Решение суда 16.12.2010 г. по иску Городниковой Т.В., Городникова Р.И. к администрации г.Ставрополя



дело 2-2352/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кравченко З.Л.,

при секретаре Юрченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Городниковой Т.В., Городникова Р.И. к администрации г.Ставрополя, третье лицо: МУП «Жилищник», о возложении обязанности признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Городникова Т.В., Городников Р.И. обратились в суд с иском к администрации г.Ставрополя, третье лицо: МУП «Жилищник», о возложении обязанности признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, просили предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истица Городникова Т.В. пояснила, что она с 1984 года проживает с сыном в муниципальном общежитии по адресу ул. ***, 8. Данное общежитие находилось на балансе ОАО «Люминофор», а с 18.12.2000 года он было передано в муниципальную собственность. С 2000 года ежегодно она заключает договор найма жилого помещения с МУП «Жилищник». Она регулярно производит оплату за коммунальные услуги.

Общежитие находится в санитарно-защитной зоне завода «Люминофор», где не допускается размещение объектов для проживания людей.

Она продолжает и сегодня проживать в данном доме. Администрация города Ставрополя не предоставляет ей жилое помещение, мотивируя тем, что на их дом не распространяется действие программ по переселению граждан (Постановление главы г. Ставрополя от 16.12.2004 № 6114 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004 - 2005 годы и на период до 2010 года", Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы").

Администрация г.Ставрополя в своих письмах не раз подтверждала свою обязанность предоставить жилое помещение, однако «при условии выделения средств, достаточных для разрешения сложившейся проблемы» (письмо №1852-01/8-03-949 от 25.03.05. Ответчик постоянно ссылается на то, что «сложность вопроса переселения жильцов общежития усугубляется отсутствием финансирования» (письмо №01/11-4-33 от 13.01.10). Постоянно указывается, что проводится работа по решению их вопроса, но эта работа проводится уже более 5 лет, а жилье им так и не предоставлено.

Считает, что действия администрации города Ставрополя незаконными.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания" было проведено обследование ее дома.

Согласно акту №3 от 11 мая 2005 года дом №8 по проспекту ***
признан непригодным для проживания
вследствие вредного воздействия
факторов окружающей среды. Было выявлено, что здание по проспекту ***,
д.8 не соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В акте был определен срок отселения - 2005-2006 годы.

Постановлением главы города Ставрополя №2016 от 23.05.2005 данный акт был утвержден. Кроме того, глава города Ставрополя прислал 02.03.2005 года жильцам дома гарантийное письмо, в котором было указано, что администрация г.Ставрополя гарантирует поэтапное расселение граждан, проживающих в этом доме, в течение 2005 года. Однако было переселено только несколько семей. Например, согласно постановлению главы администрации г.Ставрополя №3703 от 28 сентября 2005 года было переселено 2 семьи, а согласно постановлению главы администрации г.Ставрополя №3703 от 22 августа 2007 года переселено ещё несколько семей.

В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

12 мая 2010 года и 30 июня 2010 года она обратилась в администрацию г.Ставрополя с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако письмами № 01/11-2-1810 от 18.06.2010 года, № 01/11-5-2451 от 30.072010 года ей было отказано в постановке на учет.

Истица считает, что бездействие администрации по непредоставлению ей жилого помещения и её отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ущемляют ее права. В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Соответственно, считает отказ Ответчика в постановке ее на учет и в признании ее права на получение жилого помещения по договору социального найма незаконным.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилое помещение предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилое помещение предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Истица Городникова Т.В. просила обязать ответчика признать ее и ее сына нуждающимися в улучшении жилищных условий;

обязать ответчика поставить ее и сына на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

обязать ответчика предоставить ей и ее сыну жилое помещение по договору социального найма в течение 2010 года площадью не менее 48 кв.м.

В судебное заседание истец Городников Р.И. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель администрации г.Ставрополя, по доверенности Салова З.Г., исковые требования не признала и пояснила, что порядок предоставления жилых помещений в порядке очереди и вне очереди урегулированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из требований ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Исходя из Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г.) (далее - Примерные правила), граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежат учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу обстоятельств указанные граждане автоматически становятся нуждающимися в жилом помещении. Согласно ч.3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В части механизма реализации указанных норм применяется порядок, установленный абзацем 2 п. 22 вышеуказанных Примерных правил, в силу которого граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.

Применение указанных Примерных правил осуществляется согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», устанавливающей, что до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и указанному Закону. Примерные правила в п. 15 указывают, что учет граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, ведется путем включения таких граждан в отдельные списки. Пункты 12 и 13 этих же правил определяют заявительных характер обращения граждан, имеющих право на получение жилых помещений, в том числе и таких граждан, которые имеют право на внеочередное получение жилья.

Таким образом, право на внеочередное получение жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания должно реализовываться путем постановки на соответствующий учет.

Более того, согласно п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 (в редакции постановления Правительства РФ от 2 августа 2007 года № 494) на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Жилое помещение, занимаемое истицей и членами ее семьи, постановлением главы города Ставрополя от 23.06.2005 №2016 не признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ, в связи с чем, у органа местного самоуправления не возникло обязанности по изданию распоряжения о дальнейшем использовании строения №8 по проспекту ***, в городе Ставрополе и сроках расселения проживающих в нем лиц.

Представитель администрации просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании установлено, что истица Городникова Т.В. проживает в общежитии, расположенном по адресу: г.Ставрополь, пр.***, 8 ком. 20-22. Состав семьи два человека: Городникова Т.В. 15.11.1959 года рождения, сын Городников Р.И. 22.06.1980 года рождения.

11 мая 2005 года был составлен акт № 3 об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания, утвержденный постановлением главы г.Ставрополя №2016 от 23 июня 2005 года, согласно которому, дом № 8 по пр.*** в г.Ставрополе признан непригодным для проживания вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды. Актом установлено, что здание по проспекту ***, д.8 не соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В акте был определен срок отселения - 2005-2006 годы.

В материалах дела имеется гарантийное письмо главы г.Ставрополя от 02.03.2005 г. № 64-УК, направленное жильцам по пр.***, 8, в котором указано, что администрация г.Ставрополя в рамках реализации подпрограммы «Переселения граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в составе федеральной целевой программы «Жилище», гарантирует поэтапное расселение граждан, проживающих по пр.***, 8 и не обеспеченных иными жилыми помещениями, в течение 2005 года.

Администрацией г.Ставрополя жильцам по пр.***, 8 в г.Ставрополе 25.03.2005 года направлено письмо, в котором указано, что в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище», намечено поэтапное расселение граждан, проживающих по пр.***, 8 и не обеспеченных иными жилыми помещениями в течение 2005 года. При поддержке органов исполнительной власти субъекта Федерации, наличии соответствующих жилых помещений, либо при условии выделения средств, достаточных для разрешения сложившейся проблемы, администрация г.Ставрополя будет осуществлять действия по расселению граждан, проживающих по пр.***, 8.

15 мая 2006 года администрацией г.Ставрополя жильцам по пр.***, 8 г.Ставрополе направлено сообщение, согласно которому, было заселено 7 квартир жильцами из общежития по пр.***, 8 (Расулов И.М., Самарин В.В., Зыбина М.П., Хорошунова В.М., Таран Ю.И., Сидорова С.И., Ревтова И.А.). Как указано в ответе администрации г.Ставрополя, на дату его составления (15 мая 2006 года) вопрос переселения из общежития продолжает оставаться актуальным. Единственное препятствие в реализации гарантии главы г.Ставрополя – это крайне малый объем финансирования, в связи с чем, администрация впредь намерена продолжать работу по переселению жильцов из непригодного для постоянного проживания дома, реализуя гарантии, данные главой города Ставрополя.

Согласно ответу жилищного управления администрации г.Ставрополя от 22.08.2008 г. № 173-УК Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденная постановлением главы города Ставрополя от 16.12.2004 № 6114, принята в соответствии с подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 «О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» и с постановлением Губернатора Ставропольского края от 18.03.2004 № 127 «О краевой целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2004 - 2005 годы и на период до 2010 года». В ходе реализации вышеуказанных программ к концу 2010 года должны быть переселены граждане, проживающие по состоянию на 01.01.2000 в ветхом и аварийном жилищном фонде.

Поскольку, жилой дом по проспекту ***, 8 был признан непригодным для проживания 23.06.2005 года и носит статус общежития, а, следовательно, относится к категории специализированного жилищного фонда, то данный дом не может быть включён в муниципальную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», следовательно, жильцы, проживающие в нём, должны расселяться за счет средств муниципального бюджета.

В настоящее время в администрации города Ставрополя принято решение о разработке муниципальной целевой программы по переселению граждан из домов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, и не вошедших и другие целевые программы. Переселение дома планируется в рамках разрабатываемой программы.

Однако, начиная с 2010 года жильцам по пр.***, 8 в г.Ставрополя, неоднократно давались ответы о том, что в соответствии с частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В настоящее время администрацией города Ставрополя на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются следующие категории граждан: вынужденные переселенцы, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также иные категории граждан, определенные Законом Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма». При наличии указанных оснований администрацией г.Ставрополя может быть рассмотрен вопрос принятия жильцов по пр.***, 8 в г.Ставрополе на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд не может согласиться с данной позицией администрации г.Ставрополя, поскольку Городникова Т.В. и члены ее семьи нуждаются в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требования, имеют небольшой доход. Достоверных доказательств, опровергающих данное обстоятельств, представителем администрации г.Ставрополя суду не представлено.

В тоже время определение размера дохода и стоимости имущества в целях признания гражданина малоимущим для последующего обеспечения жильем по договору социального найма отнесено к компетенции органов местного управления в силу п.2 ст. 14 ЖК РФ.

Кроме того, суд считает необоснованным довод представителя администрации г.Ставрополя о том, что Городниквой Т.В. не были представлены необходимые документы в полном объеме, позволяющие рассматривать вопрос о возможности признания Городниковой Т.В. и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении.

Так, в материалах дела имеются ответы, которые многократно были даны жильцам дома по пр.***, 8 в г.Ставрополе, в том числе и Городниковой Т.В. в период 2005-2010 годов, в которых нет указания на то, что жильцами не предоставлены необходимые документы для признания их нуждающимися в жилом помещении, не указан конкретный перечень документов, которые граждане должны были предоставить.

Судом с достоверностью установлено, что после признания 11 мая 2005 года дома по пр.***, 8 в г.Ставрополе непригодным для проживания часть жильцов было расселена.

Таким образом, Городникова Т.В. в соответствии со ст. 40 Конституции РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами, поскольку такое право у нее возникло после утверждения акта об отнесении жилого помещения к категории непригодного для проживания от 11 мая 2005 года.

Факт неоднократного обращения в период с 2005 по 2010 год Городниковой Т.В. в администрацию г.Ставрополя с заявлением о постановке ее на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий документально подтвержден в судебном заседании как ее заявлениями, так и ответами администрации г.Ставрополя.

В картотеке собственников г.Ставрополя ни Городникова Т.В., ни члены ее семьи не зарегистрированы.

Вместе с тем, администрацией г.Ставрополя Городниковой Т.В. не было дано ответа об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ, несмотря на ее неоднократные обращения.

Таким образом, администрацией г.Ставрополя в пределах ее компетенции, как органом местного самоуправления, на протяжении более пяти лет нарушаются права Городниковой Т.В. и членов ее семьи, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Рассмотрев требование Городниковой Т.В. о предоставлении ее семье жилого помещения по договору социального найма в течение 2010 года, суд приходит к выводу об их отклонении, поскольку первоначально ответчиком должна быть исполнена обязанность признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Городниковой Т.В. – удовлетворить.

Обязать администрацию г.Ставрополя признать Городникову Т.В. в составе семьи, состоящей из двух человек: Городниковой Т.В. и Городникова Р.И., нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию г.Ставрополя поставить Городникову Т.В. в составе семьи, состоящей из двух человек: Городниковой Т.В. и Городникова Р.И., на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья З.Л.Кравченко