Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 28 января 2011 года
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Коробейникова А.А.,
при секретаре Умаровой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Шведовой С.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Шведова С.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании устранить нарушения, обосновав свои требования тем, что 21 декабря 2010 г. она в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации подала в Жилищное управление администрации города Ставрополя заявление о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Таким образом, она и члены ее семьи нуждаются в жилом помещении в связи с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. На основании закона Ставропольского края от 10.11.2009 г. № 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 21 декабря 2010 г. Жилищное управление администрации города Ставрополя отказало ей в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя свой отказ ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Якобы она намеренно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете. На самом деле она изменила место проживания с целью создания семьи.
В судебном заседании заявитель Шведова С.В. заявление поддержала в полном объеме и просила суд признать решение Жилищного управления администрации города Ставрополя от "21 "декабря 2010 г. N 01/11-5-4020 об отказе в постановке ее (и членов его семьи) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и обязать администрацию города Ставрополя поставить Шведову С.В. и членов ее семьи (дочь Шведову А. Ю. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации города Ставрополя Галахов С.Ю., действующая на основании доверенности № 01/1-11-19 от 12.01.2011 года просил суд в удовлетворении заявления отказать по основаниям изложенным в письменном отказе в постановке на учет от "21 "декабря 2010 г. N 01/11-5-4020.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Судом установлено, что бывший сотрудник ГУВД по Ставропольскому краю майор милиции Ш.Ю.А., погибший 10 июня 2005 года при исполнении служебных обязанностей, принимал участие в боевых действиях и имел право на статус ветерана боевых действий, а также права и льготы установленные пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» (справка от 06.12.2010 года).
Согласно свидетельства о заключении брака, выданного 29 марта 1997 года Шведова С.В. являлась супругой Ш.Ю. А.. От данного брака супруги Шведовы имеют дочь Ш.А.Ю.,
Шведов Ю.А., 25 августа 1970 года рождения умер 10 июня 2005 году (свидетельство о смерти от 22.06.2005г.).
21 декабря 2010 г. супруга умершего Ш.Ю.А.- Шведова С.В. в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации подала в Жилищное управление администрации города Ставрополя заявление о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно справки от 20.12.2010 года № 1629 Шведова С.В. имеет состав семьи 2 человека: сама заявитель и ее дочь Ш.А.Ю.,
В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании закона Ставропольского края от 10.11.2009 г. № 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
21 декабря 2010 г. Жилищное управление администрации города Ставрополя отказало Шведовой С.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя свой отказ ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав на намеренное ухудшение заявителем жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете.
В суде заявитель пояснила, что с 05.09.2001 по 17.12.2010 она проживала у отца в городе Ставрополе по адресу: улица ------------ общей площадью 127,1 кв.м., где всего проживало 4 человека. С 17.12.2010 года она зарегистрирована в квартире № ------------- принадлежащей Шагинян В.М., с которым у нее заключен договор найма жилого помещения от 17.12.2010 года, где она с дочерью является нуждающейся в улучшении жилищных условий. На самом деле она изменила место проживания с целью создания семьи.
Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 установлена учётная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.
Из акта обследования жилищных условия гражданина от 21.12.2010 года следует, что в квартире ------------- в г.Ставрополе, общей площадью 26,5 кв.м. собственником которой является Ш.В.М. зарегистрированы и проживают: Шведова С.В. и Ш.А.Ю., Ш.В.М.
Согласно данных ГУП СК «Крайтехинвентаризация», свидетельства о государственной регистрации права на квартиру № --------- в г. Ставрополе, собственником которой является Шагинян В.М. общая площадь квартиры составляет 26.5 кв.м..
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим права заявителя.
Для признания незаконным решения или действия (бездействия) государственного органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" необходима совокупность двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно требованиям ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Представителями администрации г. Ставрополя не представлены относимые и достоверные возражения по поводу заявленных Шведовой С.В. требований, а так же доказательства того, что Шведова С.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом суд принимает во внимание, что Шведовой С.В. после смерти мужу Шведова Ю.А. в 2005 году назначена пенсия по потери кормильца.
Согласно справок от 15.11.2010 г. Ш.А.Ю. и Шведова С.В. в картотеке собственников жилых помещений не значатся.
С учетом установленных судом обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в отказе Шведовой С.В. в постановке на учет от 21.12.2010 года суд находит не законными, нарушающими законные права заявителя.
В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является исключительной компетенцией органов местного самоуправления, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение прав Шведовой С.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Шведовой С.В.об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании устранить нарушения - удовлетворить.
Признать решение жилищного управления администрации города Ставрополя от "21 "декабря 2010 г. N 01/11-5-4020 об отказе в постановке Шведовой С.В. (и членов её семьи) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – незаконным.
Обязать администрацию города Ставрополя поставить Шведову С. В. и членов ее семьи (дочь Ш.А.Ю.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента оглашения.
Судья А.А. Коробейников