Решение суда 16.02.2011 г. по иску Какшиной Л.Л., Какшиной Е.В. к администрации города Ставрополя



№ 2-97/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Шевченко Ю.И.,

при секретаре Солонович И.В.,

рассмотрев в открытом гражданском деле по иску Какшиной Л.Л., Какшиной Е.В. к администрации города Ставрополя (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП СК «Крайтехинвентаризация») о признании отказа в восстановлении на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, о признании права на внеочередное получение жилья по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Какшина Л.Л., Какшина Е.В. обратились в районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением к администрации города Ставрополя о признании отказа в восстановлении на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным; о восстановлении в очереди на получение жилого помещения в связи с аварийностью принадлежащего ей помещения по адресу: г. Ставрополь, ул. …, кв. …; о признании права на внеочередное получение жилья по договору социального найма.

В судебном заседании истцы Какшина Л.Л., Какшина Е.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что 01 июня 1993 года ими с Добровольской Н.И., которая является их родственницей, заключен договор мены жилых помещений: кв. … по ул. … г. Ставрополя и квартиру № …, расположенную по адресу: город Ставрополь, ул.. .. При обмене квартиры, Добровольская Н.И. поставила истцов в известность о том, что данная квартира по ул. … № … является аварийной, и решением №682 Октябрьского районного совета Народных Депутатов от 14.10.1985 года она поставлена на очередь на переселение в связи с утверждением акта на аварийность жилья. До проведенного обмена истец обратился в администрацию Октябрьского района города Ставрополя с вопросом о том, является ли смена собственника основанием для исключения из очереди на переселение, на что специалистом ответчика было указано, что смена собственника не влечет за собой исключения из очереди на переселение, так как дом аварийный, а также были затребованы документы нового собственника. Истцом все документы были представлены. После заключения договора с Добровольской Н.И. и в соответствии с действующим законодательством истцами 28.03.2005 года в УФРС по Ставропольскому краю получены свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности по ? доли в праве. Начиная с 1993 года, с момента заключения договора истцы ежегодно обращалась в администрацию города Ставрополя с вопросом о продвижении очереди на переселение, и им на протяжении 16 лет с момента признания квартиры аварийной, решением этой же администрации, говорилось, что денежных средств выделяется из бюджета недостаточно и очередь на переселение людей из аварийного жилья, продвигается очень медленно. За данные годы, указанное жилье пришло еще в большую непригодность, несмотря на проводимый истцом ремонт, потому как дому, в котором находится указанная квартира, уже 130 лет. Стены дома фактически рушатся, пол полностью прогнил и держится только на подпорках, укрепленных в подвале данного дома. В 2008 году, в очередной раз, обратившись с вопросом о переселении к ответчику, истцам сообщили, что аварийная квартира подпадает под программу переселения на 2008-2010 года, утвержденную постановлением главы города Ставрополя №1140 от 05.06.2008 года и, обещанное 24 года назад жилье истцы получат, но не ранее, чем в 2010 году. В феврале 2010 года истец обратилась в администрацию города Ставрополя по вопросу переселения и специалист администрации пояснил, что в связи с обеспечением жильем ветеранов ВОВ, ранее 10 мая 2010 года переселения по программе аварийного жилья не будет и пригласил прийти во второй половине мая этого же года. В мае 2010 года истец вновь обратилась в администрацию города Ставрополя с этим же вопросом, однако там ответили, что ее документов нет, где они никто не знает, так как прежние работники жилищного отдела уволены в связи со сменой руководства. В августе 2010 года истец обратилась в администрацию города Ставрополя с письмом о восстановлении ее в очереди, на что ей пришел ответ, подписанный руководителем жилищного управления администрации города Ставрополя Фоменко А.В., в котором было указано, что она не состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья. При личном обращении истца к ответчику в лице начальника Жилищного управления администрации города Ставрополя Фоменко А.В., ей посоветовали стать на очередь сейчас, и забыть 24 года «стояния» в другой очереди. Учитывая, что документы истца утеряны по вине ответчика, а также, исходя из решения №682 Октябрьского районного Совета Народных Депутатов от 14.10.1985 года, отказ ответчика в восстановлении истцов в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованным.

В судебном заседании представитель ответчика администрации города Ставрополя по доверенности Васильев М.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований Какшиной Л.Л., Какшиной Е.В., так как указанные лица в жилищном управлении администрации города Ставрополя на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоят, права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не имеют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП СК «Крайтехинвентаризация», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением №682 Октябрьского районного совета Народных Депутатов от 14.10.1985 года квартира № … по ул. … города Ставрополя является аварийной и поставлена на очередь на переселение в связи с утверждением акта на аварийность жилья (л.д. 21-22).

01 июня 1993 года между Какшиной Л.Л., Какшиной Е.В. с одной стороны и Добровольской Н.И. с другой стороны, заключен договор мены, по которому Добровольская Н.И. обменяла принадлежащую ей квартиру № … по ул. … города Ставрополя на квартиру № …, расположенную по адресу: город Ставрополь, ул. …, принадлежащую Какшина Л.Л., Какшина Е.В. (л.д. 20).

16.01.2004 года между Какшиной Л.Л. и Какшиной Е.В. заключен договор об определении долей и определения порядка пользования, по условиям которого Какшиной Л.Л. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру № … по ул. … города Ставрополя, при этом она пользуется жилой комнатой № …; Какшиной Е.В. принадлежит ? доля в праве обще долевой собственности на квартиру № … по ул. … города Ставрополя, при этом она пользуется жилой комнатой №. ..

На основании договора определения долей и определения порядка пользования от 16.01.2004 года, договора мены от 01.06.1993 года Какшина Л.Л. и Какшина Е.В. является собственниками по ? доли в праве долевой собственности квартиры № … по ул. … города Ставрополя, о чем 28.03.2005 года выданы свидетельства о государственной регистрации права серии … № … и серии … № … (л.д. 27, 28).

Постановлением главы города Ставрополя №6114 от 16.12.2004 года утверждены: муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», а также график переселения граждан, проживающих в муниципальных квартирах ветхих и аварийных грозящих обвалом; реестр аварийного муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе (по состоянию на 2000 год); реестр ветхого муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе (по состоянию на 2000 год); график переселения граждан, проживающих в муниципальных квартирах непригодных для постоянного проживания и грозящих обвалом города Ставрополя.

Постановлением главы города Ставрополя №2483 от 19 июля 2006 года «О мерах по реализации муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года» признаны утратившими силу приложения 2, 3, 4 к постановлению главы города Ставрополя от 16.12.2004 года №6114 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года». Утверждены: реестр аварийного муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе (по состоянию на 2000 год); реестр ветхого муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе (по состоянию на 2000 год; график переселения граждан, проживающих в муниципальных квартирах, непригодных для постоянного проживания и грозящих обвалом.

Постановлением главы города Ставрополя №770 от 02.04.2007 года признаны утратившими силу приложения 2, 3, 4 к постановлению главы города Ставрополя от 19.07.2006 года №2483 «О мерах по реализации муниципальной целевой программы «переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-205 годы и на период до 2010 года», утверждены: реестр аварийного муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе (по состоянию на 2000 год); реестр ветхого муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе (по состоянию на 2000 год); график переселения граждан, проживающих в муниципальных квартирах, непригодных для постоянного проживания и грозящих обвалом, города Ставрополя.

Постановлением главы города Ставрополя №1140 от 05.05.2008 года утверждены реестр аварийного муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе, реестр ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда в городе Ставрополе, график переселения граждан, проживающих в ветхом, аварийном и непригодном для постоянного проживания муниципальном жилищном фонде города Ставрополя. Признан утратившим силу п. 2 постановления главы города Ставрополя от 02.04.2007 года №770 «О мерах по реализации муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года».

В указанных реестрах, графике переселения граждан, проживающих в ветхом, аварийном и непригодном для постоянного проживания в муниципальном жилищном фонде города Ставрополя квартира № … по ул. … города Ставрополя не значится.

Из ответа начальника Жилищного управления администрации г. Ставрополя № 01/11-6-263 от 31 января 2011 года следует, что Какшина Л.Л. и Какшина Е.В. как собственники квартиры № … по ул. … г. Ставрополя после 1993 года, а также Добровольская Н.И. как предыдущий собственник этой же квартиры до 1993 года – не состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Порядок предоставления жилых помещений в порядке очереди и вне очереди урегулированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из требований ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Исходя из Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г.) (далее – Примерные правила), граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежат учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу обстоятельств указанные граждане автоматически становятся нуждающимися в жилом помещении. Согласно ч.3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ основанием для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 (в редакции постановления Правительства РФ от 2 августа 2007 года № 494) на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания.

В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателям предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В части механизма реализации указанных норм применяется порядок, установленный абзацем 2 п. 22 вышеуказанных Примерных правил, в силу которого граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.

Применение указанных Примерных правил осуществляется согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», устанавливающей, что до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и указанному Закону. Примерные правила в п. 15 указывают, что учет граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений ведется путем включения таких граждан в отдельные списки. Пункты 12 и 13 этих же правил определяют заявительных характер обращения граждан, имеющих право на получение жилых помещений, в том числе и таких граждан которые имеют право на внеочередное получение жилья.

Из изложенного суд приходит к выводу, что у истцов имеется право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, в связи с чем, требования истцов о признании за ними такого права заявлены излишне.

Однако, исходя из вышеизложенного, суд находит обоснованными разъяснения жилищного управления администрации г. Ставрополя, изложенные в письме 0/11-5-1434 от 18.05.2010 г., о необходимости реализации истцами своего права на внеочередное получение жилья путем постановки на соответствующий учет.

Поскольку суду не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что истцы в установленном законом порядке состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях и администраций г. Ставрополя принято решение о снятии истцов с такого учета, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для признания незаконным отказа в восстановлении на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также для возложения на администрацию г. Ставрополя обязанности восстановить истцов в очереди на получение жилого помещения в связи с аварийностью кв. … по ул. … г. Ставрополя,

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Какшиной Л.Л., Какшиной Е.В. к администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа в восстановлении на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; о восстановлении в очереди на получение жилого помещения в связи с аварийностью, принадлежащего истцам помещения, расположенного по ул. …, кв. … города Ставрополя, о признании права на внеочередное получение жилья по договору социального найма - оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 15 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И. Шевченко