Решение суда 02.02.2010 г. по заявлению Дзилихова В.М. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 декабря 2010 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Губановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дзилихова В.М. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Дзилихов В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, обосновав свое заявление тем, что он является участником (ветераном) боевых действий, что подтверждается удостоверением участника (ветерана) боевых действий серии БК №--, выданным Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2004 года. Пунктом 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ предусматривается возможность бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в собственность гражданам и юридическим лицам осуществляется за плату на торгах, если иное не предусмотрено федеральными законами и настоящим Законом. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 12 названного Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации ветеранам боевых действий, признанным таковыми Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», уволенным в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет. На основании ч. ч. 1-2 ст. 15 упомянутого Закона бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам или юридическим лицам осуществляется однократно. Учет граждан, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, были предоставлены бесплатно, ведется органами местного самоуправления и специально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края. В соответствии со ст. 18 названного Закона отдельные государственные полномочия Ставропольского края по управлению и распоряжению землями, находящимися в собственности Ставропольского края, могут передаваться органам местного самоуправления в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края. По смыслу норм земельного законодательства РФ в случае бесплатного предоставления земельных участков гражданам должна соблюдаться установленная законом (ст. 30.1 ЗК РФ) процедура предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства: без предварительного согласования места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Постановлением главы г. Ставрополя от 17.02.2009 года № 468 «О Порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской федерации и Ставропольского края» утвержден Порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. Данным постановлением главы г. Ставрополя обязанности по приему заявлений и ведению учета граждан, имеющих указанное право, возложены на МУ «Архитектурно-строительный заказ г. Ставрополя»; комитет градостроительства администрации г. Ставрополя уполномочен вести учет граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно. Он 25.06.2008 года обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением на имя главы г. Ставрополя о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, согласно действовавшей на момент обращения статье 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». Нормы земельного законодательства Российской Федерации предусматривают разумные сроки рассмотрения уполномоченными органами местного самоуправления заявлений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам. Так, п. 3 ст. 32 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. На основании действовавшего на момент обращения пункта 3 ст. 11 вышеупомянутого Закона СК от 01.08.2003 года № 28-кз решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления. Установление границ земельного участка на местности и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка осуществляется за счет заявителя. В соответствии со ст. 21 названного Закона, по заявлению заинтересованного лица либо специально уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка в месячный срок со дня подачи указанного заявления либо обращения. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Решение о бесплатном предоставлении гражданам земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня получения от заинтересованного лица заявления с приложением документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Проведение кадастровых работ в отношении предоставленного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет осуществляются в соответствии с федеральными законами за счет заявителя. Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, а также установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ч. 1 ст. 47 Устава г. Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 года № 81, глава г. Ставрополя - мэр г. Ставрополя является высшим должностным лицом г. Ставрополя и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 48 Устава г. Ставрополя к компетенции главы г. Ставрополя отнесено принятие решений о предоставлении, изъятии земельных участков. Частью 2 ст. 47 Устава г. Ставрополя установлено, что глава г. Ставрополя является выборным должностным лицом местного самоуправления г. Ставрополя. Вместе с тем, орган местного самоуправления, ни в лице комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, ни в лице МУ «Архитектурно-строительный заказ г. Ставрополя», ни в ином лице, до настоящего времени не сообщил ему надлежащим образом (письменно, в установленные сроки) о результатах рассмотрения поданного заявления. На неоднократные его устные обращения в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, в МУ «Архитектурно-строительный заказ г. Ставрополя», содержащие просьбы/требования сообщить о результатах рассмотрения заявления, поданного им в июле 2008 года, работниками указанных структурных подразделений администрации г. Ставрополя ему было разъяснено, что подобного рода заявления рассматриваются межведомственной комиссией по архитектурно-строительным вопросам администрации г. Ставрополя (МВК). До настоящего времени о результатах рассмотрения МВК его заявления ему ничего неизвестно, испрашиваемый заявителем земельный участок ему не предоставлен. Фактически действия (бездействие) администрации г. Ставрополя означают отказ от предоставления ему земельного участка, на который он имеет право в соответствии с законом. Он считает очевидным, что вышеописанные действия (бездействие) администрации г. Ставрополя нарушают охраняемые законом права и интересы, в т.ч. охраняемые законодательством о ветеранах, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод, в т.ч. права на предусмотренное законодательством о ветеранах бесплатное предоставление ему земельного участка в собственность и др. Администрацией г. Ставрополя пропущены все предусмотренные сроки рассмотрения заявления о предоставлении ему земельного участка как участнику (ветерану) боевых действий. В связи с бездействием администрации г. Ставрополя он несет материальные (рост цен на строительные материалы) и временные потери, т.к. не может в запланированное им время получить земельный участок, заказать проект, истребовать разрешение на строительство, начать работы по возведению жилья, и, тем самым, разрешить остро стоящий перед ним жилищный вопрос: его семья проживает в однокомнатной квартире. На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в не рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, не предоставлении ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, обязать администрацию г. Ставрополя в месячный срок предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство бесплатно.

Заявитель Дзилихов В.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Дзилихова В.М., с участием его представителя по доверенности Шуаева Р.Г.

Представитель заявителя Дзилихова В.М. по доверенности Шуаев Р.Г. в судебном заседании поддержал заявление Дзилихова В.М. и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица -администрации г. Ставрополя по доверенности Жукова М.В. заявление Дзилихова В.М. не признала и просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в её письменных возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя» по доверенности Кольцова Е.Н. заявление Дзилихова В.М. не признала и просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в её письменных возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности Беляев С.И. заявление Дзилихова В.М. не признал, поддержал позицию администрации г. Ставрополя и МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя», просил суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях представителей администрации г. Ставрополя и МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Статья 28 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 11, 29 ЗК РФ, ст. 48 Устава г. Ставрополя, предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. При этом законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица на основании решения органа местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по формированию земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Решение о бесплатном предоставлении гражданам земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня получения от заинтересованного лица заявления с приложением документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Нормами Земельного кодекса РФ (статьей 32) также предусмотрены сроки, в течение которых должно быть принято решение о предоставлении земельного участка.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.

Как следует из материалов дела, представителями администрации г. Ставрополя, МУ «АСЗ г. Ставрополя» сведений о том, что Дзилихову В.М. дан ответ на заявление о предоставлении земельного участка, не представлено.

Таким образом, требования о признании действий администрации г. Ставрополя, выразившиеся в длительном рассмотрении его заявления о постановке на учет и предоставлении земельного участка незаконными, подлежат удовлетворению.

Согласно нормам Земельного и градостроительных кодексов Российской Федерации при предоставлении земельного участка, как объекта недвижимости, он должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет. Как видно из заявления Дзилихова В.М., он просит предоставить ему земельный участок в собственность под индивидуальное жилищное строительство, без указания конкретного адреса.

Следовательно, администрацией г. Ставрополя совместно с заявителем должна быть проведена работа по формированию свободного, не обремененного правами третьих лиц земельного участка на территории г. Ставрополя и только после этого земельный участок может быть предоставлен заявителю. Кроме того, формирование земельного участка, в том числе установление его границ на местности, изготовление кадастрового плана производится за счет обратившихся лиц (п. 1 ст. 32 и абз. 2 п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, по заявлению Дзилихова В.М., ни администрацией г. Ставрополя, ни самим заявителем данные виды работ, которые необходимы для принятия решения главой г. Ставрополя о предоставлении земельного участка проведены не были.

Следовательно, суд считает, что сторонам по делу необходимо соблюдать процедуру предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством и в установленные федеральными законами РФ и законами субъекта РФ и актами органа местного самоуправления сроки.

В соответствии с ч. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы заявленных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и рассмотреть заявление Дзилихова В.М. о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Суд считает, что в настоящем судебном заседании не нашло своего подтверждения то обстоятельство, что имеется бездействие органа местного самоуправления, выраженное в не предоставлении земельного участка.

Боле того, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд не вправе предрешать существа спора, которое должно быть принято органом местного самоуправления по заявлению Дзилихова В.М. о предоставлении ему земельного участка, а как усматривается из требований Дзилихова В.М., он указанными требованиями, предъявленными в суд, пытается заменить решение органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, стороны должны доказать те обстоятельства на которые ссылаются.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Анализ материалов данного гражданского дела приводят суд к убеждению о том, что требования заявления Дзилихова В.М. о признании незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в не предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, и об обязании администрации г. Ставрополя в месячный срок предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку считает их заявленными преждевременно, и суд считает необходимым разъяснить, что в случае отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка заявитель не лишается возможности обжаловать действия (бездействия) органа местного самоуправления после рассмотрения его заявления о предоставлении ему земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Дзилихова В.М. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в не рассмотрении заявления Дзилихова В.М. о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно незаконным.

Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и рассмотреть заявление Дзилихова В.М. о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требований заявления Дзилихова В.М. о признании незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в не предоставлении Дзилихову В.М. земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, отказать.

В удовлетворении требований заявления Дзилихова В.М. об обязании администрации г. Ставрополя в месячный срок предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство бесплатно отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 7 декабря 2010 года.

Судья А.И.Эминов