Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации22 марта 2011 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,
При секретаре Валимухаметовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Литвиненко Т.И., Литвиненко П.В. к Администрации г. Ставрополя о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
У С Т А Н О В И Л :
Литвиненко Т.И. и Литвиненко П.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Ставрополя о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что проживают в муниципальном общежитии по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, 8. Данное общежитие находилось на балансе ОАО «Л», а с 18.12.2000 года оно было передано в муниципальную собственность. С 2000 года Литвиненко Т.И. заключила договор найма жилого помещения с МУП «Жилищник», регулярно производит оплату за коммунальные услуги.
Общежитие находится в санитарно-защитной зоне завода «Л», где не допускается размещение объектов для проживания людей.
Администрация города Ставрополя им не предоставляет жилое помещение, по тому основанию, что на общежитие, в котором они проживают, не распространяется действие программ по переселению граждан (Постановление главы г. Ставрополя от 16.12.2004 № 6114 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004 - 2005 годы и на период до 2010 года», Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы»).
Администрация г. Ставрополя в своих письмах неоднократно подтверждала свою обязанность предоставить жилое помещение, однако «при условии выделения средств, достаточных для разрешения сложившейся проблемы». Ответчик постоянно ссылается на то, что «сложность вопроса переселения жильцов общежития усугубляется отсутствием финансирования» (письмо №01/11-4-33 от 13.01.10). Постоянно указывается, что проводится работа по решению нашего вопроса, но эта работа проводится уже более 5 лет, а жилье им так и не предоставлено.
Считают действия Администрации города Ставрополя незаконными.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» было проведено обследование указанного дома.
Согласно акту № * от 11 мая 2005 года дом № 8 по пр. *** г. Ставрополя признан непригодным для проживания вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды. Было выявлено, что здание по пр. ***, 8 не соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03»). В акте был определен срок отселения - 2005-2006 годы.
Постановлением главы города Ставрополя № ** от 23.05.2005 данный акт был утвержден. Кроме того, глава города Ставрополя прислал 02.03.2005 года жильцам дома гарантийное письмо, в котором было указано, что Администрация г. Ставрополя гарантирует поэтапное расселение граждан, проживающих в этом доме, в течение 2005 года. Однако было переселено только несколько семей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Литвиненко Т.И. неоднократно обращалась в Администрацию г. Ставрополя с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, письмами № ** от 18.06.2010, № ** от 30.07.2010, № ** от 29.10.2010 года им в этом было отказано, чем нарушенных их права.
В судебное заседание истец Литвиненко П.В. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании истец Литвиненко Т.И., в своих интересах и по доверенности в интересах Литвиненко П.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил требования истцов оставить без удовлетворения, пояснив, что Постановлением главы г. Ставрополя № ** от 23.06.2005г. утвержден акт № * от 11 мая 2005 года, которым дом № 8 по пр. *** г. Ставрополя признан не пригодным для проживания как находящийся в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Для этого, в заключении межведомственной комиссии должно быть указано, что такое жилое помещение ремонту или реконструкции не подлежит.
Жилье во внеочередном порядке предоставляется гражданам, в обязательном порядке состоящим на учете, что следует из требований ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ.
Истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоят и не могут быть приняты на учет, поскольку не относятся к категории граждан, которые могут быть приняты на учет (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), то есть к малоимущим, либо к категории граждан, которым такое право предоставлено в соответствии с Законом субъекта РФ.
К данной категории граждан, в соответствии с Законом СК от 10.11.2009 № 72-кз, относятся: вынужденные переселенцы, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущие граждане, а также иные категории граждан, определенные указанным Законом СК.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истцы проживают в общежитии, расположенном по адресу: г. Ставрополь, пр. ***, 8 комната 5, составом семьи из двух человек, что подтверждается договором найма жилого помещения в муниципальном общежитии.
11 мая 2005 года Межведомственной комиссией по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в СК был составлен акт № *, утвержденный постановлением главы г. Ставрополя № ** от 23 июня 2005 года, согласно которому, дом № 8 по пр. *** г. Ставрополя признан непригодным для проживания, вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды.
Указанным актом установлено, что здание по проспекту Кулакова, 8 г. Ставрополя не соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)». В акте был определен срок отселения - 2005-2006 годы.
В материалах дела имеются письма Главы г. Ставрополя о предоставлении гражданам, проживающим в указанном общежитии, жилых помещений.
Судом установлено, что, поскольку, 23.06.2005 года жилой дом по пр. ***, 8 г. Ставрополя был признан непригодным для проживания, но имеет статус общежития, он не был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от ** мая 2004 г., вступившим в законную силу, отказано об изменении статуса муниципального общежития на статус жилого дома, однако, указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении требований.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 94 Жилищного кодекса РФ общежития относятся к специализированному жилищному фонду, в связи с чем, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны граждане, проживающие в помещениях, расположенных в общежитиях, если они не отвечают установленным для жилых помещений требованиям.
В связи с чем, истцы имеют право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не в соответствии с целевой программой предоставления жилья, а в соответствии с указанными выше нормами Жилищного кодекса РФ, в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, как граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Довод администрации г. Ставрополя о том, что истицы не относятся к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоятелен.
Таким образом, суд считает, что администрацией г. Ставрополя необоснованно отказано истцам в признании их нуждающимися в жилых помещениях и постановке на учет.
Довод представителя администрации г. Ставрополя, о том, что решением О. районного суда г. Ставрополя от ** августа 2010 г. Литвиненко Т.И. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из двух человек, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку указанным решением суда истцам было отказано в предоставлении жилого помещения по тому основанию, что они не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В настоящее время истцами заявлены требования о постановке их на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Литвиненко Татьяны Ивановны, Литвиненко Павла Владимировича - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Ставрополя признать Литвиненко Татьяну Ивановну, Литвиненко Павла Владимировича гражданами, нуждающимися в жилых помещениях.
Обязать администрацию г. Ставрополя поставить Литвиненко Татьяну Ивановну, Литвиненко Павла Владимировича на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и в очереди граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, как граждан, проживающих в жилых помещениях, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции, не подлежащих.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 марта 2011 года.
Судья Кочеткова С.А.
Копия верна
Судья Кочеткова С.А.