Решение суда 14.03.2011 г. по заявлению Герасимовой Т.М. к администрации г. Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Управляющая компания



№2-218/11г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,

При секретаре Н.С. Назаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Герасимовой Т.М. к администрации г. Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Управляющая компания-16», Бекленцева О.В., Зибин Н.А., Солуянова А.М., Шевченко В.В., Сваричевская Л.М., Рогачев А.Ф., Рогачева С.Г., Широков В.Б., Сосин А.А., Присяженко Л.Ф., Ляликова А.П., Богачев Н. И., Усачева Л.В., Усачева О.Ф., Райчук И.О., Герасимова Е.Ю., Герасимов Р.В., Ляликова С.А.) об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Герасимова Т.М. обратилась в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с иском к администрации г. Ставрополя об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № … по пр. … г. Ставрополя.

Определением суда от 14 февраля 2011 года в качестве соответчика к участию в деле привлечен Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя.

В судебном заседании истица Герасимова Т.М. поддержала исковые требования, пояснив, что она является собственницей квартиры №… дома №… по пр. … г. Ставрополя. Многоквартирный жилой дом №… по пр. … г. Ставрополя введен в эксплуатацию в 1960 году. Капитальный ремонт дома производился 25 лет назад. В настоящее время в связи с износом требуют капитального ремонта кровля, инженерные сети, фасад, подвальные помещения, подъезды. На основании федерального закона от 21.07.2007 г. № 185 «О Фонде содействия формированию жилищно-коммунального хозяйства» от 24.10.2007г. решением Ставропольской городской Думы №170 утверждена муниципальная целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Ставрополе на 2008-2011г. В данную программу многоквартирный дом № … по пр. … г. Ставрополя включен на 2010 г. по ремонту кровли, но в последствии администрация г. Ставрополя отказала в ремонте по основаниям ограниченности лимита финансирования Программы на 2010 г. Истица совместно с другими собственниками данного многоквартирного жилого дома обращались с просьбой произвести капитальный ремонт. Данные обращения остались без ответа. Согласно ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ№ № 1541 приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Исходя из системного толкования вышеуказанной нормы закона, а также ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г.). В настоящее время эксплуатация нашего жилого дома из-за разрушения кровли, инженерных сетей, фасада, подвального помещения, подъездов является невозможной и представляет угрозу для жизни и здоровья людей.

Представитель соответчика Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по доверенности Квашин Д.В. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что в целях участия г. Ставрополя в федеральной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, реализуемой в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 24 октября 2007 года решением Ставропольской городской Думы №170 утверждена муниципальная целевая Программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Ставрополе на 2008-2011гг. В данную Программу многоквартирный дом №… по пр. … включен на 2010 г. по ремонту кровли. 26 ноября 2008 г. данная программа отменена решением Ставропольской городской Думы №38 в связи с тем, что Фондом содействия реформированию ЖКХ указано на необходимость формирования муниципальных Программ на каждый календарный год (протокол заседания Фонда от 21 января 2008 г. №5 «Методические рекомендации по разработке региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов»). Город Ставрополь стал ежегодно формировать муниципальные адресные Программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г. Ставрополя. Формирование программы на очередной календарный год осуществляется при условии выделения г. Ставрополю денежных средств из Фонда. Заявки на включение многоквартирных домов в Программу от управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК принимаются после доведения Комитетом Ставропольского края по ЖКХ лимитов финансирования Программы. Порядок включения многоквартирных домов в Программу определен постановлением Правительства СК от 2 июня 2008 года №94-п. Согласно данному Порядку заявки на включение многоквартирных домов в Программу оцениваются по техническим, организационным и финансовым критериям. При оценке заявок многоквартирному дому присваивается определенное количество баллов, исходя из которых комиссия производит отбор домов для включения в Программу. Возможность включения многоквартирного дома в программу определяется объемов средств. Выделенных городу Ставрополю для реализации Программы, количеством поданных заявок, а также количеством баллов, набранных многоквартирным домов при оценке заявки Включение домов в Программу по иным основаниям не допускается. В феврале 2010 года ООО «УК-16» направляла в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя заявку на включение многоквартирного дома по пр. … в Программу. Однако, в связи с отсутствием на тот момент финансирования, документы были возвращены ООО «УК-16». При выделении г. Ставрополю дополнительного финансирования из Фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов включение данного дома в Программу возможно в установленном порядке.

Представитель соответчика Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по доверенности Гриченко Т.А. возражала против исковых требований, пояснив, что 24 октября 2007 года решением Ставропольской городской Думы №170 утверждена муниципальная целевая Программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Ставрополе на 2008-2011 гг. в данную программу было включено более 1000 многоквартирных жилых домов. Однако, Программа не финансировалась, в связи с чем была отменена. После чего в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов было решено формировать такие программы ежегодно, данный список формируется после доведения до сведения Комитета городского хозяйства лимитов финансирования из Комитета СК по ЖКХ. В Комитет городского хозяйства поступила заявка от УК-16. К заявке должен быть приложен ряд документов, в том числе справка о сборах денежных средств от собственников жилых помещений, которая действительна в течение месяца. Все заявки без приложения справки возвращаются. В связи с чем, заявка УК-16 была возвращена. Для формирования списка заявки от Главы администраций районов г. Ставрополя и от управляющих компаний, ТСЖ. На момент проведения 3 марта 2010 года заседания комиссии по оценке таких заявок заявки от УК-16 не было. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие в Комитет городского хозяйства на день проведения заседания – 3 марта 2010 г. О лимитах финансирования до сведения Главы администрации г. Ставрополя было доведено в конце февраля - начале марта 2010 года, далее Комитету городского хозяйства был предоставлен срок до 2 марта 2010 года для уточнения перечня домов, нуждающихся в ремонте и включении в программу. Заявка УК-16 была возвращена в УК-16 в связи с отсутствием лимитов финансирования, а также в связи с чем, что прилагаемые к заявке документы имеют временные ограничения для использования. Почтового реестра о возврате заявки нет. Каким способом возвращалась заявка трудно сказать. Была ли приложена к заявке УК-16 справка о сборе денежных средств, сейчас сказать невозможно. Чтобы заявка УК-16 была включена в повестку дня на заседании комиссии по оценке заявок на включение в Программу, необходимо ежедневно уточнять в телефонном режиме в Комитете о том, доведены ли лимиты финансирования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Управляющая компания №16» по доверенности Негреба А.И. просили исковые требования удовлетворить, поскольку они заявлены в соответствии с действующим законодательством. Заявка ООО «УК-16» на включение в Программу по проведению капитального ремонта со всеми необходимыми документами направлялась 17 февраля 2010 года в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя Данные документы получены Комитетом 18 февраля 2010 года. Данная заявка и приложенные документы обратно не возвращались, никаких ответов от Комитета городского хозяйства не поступало.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Широков В.Б. просил исковые требования удовлетворить, поскольку они заявлены в соответствии с законом.

Представитель ответчика администрации г. Ставрополя, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Бекленцева О. В., Зибин Н. А., Солуянова А. М., Шевченко В. В., Сваричевская Л. М., Рогачев А. Ф., Рогачева С. Г., Сосин А. А., Присяженко Л. Ф., Ляликова А. П., Богачев Н. И., Усачева Л. В., Усачева О.Ф., Райчук И. О., Герасимова Е. Ю., Герасимов Р. В., Ляликова С. А., будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по сути заявленных требований приходит к следующему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В силу п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что истица Герасимова Т.М. и третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Бекленцева О. В., Зибин Н. А., Солуянова А. М., Шевченко В. В., Сваричевская Л. М., Рогачев А. Ф., Рогачева С. Г., Сосин А. А., Присяженко Л. Ф., Ляликова А. П., Богачев Н. И., Усачева Л. В., Усачева О.Ф., Райчук И.О., Герасимова Е. Ю., Герасимов Р. В., Ляликова С. А. являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме № … по пр. … г. Ставрополя (л.д.28-41).

17 февраля 2010 года ООО «Управляющая компания-16» направлен в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя пакет документов для включения многоквартирных домов, в том числе по пр. … г. Ставрополя, в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта в г. Ставрополе на 2010 г., ранее не включенных в план капитального ремонта на 2008-2009 гг., а именно: заявление на участие в программе о проведении капитального ремонта, копии протоколов о выборе способа управления с договором управления, копии протоколов содержащие решения о принятии участия в Программе о проведении капитального ремонта, копия технического паспорта, объектный сметный расчет, сводный сметный расчет, расчет субсидий, справка об уровне сбора денежных средств, акт технического состояния, дефектные ведомости (л.д. 65).

Из представленного почтового уведомления следует, что данный пакет документов получен Комитетом 18 февраля 2011 года.

Суду представлено сопроводительное письмо от 27 февраля 2010 года исх.№08-03/983вк-04, 989-04 на имя директора ООО «Управляющая компания-16», согласно которого Комитетом городского хозяйства г. Ставрополя возвращен пакет документов на включение многоквартирного дома по пр. … г. Ставрополя в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта в связи с отсутствием на сегодняшний день дополнительного финансирования из Фонда содействия реформирования ЖКХ.

Однако, письменных сведений (журнал исходящей корреспонденции, реестр почтовых отправлений, уведомление о вручении почтового отправления) о направлении указанного пакета документов адресату суду не представлено.

Как пояснил в судебном заседании представитель ООО «УК-16» по доверенности Негреба А.И., УК-16 не получала из Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя каких-либо документов, в том числе, возврата пакета документов о включении многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя в муниципальную Программу.

Представитель соответчика по доверенности Гриченко ТА в суде пояснила, что пакет документов в ООО «УК-16» возвращена в связи с отсутствием в приложении к заявке справки об уровне сбора денежных средств собственников помещений в жилом доме по пр. … г. Ставрополя, уточнив, что на момент подачи заявки от ООО «УК-16» отсутствовало финансирование.

2 марта 2011 года на имя Главы г. Ставрополя из Комитета СК по ЖКХ поступило письмо от 27 февраля 2010 г. о представлении дополнительных лимитов финансовых средств, выделяемых на реализацию краевой адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в СК на 2008-2011г.», с указанием о подтверждении корректировки бюджета в части расходов на капитальный ремонт сообщить до 2 марта 2010 г.

3 марта 2010 года состоялось заседание комиссии по оценке заявок, ранжированию списка многоквартирных домов, формированию адресного перечня многоквартирных домов, включаемых в муниципальную адресную Программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г. Ставрополя на 2010 г.

Согласно протокола заседания данной комиссии предметом рассмотрения не была заявка ООО «УК-16» о включение многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя в указанную Программу. По результатам голосования принято решение об утверждении адресного перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки по проведению капитального ремонта в 2010 г., всего 25 многоквартирных жилых домов.

Из письма заместителя директора Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 7 мая 2010 года на имя одного из собственников многоквартирного дома по пр. … г. Ставрополя Широковой М.А. следует, что предложений от администрации Промышленного района о включении многоквартирного дома № … по пр. … в Программу 2010 г на комиссии не поступало. При выделении г. Ставрополю дополнительного финансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов включение дома № … по пр. … возможно в установленном порядке. На сегодняшний день, прием заявок не производится в связи отсутствием финансирования (л.д. 16-17).

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих» разъяснено, что «исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято».

В ходе рассмотрения дела в суде нашло свое подтверждение, что администрацией г. Ставрополя и Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок пакета документов ООО «Управляющая компания-16» для включения многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта в г. Ставрополе на 2010 г., ранее не включенных в план капитального ремонта на 2008-2009 гг.

В связи с изложенным, в данной части исковое заявление Герасимовой Т.М. подлежит удовлетворению.

Исходя из системного толкования ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ№ № 1541, а также ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г.).

Согласно пп.1 раздела 1 Порядка включения многоквартирных домов в Программу по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Ставрополю на 2008-2011г. (приложение №1 к Краевой адресной программе по капитальному ремонту, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 2 июня 2008 года № 94-п) при формировании адресного перечня многоквартирных домов Муниципальной программы рекомендуется: осуществлять отбор многоквартирных домов на основе заявок ТСЖ, ЖК, ЖСК, СПК либо управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - заявитель), на включение многоквартирного дома в Муниципальную программу и предоставление субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (далее - заявка). Разделом 3 указанного порядка предусмотрен Перечень документов прилагаемых к заявке на включение многоквартирного дома в Муниципальную программу.

Оценив материалы дела в совокупности, суд считает, что на администрацию г. Ставрополя и Комитет городского хозяйства г. Ставрополя подлежит возложению обязанность рассмотреть вопрос о включении многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта в г. Ставрополе на 2011 год при предоставлении надлежащим образом оформленной заявки ООО «Управляющая компания-16» и перечня документов.

Исковые требования Герасимовой Т.М. об обязании администрации г. Ставрополя произвести капитальный ремонт многоквартирного дома №… по пр. … г. Ставрополя, по мнению суда, удовлетворению не подлежат, поскольку к компетенции администрации г. Ставрополя не относится непосредственное выполнение ремонтных работ в многоквартирном жилом доме по пр. … г. Ставрополя. Тем более, что согласно п.9 Постановления Правительства Ставропольского края от 2.06.2008 г. № 94-п органы местного самоуправления муниципальных образований - участники Программы используют средства Фонда, средства бюджета Ставропольского края, а также средства, предусмотренные в местных бюджетах на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Программы, для предоставления финансовой поддержки (субсидии) ТСЖ, ЖК, ЖСК, СПК, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Перечень многоквартирных домов в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, принятым в соответствии с требованиями частей 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частями 4, 5, 6, и 7 статьи 20 Федерального закона. Проведение капитального ремонта многоквартирных домов ТСЖ, ЖК, ЖСК, СПК, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществляется в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности. Подрядные организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств финансовой поддержки привлекаются ТСЖ, ЖК, ЖСК, СПК, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах, в соответствии с гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации, Порядком привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, утверждаемым комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254,255,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя и Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по ненадлежащему рассмотрению обращения ООО «Управляющей компании-16» в интересах собственников многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя о включении данного многоквартирного жилого дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта в г. Ставрополе на 2010 год.

Обязать администрацию г. Ставрополя и Комитет городского хозяйства г. Ставрополя рассмотреть вопрос о включении многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта в г. Ставрополе на 2011 год при предоставлении надлежащим образом оформленной заявки ООО «Управляющая компания-16» и перечня документов.

Заявление Герасимовой Т.М. об обязании администрацию г. Ставрополя произвести капитальный ремонт многоквартирного дома № … по пр. … г. Ставрополя – оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 21 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И. Шевченко