Р Е Ш Е Н И Е № 2-591/11
Именем Российской Федерации
04 апреля 2011 года г.
районный суд г. в составе:
председательствующего судьи Шурловой Л.А.,
при секретаре Солонович И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело заявлению Каширина ВА о признании незаконными действий администрации города Ставрополя
У С Т А Н О В И Л:
Каширин В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия администрации г., выразившиеся в принятии отказа от г. № в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. В обоснование указывает, что в 2010 году он обратился в администрацию г. с заявлением об обеспечении его жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ. Письменным сообщением администрации г. № в принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, было отказано, в связи с тем, что он и члены его семьи являются обеспеченными по учетной норме общей площади жилого помещения. Решением городской Думы от г. № 184 установлена учетная норма площади жилого помещения в г. в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного гражданина. Он, Каширин В.А. проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: г., ул, д. кв., общей площадью 55,7 кв.м, где проживает пять человек. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 11,1 кв.м., что является меньше учетной нормы площади жилого помещения в городе. В силу с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.» и ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны ВОВ, независимо от их имущественного положения.В результате принятия отказа администрации г. от г. № в предоставлении ему жилого помещения были нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы, в связи с чем вынужден обращаться в суд за защитой. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2010 г., с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.» и ст. 14 ФЗ «О ветеранах» просил признать незаконными действия администрации г., выразившиеся в принятии отказа от г. № в постановке Каширина В.А. на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Обязать администрацию г. принять Каширина В.А. на граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Определением райсуда г. от 22.03.2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены представители Министерства строительства и архитектуры, Министерства и Управления Труда и Социальной защиты населения.
В судебном заседании заявитель Каширин В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, при этом пояснил суду, что с отказом администрации не согласен, до 21 декабря 2009 года обеспечение жильем осуществлялось согласно жилищного кодекса РФ, с этой даты по закону «О ветеранах» которое позволило ветеранам получить меры социальной поддержки один раз. Однако администрация подошла к решению этого вопроса по жилищному кодексу, ответив что по норме он обеспечен, с этим он согласен. У него благоустроенная трехкомнатная квартира на 3 этаже, в которой в настоящее время проживают 5 человек.
В настоящее судебное заседание не явился представитель администрации г. по доверенности Васильев М.Ю., извещен судом надлежащим образом. Причина неявки не известна.
В судебном заседании ранее в обоснование своих возражений представитель администрации г. по доверенности пояснил, что в администрации г. учетного дела заявителя не имеется, поскольку ранее он к ним не обращался, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» жильем обеспечиваются только нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку. Обеспечение жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны, законодательством не предусмотрено. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Каширин В.А. проживает в трехкомнатной квартире № по улице, общей площадью 55,7 кв. м, где на момент обращения в администрацию города проживало четыре человека. Таким образом, Каширин В.А. являлся обеспеченным по норме площади жилого помещения в городе в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного гражданина. Каширин В.А. является собственником 1/4 доли в праве на квартиру № по улице. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрировано 5 человек, в связи с чем, Каширин В.А. может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Однако, рассматривая указанные события в хронологическом порядке, можно сделать вывод, что действия Каширина В.А. и в частности его согласие на вселение в занимаемое жилое помещение иного лица, являются намеренными с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кашириным В.А. не представлено никаких доказательств того, что его право нарушено действиями администрации города.
В настоящее судебное заседание не явились представители Министерства строительства и архитектуры по доверенности, Министерства и Управления Труда и Социальной защиты населения по доверенности, извещены судом надлежащим образом и просили рассматривать заявление в их отсутствие.
В судебном заседании ранее представители Министерства строительства и архитектуры, Министерства и Управления Труда и Социальной защиты населения поддержали доводы представителя администрации пояснив, что заявителем были совершены действия, приведшие к ухудшению его жилищных условий с целью постановки на жилищный учет и получению жилого помещения, право на получение жилья у него возникло в марте 2011 года, обжалует отказ в январе месяце, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд с учетом мнения сторон полагает возможным слушание дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с разъяснениями п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно удостоверению серии № Каширин Владимир Антонович является ветераном-участником Великой Отечественной Войны и имеет права и льготы, установленные ст. 15,14 ФЗ «О ветеранах».
Пунктом 1 Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
На основании договора № от года о передаче жилья в собственность (приватизации) заявитель Каширин В.А., Каширина НС, Щалпегина ОИ, Щалпегина АВ, являются собственниками общей долевой собственности по ? доли в праве на квартиру ( по соглашению об определении долей) № по ул., г., о чем года выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права.
Согласно кадастровому паспорту жилого помещения по состоянию на 2009 года квартира № по ул, г.имеет общую площадь 55,70 кв.м., является благоустроенной со всеми удобствами. По сведениям ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от года Каширин В.А. значится в картотеке собственников г. и имеет в собственности по договору передачи жилья в собственности квартиру № по ул., г. общей площадью 55,70 кв.м., жилой 42,3 кв.м..
Согласно справке администрации района г. от 2011 года Каширин В.А проживает по ул., кв., составом семьи из 5 человек: заявитель Каширин В.А., Каширина Н.С. (супруга), Щалпегина А.В. (дочь), Щалпегина О.И. (внучка), Науменко В.В. и данные лица зарегистрированы в этой квартире, что усматривается из копии домовой книги по этому адресу.
Материалами дела установлено, что заявитель Каширин В.А., Каширина Н.С. (супруга), Щалпегина А.В. (дочь), Щалпегина О.И. (внучка), зарегистрированы постоянно и проживают в отдельной трехкомнатной квартире жилой площадью 42,3 кв. м, общей площадью 57,70 кв.м и в соответствии с договором передачи квартиры в собственность граждан от 1993 года являются сособственниками указанной квартиры, при этом доли каждого из сособственников признаны равными - по 1/4. Также из представленных суду справок и документов усматривается, что заявитель является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы бессрочно (получено при исполнении обязанностей воинской службы).
17 января 2011 года в адрес Каширина В.А. администрацией на его обращение в 2010 году по жилищному вопросу к Президенту РФ о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, направлено сообщение, где указано, что Каширин В.А. и члены его семьи (состав семьи 4 человека) являются обеспеченными по учетной норме общей площадью жилого помещения и у администрации г.Ставрополя отсутствуют правовые основания для принятия его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
В рамках настоящего разбирательства заявитель просил суд о признании незаконными действий администрации г., выразившиеся в принятии отказа от года № в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и обязать администрацию принять Каширина В.А. на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, указывая, что проживает со своей супругой, дочерью и внучкой в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: г., ул. кв., общей площадью 55,7 кв.м, где в настоящее время проживает пять человек – в том числе с марта 2011 года Науменко В.В. (гражданский супруг внучки).
Таким образом, по мнению заявителя обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 11,1 кв.м., что является меньше учетной нормы площади жилого помещения в городе, полагал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов",ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года, обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны ВОВ, независимо от их имущественного положения.
Такие доводы Каширина В.А.основаны на неправильном толковании норм закона.
В соответствии с правилами п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании решения городской Думы № 184 от года учетная норма площади жилого помещения согласно требованиям п.4 ст. 50 ЖК РФ на территории г. установлена в размере 12 кв.м. общей площади помещения, приходящегося на одного гражданина. В администрации г. не имеется учетного дела заявителя, поскольку ранее заявитель с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обращался.
Каширин В.А. является собственником 1/4 доли в праве на квартиру № по улице Семашко,, г., в связи с чем, с его согласия 2011 года зарегистрировался в данном жилом помещении гражданин Науменко В.В., который не является членом семьи заявителя, заявитель пояснял в судебном заседании, что Науменко В.В. друг его внучки (в браке не зарегистрированы), который проживает с ним в комнате № по кадастровому плану недвижимости, в помещении № проживает его супруга-инвалид, со слов заявителя, в жилом помещении № проживает его дочь с внучкой. Иных сведений суду не представлено.
На момент обращения в администрацию города в 2010 году и получении отказа администрации г. 2011 года Каширин В.А. проживал (и проживает) в трехкомнатной квартире № по улице, общей площадью 55,70 кв. м составом семьи из четырех человек. Таким образом, Каширин В.А. на тот период времени являлся обеспеченным по норме площади жилого помещения в городе в размере превышающем 12 кв. м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина ( 55,70 /4 = 13,92 кв.м.) и не являлся лицом, нуждающимся в жилом помещении.
После регистрации в квартире № по улице г. Науменко В.В. –заявитель Каширин В.А. в администрацию города с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обращался, в связи с чем, нарушений прав Каширина В. А. со стороны администрации города не допущено.
Иных оснований для признания нуждающимся в жилом помещении Каширин В.А.не указывал.
Указ Президента РФ РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым заявитель на период получения им отказа года администрации г. не относился.
Кашириным В.А. представлена справка № от года о том, что он находится в поликлинике № ФГУ под диспансерным наблюдением у хирурга, терапевта, невролога. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817. Кашириным В. А. не заявлено право на получение дополнительной площади в соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и сведений о том, что он страдает одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, не представлено.
На основании изложенного, заявление Каширина В.А. о признании незаконными действий администрации г., выразившихся в принятии отказа № от года в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Каширина ВА о признании незаконными действий администрации г., выразившиеся в принятии отказа от года в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании администрации г. принять заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении- оставить без удовлетворения.
Составлено мотивированное решение 07 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Шурлова Л.А.