Решение суда 02.02.2011 г. по исковому заявлению Шкуринской (Каюковой) М.С. к администрации г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

При секретаре Валимухаметовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Шкуринской (Каюковой) М.С. к администрации г. Ставрополя о предоставлении вне очереди жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л :

Шкуринская (Каюкова) М.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Ставрополя о возложении обязанности предоставить ей, как ребенку оставшемуся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение в г. Ставрополе, ссылаясь на то, что решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 28 апреля 2010 года ей был восстановлен срок на постановку на учет на льготную очередь, как ребенка, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в получении жилья, администрацию города Ставрополя обязали поставить ее на регистрационный учет по выше указанным основаниям.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01.06.2010г. решение Октябрьского районного суда было оставлено без изменения.

Согласно извещения жилищного управления администрации г. Ставрополя от 06.08.2010г. № 01/11-5-2484, ее приняли на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма на основании постановления администрации г. Ставрополя от 05.08.2010 г. и присвоили номер льготной очереди № 00, а в общей очереди № 00.

Она неоднократно обращалась в Администрацию г.Ставрополя, чтобы ей вне очереди предоставили жилое помещение, поскольку она нигде не работает, находится в декретном отпуске, вместе с мужем и дочерью проживает на съемной квартире и оплачивает за жилье значительную для их семьи сумму денег.

На учет на получение жилья ее должны были поставить еще в 1998 году на основании постановления главы администрации Промышленного района г. Ставрополя от 30.03.1998 г. за № 01-399, однако ее документы не зарегистрировали.

Проконтролировать постановку ее на льготную очередь на получение жилья в 1998 г. она не могла. По состоянию на 2010 г. она бы уже имела возможность получить жилье, предусмотренное законом. Однако Администрация г. Ставрополя сообщила, что предоставление жилых помещений гражданам данной категории осуществляется согласно очередности исходя из даты принятия на учет. Первоочередной льготник по списку очередности граждан принят на учет 04.09.1998 г..

Она с рождения осталась без попечения родителей. Из-за отсутствия постоянного места жительства и постоянной прописки она не может до сих пор адаптироваться к социальной среде и находится в тяжелых жизненных обстоятельствах.

В судебном Шкуринская М.С. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, обязать администрацию г. Ставрополя предоставить ей жилое помещен вне очереди, соответствующее социальной норме, независимо от того, что ее очередь в льготном списке № 00, поскольку она имеет право на внеочередное получение жилого помещения, независимо от наличия других лиц, состоящих в той же очереди.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании требования не признал, просил оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что Шкуринская М.С. состоит на учете нуждающихся в администрации города Ставрополя (на льготной очереди как сирота) на основании постановления администрации города Ставрополя от 05.08.2010 г. № 2164. Очередной номер по общей очереди 00, по льготному списку на день рассмотрения спора № 00.

Обеспечение жильем граждан данной категории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 5 данного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Статьей 8 данного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции органов местного самоуправления относятся функции в том числе:

- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соц.найма;

- предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам соц.найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов МЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Однако органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ как на неограниченный срок, либо на определенный срок действия данных полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных гос.полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств.

Так, в соответствии со ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления в Ставропольском крае отдельными гос.полномочиями Ставропольского края по соц.поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления переданы отдельные гос.полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан.

В соответствии со ст.4 Закона СК - для исполнения отдельных гос.полномочий, органам местного самоуправления передаются соответствующие финансовые средства. Так как в соответствии со ст.2, 7 Закона СК от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по соц.поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по соц.поддержке детей - сирот, в том числе и обеспечение жильем являются расходными обязательствами Ставропольского края.

Учитывая изложенное, постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 определен орган по реализации переданных органам местного самоуправления города Ставрополя указанных гос.полномочий - управление образования администрации города Ставрополя. Данным постановлением утверждено положение о порядке реализации данных переданных полномочий.

Таким образом, администрация города Ставрополя исполнит переданные гос.полномочия в отношении Шкуринской М.С. после того как будут переданы органам местного самоуправления соответствующие денежные средства, необходимые для приобретения и предоставления по договору соц.найма жилого помещения.

В соответствии с п. 5 ст. 126 ГК РФ муниципальные образования не отвечают по обязательствам субъекта РФ и обязательствам Российской Федерации.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации г. Ставрополя возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным представителем администрации г. Ставрополя.

В судебное заседание представители третьих лиц - Министерства образования Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края не явились, извещенные о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерство архитектуры и строительства Ставропольского края не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Шкуринская М.С. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации города Ставрополя от 05.08.2010 г. № 1598 Шкуринская М.С. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 5 ст. 52 ЖК РФ. На момент рассмотрения спора, ее номер в льготной очереди - 00.

Шкуринская М.С. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии записи о регистрации за истицей прав на недвижимое имущество, и, что не оспаривал в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч.1 конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и Детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Шкуринская М.С. в судебном заседании пояснила, что отказывается от получения субсидии на приобретение и строительство жилья в связи с недостаточной для этих целей выделяемой суммой.

Согласно заявления, поданного Шкуринской М.С. на имя главы города Ставрополя П., просила предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Учитывая то, что Шкуринская М.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением, в связи с чем, предоставление Шкуринской М.С. жилого помещения является обязанностью муниципального образования.

Статьей 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение пере­данных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставро­польского края материальными и финансовыми средствами.

Доводы представителя администрации г. Ставрополя о том, что денежных средств, достаточных для приобретения жилых помещений для детей-сирот не выделяется, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от тех, что обеспечением жильем указанных лиц является расходными обязательствами Ставропольского края, поскольку, как было установлено судом, распорядителями указанных денежных средств являются органы местного самоуправления Ставропольского края, которым выделяются субвенции для данных целей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шкуринской (Каюковой) М.С. к администрации г. Ставрополя о предоставлении вне очереди жилого помещения – удовлетворить.

Обязать администрацию города Ставрополя предоставить Шкуринской (Каюковой) М.С., состоящей на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным Законом № 159- ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди жилое помещение в г. Ставрополе по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 февраля 2011 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.