Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 декабря 2010 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Губановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Ронжина В.С. о признании незаконными действий государственного органа,
У С Т А Н О В И Л :
Ронжин В.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий государственного органа, обосновав свое заявление тем, что он является участником Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. 14.10.2010 года он обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением по вопросу принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 11.11.2010 года администрация г. Ставрополя отказала в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 53, п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок - пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых ухудшились жилищные условия заявителя. Считает отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным по следующим основаниям. Он является инвалидом Великой Отечественной войны 1 группы, награжден боевыми орденами и медалями, Орденом Великой Отечественной войны 2-ой степени, нагрудным знаком «Фронтовик 1941-1945». Проживает в квартире, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. ---, --, кв. --. В вышеуказанной квартире, площадью 68,4 кв.м., так же проживают: Ронжин В.Г., Ронжина Н.В., Ронжин М.В., Братишко А.Ю., Братишко Е.В., Братишко Ю.А.. Указанная квартира с 1994 года по 2009 год принадлежала на праве общей совместной собственности Ронжину В.Г., Ронжиной Н.В., Ронжину М.В., Ронжину B.C., Братишко Е.В. В мае 2009 года для упрощения вступления в наследство, он заключил договор купли-продажи с правнучкой Братишко А.Ю.. В октябре 2010 года Ронжин B.C. обратился в жилищное управление администрации г. Ставрополя с письменным заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании положений ФЗ № 5 от 12.01.1995 года «О ветеранах». В удовлетворении данного заявления ему было отказано, поскольку не прошло 5 лет со дня совершения им действий по распоряжению долей в квартире. Он прошел всю Великую Отечественную войну, имеет боевые ордена и награды, получил ранения. Никакого умысла ухудшать свои жилищные условия у него не было, есть ФЗ о ветеранах, который ему предоставляет такое право. В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ № 5 от 12.01.1995 года «О ветеранах» (в редакции Федеральных законов от 6.05.2010 года № 79-ФЗ) инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки путем обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 марта 2005 года, инвалиды боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Он является ветераном Великой Отечественной войны, участвовал в боевых сражениях во время Великой Отечественной войны, получил военные травмы, имеет соответствующие ордена и награды, является инвалидом 1 группы бессрочно и на него распространяется действие ФЗ «О ветеранах». Как следует из справки представленной из ГУП СК «Крайтехинвентаризация» по архивным данным филиала на 2010 год он в картотеке собственников г. Ставрополя не зарегистрирован. При таких обстоятельствах считает, что ему, как ветерану ВОВ, неправомерно отказано в принятии на учет как нуждающегося в жилом помещении и вынесенное постановление нарушает его права и законные интересы как ветерана ВОВ и не соответствует требованиям ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах» (в ред. от 06.05.2010 года № 79-ФЗ). Федеральный Закон № 5 от 12.01.1995 года (в ред. от 06.05.2010 года № 79-ФЗ) непосредственно направлен на защиту прав и законных интересов ветеранов ВОВ, имеет большую юридическую силу по отношению к Жилищному Кодексу РФ, является определяющим в данном споре. Жилищный кодекс РФ не приводит перечня действий, с которыми закон связывает понятие «умышленное ухудшение», т.е. данный вопрос решается в каждом случае индивидуально. Так же считает, что его жилищные условия не изменились, поскольку он продолжает проживать в данной квартире. Просил суд признать постановление администрации г. Ставрополя № 3469 11.11.2010 года об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязать администрацию г. Ставрополя признать его нуждающимся в жилых помещениях и поставить на учет с момента обращения.
Заявитель Ронжин В.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя по доверенности Труфановой Т.А., поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Ронжина В.С., с участием его представителя по доверенности Труфановой Т.А.
Представитель заявителя Ронжина В.С. по доверенности Труфанова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя по доверенности Галахов С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, представив письменные возражения, которые обосновал тем, что Ронжин В.С., 1920 года рождения, проживает и зарегистрирован по адресу: г. Ставрополь, ул. --, кв. --, общей площадью 68.4 кв.м. Право собственности на указанную квартиру принадлежит Ронжину В.Г., Ронжину М.В., Братишко Е.В., Братишко А.Ю. и Ронжиной Н.В. (по 1/5 доли каждому). Раннее заявитель являлся собственником 1/5 доли (13,68 кв.м.) в праве долевой собственности на кв. --, по ул. --, ---, которую по договору купли-продажи передал Братишко А.Ю. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункту 1.2 решения Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года № 184 учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе, приходящаяся на одного гражданина, установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 15 ЖК РФ состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Таким образом, Ронжин B.C. являлся обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как уже отмечалось, в таких случаях граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Просил отказать в удовлетворении заявления Ронжина В.С.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы данного гражданского дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что действиями указанных органов нарушены его права и свободы.
В силу ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а так же в случаях, предусмотренных законом, так же нормативный акт, не соответствующий Закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Данная статья устанавливает санкцию за неправомерные действия граждан лишь в том случае, если между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - установлена причинная связь.
Судом установлено, что Ронжин В.С. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ № 2924746.
Судом в действиях заявителя не усматривается неправомерные действия по отчуждению доли в квартире № ---, дома № ---, по ул. --, г. Ставрополя.
Заявитель вынуждено, с целью не ухудшения, а улучшения жилищных условий продал 1/5 долю указанной выше квартиры и в настоящее время проживает в указанной же квартире, общей площадью 68,40 кв.м., с составом семьи из 6 человек. Другого жилого помещения заявитель не имеет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем его жилищные условия были изменены не с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а в связи с невозможностью проживания в квартире № ---, по ул. ---, --, г. Ставрополя, и в данном случае норма ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которой, заявитель лишь через пять лет может быть принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не применима.
В настоящее время согласно справки от 8.04.2010 года № Н-3116 ГУП СК «Крайтехинвентаризация» заявитель не числится в картотеке собственников жилья г. Ставрополя.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Ронжина В.С. о признании незаконным действий государственного органа – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя № 3469 от 11.11.2010 года об отказе в принятии Ронжина В.С. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию г. Ставрополя признать Ронжина В.С. нуждающимся в жилых помещениях и поставить его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение двадцати дней со дня вступления данного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 декабря 2010 года.
Судья А.И.Эминов