Решение суда 21.03.2011 г. по иску Терещенко В.М. к ФГУ «Земельная кадастровая палата, администрации г. Ставрополя, третьи лица Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, МАУ «Ставропольское городское лесничество»



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Губановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Терещенко В.М. к ФГУ «Земельная кадастровая палата, администрации г. Ставрополя, третьи лица Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, МАУ «Ставропольское городское лесничество» о признании сведений о границах земельного участка подлежащими уточнению, а площадь ориентировочной,

У С Т А Н О В И Л:

Терещенко В.М. обратился в суд с иском к ФГУ «Земельная кадастровая палата, администрации г. Ставрополя о признании границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: *** с кадастровым номером ***, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, обязании Федерального государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: ****.

Впоследствии истец уточнил свои исковые требования, в которых указал, что ему на основании свидетельства о праве собственности на землю № **** от 27.05.1993 года и постановления главы администрации г. Ставрополя № *** от 31.05.1993 года принадлежит на праве собственности земельный, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ****. На данном земельном участке расположен жилой дом, который так же принадлежит ему на праве собственности. Указанная недвижимость зарегистрирована в органе государственной регистрации, о чем у него имеются свидетельство о государственной регистрации права. В 2007 году он решил уточнить границы и площадь своего земельного участка, и в мае на данный земельный участок было подготовлено землеустроительное дело и подготовлены документы для проведения государственного кадастрового учета земельного участка. При проведении государственного кадастрового учета данного земельного участка Федеральным Государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по СК, было выявлено противоречие сведений, а именно пересечение со смежным участком, расположенным по адресу: ****, с кадастровым № ****. Для устранения выявленных противоречий, им было направлено письмо в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю с просьбой провести государственную экспертизу землеустроительной документации на земельный участок, расположенный по адресу: ****. Заключение экспертной комиссии показало, что землеустроительная документация, сформированная на земельный участок, расположенный по адресу: *****, выполнена надлежащим образом, то есть, с учетом технических условий и требованиями проведения землеустройства. В отношении землеустроительной документации на земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым № *****, точность вычисления координат узловых и поворотных точек земельного участка, установить не возможно, ввиду отсутствия данной землеустроительной документации в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (в архиве). Кроме того, сведений о владельце (собственнике) земельного участка не имеется. Но, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: *****, с кадастровым № *****, имеет уточненную площадь, которая составляет 8 000 кв.м. В соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 года уточнение площади и установление границ земельных участков на местности происходит путем проведения соответствующего комплекса мероприятий, по результатам которых формируется землеустроительное дело. Оригинал землеустроительного дела в обязательном порядке должен передаваться после его утверждения на хранение в государственный фонд данных (архив). Отсутствие в государственном фонде данных сведений о наличии землеустроительной документации свидетельствует о том, что уточнение площади земельного участка, расположенного по адресу: *****, с кадастровым № *****, было проведено не надлежащим способом. Кроме того, правообладателя данного земельного участка так же установить не возможно. По запросу истца в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя было выявлено, что землеустроительные работы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ****, с кадастровым № *****, не проводились. Заключением экспертизы было указано на необходимость проведения контрольных измерений и определение координат узловых и поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: *****, но данные работы провести не возможно ввиду отсутствия сведений о правообладателе и сведений о фактических границах на местности. В настоящее время при разрешении вопроса о пересечении границ земельных участков действует письмо Министерства экономразвития РФ от 27.03.2009 года № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков», в соответствии с которым, с согласия и по заявке собственника земельного участка, прошедшего кадастровый учет (в данном случае земельного участка расположенного по адресу: ****) можно внести изменения в сведения земельного кадастра. Кроме того, в межевом плане на земельный участок истца имеется заключение кадастрового инженера о наличии ошибки в местоположении ранее учтенного земельного участка. Отсутствие сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: *****, подтверждено уведомлением об отсутствии данных сведений в государственном реестре прав Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК. Дальнейшее оформление им документов, необходимых для уточнения расположения границ и уточнения площади земельного участка стало невозможным. Указанные технические ошибки в настоящий момент не позволяют ему привести в соответствие с фактическим использованием свои документы на земельный участок и служат препятствием для проведения кадастрового учета. Кроме того, выполнение комплекса землеустроительных работ потребовало от него огромных неоправданных временных и материальных затрат. Согласно ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно. Статьей 11 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник вправе требовать устранение всяких нарушений своего права. Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. 64 ЗК РФ, ст. ст. 11, 304 ГК РФ, ст. 24, ст. 30, 131, 132 ГПК РФ, просил суд признать сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: *****, с кадастровым № ****, подлежащими уточнению, а площадь ориентировочной.

Истец Терещенко В.М., извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя по доверенности Китаевой Е.Г., поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца, с участием его представителя по доверенности Китаевой Е.Г.

Представитель истца Терещенко В.М. по доверенности Китаева Е.Г. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования Терещенко В.М. и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю Юхнова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Терещенко В.М., пояснив, что в настоящее время еще не определено, кому принадлежит данный земельный участок. В ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю имеются сведения о том, что администрация г. Ставрополя обращалась к ним с вопросом о снятии данного земельного участка с кадастрового учета. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю было отказано администрации г. Ставрополя. Данный земельный участок остается стоять на государственном кадастровом учете. При необходимости, возможно, будет уточнить его границы вновь.

Представитель ответчика – администрации г. Ставрополя по доверенности Якимов А.А. в судебном заседании пояснил, что в результате проведенной проверки данный земельный участок в администрации г. Ставрополя не числится, поэтому просил суд вынести решение на усмотрение суда, в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности Буслаева О.В. в судебном заседании пояснила, что данный земельный участок относится к городским лесам и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не обладает полномочиями по этим земельным участкам. Учет данных земельных участков ведёт МАУ «Ставропольское городское лесничество». Просила вынести решение на усмотрение суда, в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица - МАУ «Ставропольское городское лесничество» по доверенности Лунева Т.А. в судебном заседании пояснила, что земельный участок, расположенный по адресу: *****, находится на землях г. Ставрополя. Данный участок огорожен временным забором. По материалам лесоустройства 1997 года (лесоустройство проведено Государственным специализированным лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект») земельный участок, приблизительной площадью - 0,02 га, находится на территории городских лесов урочище «Лес Члинский», квартал 3, выдел ***. В декабре 2009 года проведены полевые работы по межеванию городских лесов, и материалы переданы в Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, где до настоящего времени находятся. Точно установить границу участка не возможно, так как городские леса не поставлены на кадастровый учет. После получения права собственности на городские леса можно будет дать точное заключение по земельному участку, расположенному по адресу: *****. Просила вынести решение на усмотрение суда, в соответствии с действующим законодательством.

Суд, выслушав представителей истца, ответчиков, третьих лиц, исследовав материалы данного гражданского дела, а также истребованные судом материалы инвентарного дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истцу на основании свидетельства о праве собственности на землю № **** от 27.05.1993 года и постановления главы администрации г. Ставрополя № *** от 31.05.1993 года принадлежит на праве собственности земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: *****. На данном земельном участке расположен жилой дом, который также принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании также установлено, что при проведении государственного кадастрового учета данного земельного участка Федеральным Государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по СК, было выявлено противоречие сведений, а именно пересечение со смежным земельным участком, расположенным по адресу: ****, с кадастровым № ****.

Согласно заключения экспертной комиссии Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю землеустроительная документация, сформированная на земельный участок, расположенный по адресу: ****, выполнена надлежащим образом, то есть, с учетом технических условий и требованиями проведения землеустройства. В отношении землеустроительной документации на земельный участок, расположенный по адресу: *****, с кадастровым № *****, точность вычисления координат узловых и поворотных точек земельного участка установить не возможно ввиду отсутствия данной землеустроительной документации в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (в архиве).

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: *****, с кадастровым № *****, имеет уточненную площадь, которая составляет 8 000 кв.м. В соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 года уточнение площади и установление границ земельных участков на местности происходит путем проведения соответствующего комплекса мероприятий, по результатам которых формируется землеустроительное дело. Оригинал землеустроительного дела в обязательном порядке должен передаваться после его утверждения на хранение в государственный фонд данных (архив). Отсутствие в государственном фонде данных сведений о наличии землеустроительной документации свидетельствует о том, что уточнение площади земельного участка, расположенного по адресу: *******, с кадастровым № *****, было проведено не надлежащим способом. Кроме того, правообладателя данного земельного участка так же установить не возможно.

Заключением экспертизы было указано на необходимость проведения контрольных измерений и определение координат узловых и поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: ******, но данные работы провести не возможно ввиду отсутствия сведений о правообладателе и сведений о фактических границах на местности.

При разрешении вопроса о пересечении границ земельных участков действует письмо Министерства экономразвития РФ от 27.03.2009 года № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков», в соответствии с которым, с согласия и по заявке собственника земельного участка, прошедшего кадастровый учет (в данном случае земельного участка расположенного по адресу: ****) можно внести изменения в сведения земельного кадастра.

В межевом плане на земельный участок истца имеется заключение кадастрового инженера о наличии ошибки в местоположении ранее учтенного земельного участка, расположенного ****. Отсутствие сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: ****, подтверждено уведомлением об отсутствии данных сведений в государственном реестре прав Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК.

Таким образом, установлено, что дальнейшее оформление истцом документов, необходимых для уточнения расположения границ и уточнения площади земельного участка невозможно. Указанные технические ошибки в настоящий момент не позволяют ему привести в соответствие с фактическим использованием свои документы на земельный участок и служат препятствием для проведения кадастрового учета.

Согласно ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Согласно ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно.

Статьей 11 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник вправе требовать устранение всяких нарушений своего права.

Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Терещенко В.М. о признании сведений о границах земельного участка, расположенного по адресу: ****, подлежащими уточнению, а площади ориентировочной.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Терещенко В.М. к ФГУ «Земельная кадастровая палата, администрации г. Ставрополя, третьи лица Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, МАУ «Ставропольское городское лесничество» о признании сведений о границах земельного участка подлежащими уточнению, а площадь ориентировочной, удовлетворить.

Признать сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером ****, подлежащими уточнению, а площадь ориентировочной.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 марта 2011 года.

Судья А.И.Эминов