№ 2-2093/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2010 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Шевченко Ю.И.,
при секретаре Бирюковой М.Е.,
рассмотрев в открытом гражданском деле по заявлению Ставропольского городского казачьего общества Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска о признании незаконным отказа Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю в регистрации изменений в Устав, об обязании устранить допущенное нарушение закона,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольское городское казачье общество Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска обратилось в районный суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю в регистрации изменений в Устав Ставропольского городского казачьего общества, обязании устранить допущенное нарушение закона, указав, что в марте 2010 года Управление министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю провело плановую документальную проверку на предмет соответствия деятельности казачьего общества его учредительным документам и законодательству Российской Федерации. По итогам проверки был составлен акт за №47 от 30 марта 2010 года, в котором отмечено, что деятельность казачьего общества соответствует целям, предусмотренным его учредительными документами, но осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации норм Устава. В соответствии с актом казачьему обществу было выдано предупреждение об устранении конкретных нарушений законодательства и норм Устава, в связи с чем, городское казачье общество 27.06.2010 года провело внеочередной Круг казачьего общества, на котором были приняты поправки в Устав общества, отраженные в акте проверок и в предупреждении Управления министерства юстиции по СК. Эти поправки были согласованы с военкоматом, с милицией города Ставрополя и утверждены Главой города Ставрополя за №2504 от 23 августа 2010 года, после чего были внесены в Главное Управление министерства юстиции РФ по СК для государственной регистрации. Главное Управление министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю по надуманным предлогам отказалось регистрировать внесенные поправки в Устав общества, чем нарушило права казаков городского казачьего общества. В своем сообщении об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации от 11.10.2010 года за №06-24/5724-м3 все доводы Главного Управления министерства юстиции РФ по СК явно надуманы и не соответствуют действительности. Например, Управление Минюста пишет: «Представленные на государственную регистрацию учредительные документы Ставропольского городского казачьего общества Ставропольского казачьего отдела имени генерала Ермолова А.П. Ставропольского казачьего округа терского казачьего войска противоречит законодательству Российской Федерации». Это утверждение изначально неверно, так как заявитель сдавал документы не на регистрацию казачьего общества, а лишь на внесение изменений в уже действующее более 10 лет и официально зарегистрированное во всех органах власти, в том числе в Управлении Минюста, казачье общество. Казачье общество имеет право вносить в свой Устав необходимые изменения, но это не означает, что после каждого изменения Устав нужно заново регистрировать, регистрации подлежат только внесенные изменения. Не соответствует действительности утверждения Управления Минюста «В новой редакции устава казачьего общества не установлен порядок принятия решения городским кругом и правление, а также срок полномочий городского атамана, атаманского совета, правления, контрольно-ревизионной комиссии». В Уставе четко прописано все органы управления городского казачьего общества, их полномочия, а также прописан срок полномочий городского атамана – три года. Срок полномочий других органов не может превышать срок полномочий атамана и в конкретизации этого срока не нуждается. Далее Управление Минюста пишет: «Пункт 6.9 новой редакции устава казачьего общества предусматривает полномочие атаманского совета выбирать временно исполняющего обязанности городского атамана, п. 6.10 устанавливает, что городской атаман назначает на должность и освобождает от должности членов правления. Данные положения противоречат п.3 ст. 29 закона, устанавливающему, что вопрос образования исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции высшего органа управления». Несостоятельность этих утверждений очевидна – действительно, п. 6.9 наделяет атаманский совет «в случае временной неспособности городского атамана исполнять совет «в случае временной неспособности городского атамана исполнять свои обязанности, не позднее, чем через 10 дней со дня наступления обстоятельств, вызвавшего невозможность исполняющего обязанности городского атамана». Если такие обстоятельства наступят - например, тяжелая болезнь или смерть атамана, а такие случаи были в казачьих обществах неоднократно – то кто же должен руководить казачьим обществом до проведения нового Круга? Пункт 6.10 Устава наделяет атамана отдельных должностных лиц назначать на должность своим приказом. Часть членов правления избирает Круг, другую часть Круг уполномочивает атамана назначить своим приказом. Такой порядок назначения членов правления существует несколько веков в казачьих обществах. Далее Управление Минюста пишет – «Пункт 9.1 новой редакции устава устанавливает, что изменения и дополнения в Устав вносятся на городском круге, путем голосования большинства членов. Однако закон относит данный вопрос к исключительной компетенции высшего органа управления решения, по которому принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов, но в протоколе Круга четко написано, что решение по этому вопросу принималось единогласно. Далее Управление Минюста пишет, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона СК от 01.08.2003года №29-кз «О казачестве в Ставропольском крае» … устав общества не согласован со Ставропольским окружным обществом Терского войскового казачьего общества». В законе «О казачестве в Ставропольском крае» такого пункта нет. Все доводы Управления Минюста по Ставропольскому краю являются надуманными и лишний раз доказывают полную некомпетентность работников Управления и их заинтересованность в отказе от регистрации изменений в устав городско казачьего общества. Кроме того, все претензии, высказанные Управлением Минюста в своем отказе, не имеют никакой юридической силы, поскольку вынесены в нарушение действующего законодательства. Была официальная документальная проверка деятельности казачьего общества, были выявлены отдельные, несущественные нарушения, было выдано официальное Предупреждение об устранении конкретных нарушений, что казачьим обществом было выполнено. После этого никаких других «нарушений» Управление Минюста выявлять не имеет права, если требуется, пусть проводит внеочередную проверку (с разрешения прокуратуры) пишет новый акт проверки, а в уже выданный акт задним числом вводит новые поправки Управление Минюста по СК не имеет права. Своим отказом в регистрации изменений в действующий Устав Ставропольского городского казачьего общества Управление Минюста по Ставропольскому краю пытается дестабилизировать деятельность городского казачьего общества, исключить его из госреестра, помешать нормальной работе общества, что ущемляет права и свободы граждан Российской Федерации вообще, так и права казаков – членов городского казачьего общества.
В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности Логвин Д.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил суд признать недействительным отказ Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в регистрации изменений в Устав Ставропольского городского казачьего общества, обязать Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю зарегистрировать изменения в Устав Ставропольского городско казачьего общества.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, действующая на основании доверенности Морских Л.В., возражала против удовлетворения требований заявителя, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основания. В период с 01 марта 2010 года по 23 марта 2010 года Главным управлением проведена плановая документальная проверка Ставропольского казачьего отдела имени генерала Ермолова А.П. Ставропольского казачьего округа терского казачьего войска. В соответствии с п.п. 4 п. Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации уставленным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции №90 от 31.03.2009 года, целью проведения проверки является контроль за соответствием деятельности целям и задачам казачьего общества, а также за соблюдением им законодательства Российской Федерации. В Главное управление 23.09.2010 года поступили документы казачьего общества в связи с внесением изменений в упредительные документы. Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», 11.10.2010 года казачьему обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. В обосновании своих требований атаман казачьего общества – В.М. Квашнин ссылается на то, что документы сданы на внесение изменений в уже действующий устав. Однако, согласно п. 7 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, устав казачьего общества предоставлен в новой редакции. Кроме того, п. 1 ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрен, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. Согласно представленному на государственную регистрацию протоколу от 27.06.2010 года, внеочередной круг был проведен с нарушением положений действующей редакции Устава казачьего общества и Федерального закона «О некоммерческих организаций». Так на круг приглашены делегаты – один от пяти казаков. Однако в соответствии с п. 5.4 действующей редакции казачьего общества, городской круг считается правомочным при участии в нем более половины казаков, а также п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривает, что решения высшего органа управления некоммерческой организации принимаются членами, присутствующими на собрании. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», структур, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений устанавливаются учредительными документами. В новой редакции устава казачьего общества не установлен порядок принятия решения городским кругом и правлением, а также срок полномочий атаманского совета, правления, контрольно-ревизионной комиссии. Пункт 6.9 новой редакции устава казачьего общества предусматривает полномочие атаманского совета выбирать временно исполняющего обязанности городского атамана, п. 6.10 устанавливает, что городской атаман назначает на должность и освобождает от должности членов правления. Данные положения противоречат п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», устанавливающему, что вопрос образования исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции высшего органа управления. Пункт 9.1 новой редакции устава устанавливает, что изменения и дополнения в Устав вносятся на городском круге, путем голосования большинством голосов, присутствующих на круге казаков. Кроме того, п. 6.6 устава предусматривает избрание городского атамана городским кругом открытым голосованием большинством голосов, присутствующих на круге казаков. Однако п. 4 ст. 29 Федерального закона «О коммерческих организациях» относит данные вопросы к исключительной компетенции высшего органа управления, решения по которому принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. В соответствии с п.1 ст. 3 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года №29-кз «О казачестве в Ставропольском крае» казачество в Ставропольском крае включает хуторские, станичные, городские, районные казачьи общества, объединенные в Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества. В ходе проведения правовой экспертизы в адрес Главного управления поступило информационное письмо от 06.10.2010 года №20-37/176 от Ставропольского казачьего общества Терского войскового казачьего общества о том, что Ставропольское городское казачье общество Ставропольского казачьего отдела имени Генерала Ермолова А.П. Ставропольского казачьего округа терского казачьего войска не входит в состав окружного казачьего общества
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправлении, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что согласно акта проверки от 30 марта 2010 года №47 деятельность казачьего общества соответствует целям, предусмотренным его учредительными документами, но осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации норм Устава, казачьему обществу было выдано предупреждение об устранении конкретных нарушений законодательства и норм Устава (л.д. 41-52).
Городское казачье общество Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска 27.06.2010 года провело внеочередной Круг казачьего общества, на котором были приняты поправки в Устав казачьего общества (л.д. 99-100).
В сообщении от 11.10.2010 года №06-24/5724-МЗ Главное управление министерства юстиции отказало в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Ставропольского городского казачьего общества Ставропольского казачьего отдела имени генерала Ермолова А.П. Ставропольского казачьего округа терского казачьего войска, так как, представленные казачьим обществом документы противоречат законодательству Российской Федерации.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает данный отказ законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих реорганизациях», структура компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия им решений устанавливаются учредительными документами.
Пункт 6.9. новой редакции устава казачьего общества предусматривает полномочие атаманского совета выбирать временно исполняющего обязанности городского атамана, п. 6.10 устанавливает, что городской атаман назначает на должность и освобождает от должности членов правления.
П. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организация» устанавливает, что к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится … решение образования исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий.
Пункт 9.1 новой редакции устава устанавливает, что изменения и дополнения в Устав вносятся на городском круге, путем голосования большинством голосов (л.д. 39).
Пункт 6.6 новой редакции устава устанавливает, что городского атамана избирает городской круг сроком на три года открытым голосование большинством голосов присутствующих на круге казаков (л.д. 36-37).
Пункт 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривает, что Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
При вышеизложенных обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявления Ставропольского городского казачьего общества Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ставропольского городского казачьего общества Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска о признании незаконным отказа Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в государственной регистрации изменений в Устав Ставропольского городского казачьего общества, об обязании Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю зарегистрировать изменения в Устав Ставропольского городского казачьего общества – оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.И.Шевченко
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Ю.И.Шевченко