страдания, то есть моральный вред, на возмещение которого он имеет право в соответствии со ст. 151 ГК РФ, так как нарушаются личные неимущественные права на социальную защиту со стороны государства, установленные Конституцией РФ, ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181 ФЗ. Моральный вред, нанесенный истцу оценивается в сумму 10000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Перепадя С.М. и истец Кулиш Я.Ю. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении и просили суд об удовлетворении иска.

Представитель администрации города Ставрополя Куницына И.Б. заявленные требования не признала, пояснив, что считает, что отсутствуют признаки бездействия администрации города Ставрополя, так как фактически ответ Кулиш И.Б. получил. В настоящее время нормативно-правовой акт о порядке предоставления земельных участков инвалидам на территориальном и муниципальном уровне отсутствуют. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающий, что действиями или бездействиями администрации города Ставрополя Кулиш И.Б. причинен моральный вред. Просила суд в удовлетворении требований отказать.

Представитель комитета по управлению муниципальный имуществом города Ставрополя Павлова К.И. исковые требования не признала и просила суд в их удовлетворении отказать.

Представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Ромащенко И.В. исковые требования не признала, пояснения представителя администрации города Ставрополя поддержала и просила суд в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ).

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что Кулиш Ярослав Юрьевич, инвалид 2 группы, 16 сентября 2010 года обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст.17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях долгосрочной аренды.

08.10.2010 года Кулиш Я.Ю. получил сообщение Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя под названием «о порядке предоставления земельного участка», в котором указано, что для реализации его права на первоочередное получение земельного участка для целей, указанных ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимо обратиться в КУМИ администрации г. Ставрополя.

22.10.2010 года, Кулиш Я.Ю. следуя рекомендациям Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка в пределах границ г. Ставрополя для строительства индивидуального жилого дома примерной площадью 120-150 кв.м. на условиях долгосрочной аренды, на что 27.10.2010 года получил развернутый ответ под названием (о предоставлении земельного участка) из которого следует, что так как продажа земельных участков и продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для ИЖС осуществляется только на аукционах и, что только в случае издания администрацией г. Ставрополя соответствующего постановления, с ним могут заключить договор купли-продажи.

Таким образом, формально администрация города Ставрополя не отказывала в предоставлении участка по договору аренды Кулиш Я.Ю., однако по сути его заявление о предоставлении земельного участка под ИЖС именно на условиях долгосрочной аренды администрацией не рассмотрено, что в принципе можно назвать бездействием органа местного самоуправления по решению вопроса о реализации, внеочередного права на получение земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Истец считает, что указанное бездействие в предоставлении ему земельного участка для ИЖС незаконным.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) рассмотрение обращения - государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления к приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно только заявления и справки МСЭ.

Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Причем никаким нормативно-правовым актов форма указанного заявления не предусмотрена.

В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Также и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по своей сути является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-0-0, данная льгота реализуется гражданами на практике.

Согласно ст. 48 Устава города Ставрополя администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом, а также муниципальными правовыми актами города Ставрополя.

Исходя из положений п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (утв. постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Из пояснений представителя администрации города Ставрополя следует, что нормативно-правовой акт на региональном уровне, который регулировал бы порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам отсутствует.

Из пояснений представителя истца следует, что ранее Кулиш Я.Ю. обращался в суд для защиты своих прав с иском, оспаривая отказ администрации г.Ставрополя о предоставлении Кулиш Я.Ю. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства в собственность, безвозмездно-незаконным и обязании администрацию г.Ставрополя устранить допущенные нарушения закона. Решением суда от 08.04.2010 года в удовлетворении исковых требований Кулиш Я.Ю. было отказано. В последующем истец обратился с жалобой в Конституционный суд Российской Федерации и 30.08.2010 года ему был дан ответ, из которого следует, что он, как инвалид имеет право на земельный участок, предоставленный ему на праве аренды.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что достоверные, допустимые, относимые доказательства того, что заявление Кулиш Я.Ю. от 13.09.2010 года, принятое администрацией города Ставрополя было рассмотрено и администрацией города Ставрополя в адрес Кулиш Я.Ю. был дан ответ по существу его требований суду не представлено.

Полученные Кулиш Я.Ю. 08.10.2010 года сообщение комитета градостроительства администрации г. Ставрополя под названием «о порядке предоставления земельного участка» и 27.10.2010 года комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя «о предоставлении земельного участка» не могут служить доказательством действий администрации по рассмотрению заявления Кулиш Я.Ю.

В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела установлено бездействие администрации города Ставрополя по рассмотрению заявления о реализации первоочередного права на получение земельного участка и предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем, заявление Кулиш Я.Ю. в части признания бездействия администрации незаконным, обязании администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона подлежит удовлетворению.

Истцом суду не предоставлено достоверных доказательства того, что бездействием администрации города Ставрополя Кулиш Я.Ю. причинены физические и нравственные страдания, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований в части взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 Устава города Ставрополя; ст.ст. 254-255, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кулиш Ярослава Юрьевича к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании бездействия администрации г. Ставрополя по рассмотрению заявления о реализации первоочередного права на получение земельного участка и предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - незаконным, обязании администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей - удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации г. Ставрополя по рассмотрению заявления Кулиш Ярослава Юрьевича о реализации первоочередного права на получение земельного участка и предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - незаконным и обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение, рассмотреть в установленные законом сроки заявление Кулиш Ярослава Юрьевича о предоставлении земельного участка.

В удовлетворении остальных исковых требований Кулиш Ярослава Юрьевича - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья А.А. Коробейников