Решение суда 25.02.2011 г. по исковому заявлению Алешиной О.Ю. к Администрации г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 февраля 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

При секретаре Валимухаметовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алешиной О.Ю. к Администрации г. Ставрополя о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

У С Т А Н О В И Л :

Алешина О.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ставрополя о признании ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что она родилась **.**.1979 года в п. *** Сыктывдинского района, Коми АССР. Своих родителей не знает, и никогда их не видела. С рождения и до совершеннолетия находилась в детских домах. В 1986 г. поступила в Машукский дошкольный детский дом по путевке Нагутского сельского Совета, с 1 сентября 1986 г. по 31 августа 1989 г. находилась в Ставропольской школе-интернате для детей сирот, с 1 сентября 1989 г. выбыла в «Семейный дом Каргановых для детей-сирот», где прожила до 1998 г.

24 августа 1998 г. получила ордер на жилую площадь в комнате № 424 общежития по адресу: г. Ставрополя по ул. *** 3, корп. 1, сроком на один год, где и проживала в течение этого периода. До настоящего времени жилья не имеет, вынуждена проживать в жилом помещении по договору коммерческого найма по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, 916, кв. 35, зарегистрирована по адресу: ул. ***, 3, корп. 1.

Она неоднократно обращалась в Жилищное управление администрации г. Ставрополя, Прокуратуру Ленинского района г. Ставрополя, с целью предоставления ей жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, получила отказ, поскольку не относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях не состоит.

В судебном заседании Алешина О.Ю. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя и Министерства образования СК в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом (л.д. 41, 47), в связи с чем, суд считает возможным в силу требований ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства Администрации Октябрьского района г. Ставрополя по доверенности Васильченко О.Н. в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда, пояснив, что сведений о лишении родителей истицы родительских прав и присвоении ей статуса ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеется.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования Алешиной О.Ю. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Алешина О.Ю. родилась *** 1979 года.

С 04 февраля 1986 г. по 28.08.1986 г. (л.д. 11) находилась в Машукском дошкольном детском доме им. Н.К. Крупской; с 01 сентября 1986 г. по 31 августа 1989 г. (л.д. 10) являлась воспитанницей Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 12» г. Ставрополя»; с 01 сентября 1989 г. выбыла в «Семейный дом Каргановых для детей- сирот», где проживала по 1998 год.

Алешиной О.Ю. 18 лет исполнилось *** 1997 года.

В силу ст. 120 Кодекса о браке и семье РСФСР и ст. 121 Семейного кодекса РФ, действовавших на период несовершеннолетия истицы, полномочия по опеке и попечительству возлагались на исполнительные Комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов, а затем, с введением в действие Семейного Кодекса РФ на органы местного самоуправления, на которые возлагалась обязанность по оформлению документов, подтверждающих статус ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В силу ст. 121 Кодекса о браке и семье РСФСР опека устанавливалась над детьми, не достигшими пятнадцатилетнего возраста, попечительство в возврате от 15 до 18 лет.

Кроме того, в силу ст. 119 Кодекса о браке и семье РСФС опека и попечительство устанавливались для воспитания несовершеннолетних, которые, вследствие смерти родителей, лишении родителей родительских прав, болезни родителей, или по другим причинам остались без родительского попечения.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, обязанность по присвоению истице статуса ребенка- сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, возлагалось на указанные выше органы по месту жительства лица, подлежащего опеки и такой статус мог быть присвоен лишь до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Кроме того, судом установлено, что на основании решения Минераловодского районного совета народных депутатов № 6 от 9 января 1986 года несовершеннолетняя Аниканова О.Ю., *** 1979 года рождения, была помещена в дошкольный детский дом, в связи с тем, что ее мать *** В.Е. в сентябре месяце 1985 года выехала за пределы Нагутского сельского Совета и ее место нахождение не известно, отец истицы *** Ю.Я. 07 декабря 1985 года направлен в лечебно-трудовой профилакторий сроком на один год.

Согласно ответа ГАУ «Государственный архив СК» от 21.02.2011 г. № ***, сведений о лишении родителей истицы родительских прав, в архиве не имеется.

Судом так же установлено, что личное дело истицы при выбытии ее из Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 12» г. Ставрополя» было передано в «Семейный дом Каргановых для детей- сирот», однако, при ликвидации указанного детского дома, личное дело истицы в ГОУ «Специализированный детский дом № 9» не передавалось, поскольку на тот момент, она была совершеннолетней и в указанное учреждение не переводилась.

В связи с чем, требования Алешиной О.Ю. о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности, в настоящее время, признать ее ребенком сиротой, либо ребенком, оставшимся без попечения родителей, не подлежат удовлетворению.

Что касается требований истицы о возложении на Администрацию г. Ставрополя принять ее на учет (льготную очередь) нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, как ребенку-сироте, то они удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз (ред. от 22.07.2010) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края.

Таким образом, по смыслу указанного Закона ребенок, из указанной категории лиц, с заявлением о постановке его на учет, нуждающихся в жилой площади, должен обратиться в орган местного самоуправления до 23 летнего возраста, представив документ, подтверждающий статус указанной категории лиц.

В судебном заседании было установлено, и данного обстоятельства заявитель в судебном заседании не оспаривала, что до 2007 года, она в администрацию г. Ставрополя с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок – сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей заявительница в администрацию г. Ставрополя не обращалась. Документа, подтверждающего статус ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеет.

То есть, судом установлено, что на момент обращения заявителя в администрацию с заявлением по указанному выше основанию ей исполнилось 28 лет, поскольку она родилась *** 1979 года.

Предоставление истице 24 августа 1998 года койко-места в общежитии сроком на один год, не свидетельствует о том, что ею в установленный срок и в установленном порядке подавалось заявление в администрацию г. Ставрополя о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенку – сироте.

Таким образом, судом установлено, что заявитель пропустила срок для обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию.

Указанной категории граждан жилое помещение во внеочередном порядке может быть предоставлено лицам, состоящим на учете граждан, имеющих такое право.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Алешиной О.Ю. к Администрации г. Ставрополя о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возложении обязанности предоставить жилое помещение - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2011 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна

Судья Кочеткова С.А.