№2-234/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,
При секретаре Н.С. Назаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Промышленного района г. Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет по финансам и бюджета администрации г. Ставрополя, Елизарова Л.В.) о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия по признанию жилого дома непригодным для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Ставрополя обратился в районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ставрополя о признании бездействия по вопросу признания непригодным для проживания многоквартирного жилого дома № … по пр. … г. Ставрополя незаконным; о понуждении совершить действия по признанию многоквартирного жилого дома № … по пр. … г. Ставрополя непригодным для проживания.
Определением суда от 1 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Елизарова Л.В.
Определением суда от 1 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя.
Представитель прокуратуры Промышленного района г. Ставрополя, старший помощник прокурора Лаптева Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что проведена проверка по обращению Елизаровой Л.В. Как установлено в ходе проверки администрацией Промышленного района г. Ставрополя, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с 2004 года рассматривались многочисленные обращения граждан, проживающих в доме № … по ул. … в г. Ставрополе, по вопросу неблагоприятных условий для проживания в доме, связанных с угрозой обрушения жилого дома, жителями которого они являются. По результатам рассмотрения заявителям давались ответы, в которых признавался факт деформации вышеуказанного многоквартирного дома, однако межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе ни разу не проведено заседание по вопросу признания жилого дома по пр. … пригодным или непригодным для проживания. Из заключения с рекомендациями, подготовленного профессором инженерно-строительного факультета СевКавГТУ, доктором геолого-минералогических наук Галай Б.Ф. по вопросу деформации жилого дома по пр. … в г. Ставрополе, следует, что признаки деформации дома имели место еще 1990 года, кроме того, при визуальном осмотре обнаружены трещины в фундаменте дома. Как следует из письма руководителя комитета правового обеспечения деятельности администрации г. Ставрополя №01/10-4-35 от 18.01.2010 г., адресованного директору комитета финансов и бюджета города Ставрополя, документы, подтверждающие аварийность многоквартирного жилого дома или его частей, которые требует проведения аварийно-спасательных работ или может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в комитет не представлены. Директором комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя Семеновым А.И. в адрес главы г. Ставрополя 20.09.2010 г. за №08-03/3056-05 направлено письмо по вопросу просадок фундамента и несущих конструкций многоквартирного дома № … по пр.. .. Из содержания, которого следует, что деформации несущих конструкций дома имеют динамический процесс. Постановлением главы г. Ставрополя от 27.03.2006 N 816 (ред. от 16.03.2010) "О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе" утверждено "Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе" (далее Положение). В соответствии с п.п.1-2 Положения основной задачей комиссии является принятие коллегиального решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения проверяется его фактическое состояние. Многоквартирный жилой дом, который непригоден для проживания, признается аварийным и подлежит сносу или реконструкции. В Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" содержится ряд оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания. Ранее прокуратурой района проводилась проверка по результатам которой в адрес главы администрации города направлено представление об устранении выявленных нарушений в жилищной сфере №7-13-2010 от 15.10.2010 г. По результатам рассмотрения данного представления заместителем главы администрации Промышленного района г. Ставрополя дан ответ №04-02-4814 от 23.11.2010 г., в котором сообщено о том, что после получения заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома № … по пр. … в г. Ставрополе межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе будет принято решение о его дальнейшей эксплуатации. По итогам настоящей проверки дано техническое заключение по инструментальному состоянию строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. … (далее Заключение), подготовленное ООО « … », по результатам которого даны рекомендации, а также установлено состояние основных несущих конструкций указанного жилого дома. В соответствии с данным заключением в условиях эксплуатации при основном сочетании нагрузок категория состояния здания может квалифицироваться как - ограниченно-работоспособное. Более того, в соответствии с п. 8.5 данного заключения проведенное обследование многоквартирного дома показало, что здание чувствительно к небольшим вибрационным нагрузкам. Землетрясение силой в 2-3 балла может привести к потере устойчивости конструкций здания и его обрушению. Исходя из данной предпосылки и руководствуясь СП 13-102-2003 (п. 10.1) категория состояния здания квалифицируется как - недопустимое состояние, при котором необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций. Многоквартирный жилой дом № … по пр. … в г. Ставрополе построен до внесения изменения в СНиП 11 -7-81 «Строительство в сейсмических районах», повысившего сейсмичность территории г. Ставрополя до 7 баллов, то есть без учета особых сейсмических воздействий. Администрацией Промышленного района г. Ставрополя в декабре 2010 года направлены документы в комиссию для рассмотрения на очередном заседании вопроса о техническом состоянии многоквартирного жилого дома № … по пр. … Согласно информации комитета градостроительства №5434-09/07-19/3 от 24.12.2010 г. застройщиком ООО « … » в комитет представлены технические условия на водоснабжение и водоотведение садового центра по пр. … со схемой производства работ, согласованной со всеми службами. Как указано в Заключении, необходимо создать условия, исключающие возможность использования при строительстве зданий и сооружений вблизи дома, применения техники с ударным способом разработки или уплотнения грунта. В соответствии с п.п. 8, 23 п. 1 статьи 14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ситуация вокруг многоквартирного жилого дома по пр. … сложилась вследствие непринятия надлежащих мер, направленных на оценку действий должностных лиц администрации города, а также непринятия межведомственной комиссией решения в виде заключения о признании жилого домов пригодным, либо непригодным для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта, что создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Промышленного района г. Ставрополя. В связи с вышеизложенным, указанные действия администрации города Ставрополя противоречат действующему, так как бездействие должностных лиц администрации создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории муниципального образования - г. Ставрополя.
Представитель администрации г. Ставрополя – Васильев М.Ю. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что признание жилых помещений непригодными для проживания осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ он 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п. 42 Положения комиссия признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно пункту 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта., реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. На основании изложенного, многоквартирный дом № 19 по проспекту … в городе Ставрополе не может быть признан непригодным для проживания. В соответствии с Положением постановлением главы города Ставрополя от 27.03.2006 № 816 «О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для; проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе» утверждено положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе. Согласно пункту 4 положения о комиссии в городе Ставрополе для рассмотрения вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого) помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе, заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Таким образом, обращения граждан в органы администрации города Ставрополя сами по себе не являются основанием для рассмотрения на комиссии вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания. Обращение в межведомственную комиссию носит заявительный характер. Рассмотрение данного вопроса возможно только после предоставления всеми гражданами, проживающими в доме № 19 по проспекту Кулакова в городе Ставрополе необходимых документов. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным: требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов; заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При
этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Представитель соответчика Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по доверенности Дрыжева Л. И. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что многоквартирный дом не может быть признан непригодным для проживания. Такой дом может быть признан только аварийным и подлежащим сносу либо каждое жилое помещение признается непригодным для проживания, а затем, дом в целом признается аварийным и подлежащим сносу. В отношении дома … по пр. … г. Ставрополя на заседании комиссии принято решение о проведении дополнительных изыскательских работ с привлечение высококвалифицированных специалистов, потому что в представленном к заявлению заключении экспертов даны рекомендации на проведение строительно-восстановительных работ, а не конкретно поставленный вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На что сейчас и выделились бюджетные средства. Данные заключения при вынесении решения о дополнительном проведении изыскательных работ не принялись во внимание, поскольку собственники, в лице Елизаровой, требуют признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. А те заключения не дают такого понятия, а дают рекомендации по укрепительно-восстановительным работам. Вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может рассматриваться на комиссии на основании заявления собственников, с учетом представленных им в обоснование документов, нотариально заверенных копий правоустанавливающих документов, копии технического паспорта и заключения строительных организаций. На обращения в отношении многоквартирного дома № … на заседании комиссии не отказали в признании его аварийным и подлежащим сносу, потому что, комиссия вправе, если ей недостаточно представленных доказательств, потребовать еще какие-то документы, поэтому в лице председателя Бестужева, было дано указание на выполнение другого заключения и направлено на дополнительное обследование. Принятие решения на проведение ремонтно-восстановительных работ вместо признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, предусмотрено ФЗ № 38.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Елизарова Л.В. поддержала, заявленные исковые требования, пояснив, что с выводами комиссии не согласна. На своем заседании 18 февраля 2011 года комиссия ничего этого не решила, хотя имелось достаточно документации для принятия решения. В п. 8.5 Технического заключение от 2010 г., данного В.И. Ковалевым, четко указано, что многоквартирный жилой дом № … находится в недопустимом состоянии, которое квалифицируется как ограниченно работоспособное, при небольшой вибрации это может привести к потере устойчивости конструкций здания и его обрушению. Этих выводов никто замечать не хочет, и назначается очередное техническое обследование, хотя для этого оснований не имеется, все необходимые документы есть в Комитете городского хозяйства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Промышленного района г. Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет по финансам и бюджета администрации г. Ставрополя, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по сути исковых требований приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц( должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что в период с 2004 года по 2011 год администраций г. Ставрополя, ее структурными подразделениями – комитетом городского хозяйства, комитетом градостроительства, а также администрацией Промышленного района г. Ставрополя рассматривались многочисленные обращения граждан, в том числе Елизаровой Л.В., проживающих в доме № … по ул. … в г. Ставрополе, по вопросу неблагоприятных условий для проживания в доме, связанных с угрозой обрушения жилого дома, жителями которого они являются.
Суду представлены третьим лицом Елизаровой Л.В. многочисленные ответы за период 2008-2011 гг., в которых признавался факт деформации вышеуказанного многоквартирного дома, указывалось на необходимость подготовки заключений о состоянии многоквартирного дома по пр.. .., на необходимость рассмотрения вопроса на заседании специализированной комиссии, находящейся в ведении Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, на приостановление строительных работ ООО «…», ведущихся в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома, отзыве разрешений на строительство и т.д.
Из заключения с рекомендациями, подготовленного профессором инженерно-строительного факультета СевКавГТУ, доктором геолого-минералогических наук Галай Б.Ф. по вопросу деформации жилого дома по пр. … в г. Ставрополе, следует, что признаки деформации дома имели место еще 1990 года, кроме того, при визуальном осмотре обнаружены трещины в фундаменте дома.
Как следует из письма руководителя комитета правового обеспечения деятельности администрации г. Ставрополя №01/10-4-35 от 18.01.2010 г., адресованного директору комитета финансов и бюджета города Ставрополя, документы, подтверждающие аварийность многоквартирного жилого дома или его частей, которые требует проведения аварийно-спасательных работ или может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в комитет не представлены.
Директором комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя Семеновым А.И. в адрес главы г. Ставрополя 20.09.2010 г. за №08-03/3056-05 направлено письмо по вопросу просадок фундамента и несущих конструкций многоквартирного дома № … по пр. … Из содержания, которого следует, что деформации несущих конструкций дома имеют динамический процесс.
В техническом заключении по инструментальному состоянию строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. … (далее Заключение), подготовленном ООО « … », установлено состояние основных несущих конструкций указанного жилого дома. В соответствии с данным заключением в условиях эксплуатации при основном сочетании нагрузок категория состояния здания может квалифицироваться как - ограниченно-работоспособное. Более того, в соответствии с п. 8.5 данного заключения проведенное обследование многоквартирного дома показало, что здание чувствительно к небольшим вибрационным нагрузкам. Землетрясение силой в 2-3 балла может привести к потере устойчивости конструкций здания и его обрушению. Исходя из данной предпосылки и руководствуясь СП 13-102-2003 (п. 10.1) категория состояния здания квалифицируется как - недопустимое состояние, при котором необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций. Многоквартирный жилой дом № … по пр. … в г. Ставрополе построен до внесения изменения в СНиП 11 -7-81 «Строительство в сейсмических районах», повысившего сейсмичность территории г. Ставрополя до 7 баллов, то есть без учета особых сейсмических воздействий.
Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" предусматривает основания для признания многоквартирного жилого дома, жилого помещения непригодным для проживания либо аварийным и подлежащим сносу.
Согласно пунктов 33,34 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
Пункт 38 указанного Положения предусматривает, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Пункт 42 этого же Положения определяет, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
В соответствии с п.п. 8, 23 п. 1 статьи 14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением главы г. Ставрополя от 27.03.2006 N 816 (ред. от 16.03.2010) "О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе" утверждено "Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе" (далее Положение). В соответствии с п.п.1-2 Положения основной задачей комиссии является принятие коллегиального решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения проверяется его фактическое состояние. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическими обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного жилого дома не аварийным и подлежит сносу.
Администрацией Промышленного района г. Ставрополя в декабре 2010 года направлены документы в комиссию для рассмотрения на очередном заседании вопроса о техническом состоянии многоквартирного жилого дома № … по пр. …
После неоднократных уточнений даты 18 февраля 2011 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в г. Ставрополя.
Из представленного заседания протокола №1 заседания комиссии следует, что поставлен вопрос о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома № … по пр. … г. Ставрополя. Комиссией принято решение: Комитету градостроительства г. Ставрополя отозвать разрешения по выделенным участкам под строительство в районе многоквартирного дома № … по пр. … г. Ставрополя; администрации Промышленного района г. Ставрополя совместно с комитетом финансов и бюджета администрации г. Ставрополя и привлечением высокопрофессиональных специалистов-проектировщиков отработать всю схему по сложившейся ситуации с многоквартирным домом № … по пр. … г. Ставрополя; после дополнительно проведенных мероприятий, получения заключения и выводов специалистов-проектировщиков, вновь провести заседание МВК для принятия решения по многоквартирному дому № … по пр. … г. Ставрополя.
Во исполнение данного решения соответствующие обращения направлены в администрацию Промышленного района, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет финансов и бюджету администрации г. Ставрополя.
22 марта 2011 года администраций Промышленного района г. Ставрополя и ОАО « …» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по инженерно-геологическим изысканиям и мониторингу жилого дома, расположенного по пр. … г. Ставрополя, срок выполнения установлен до 21 сентября 2011 года.
Дальнейших сведений об исполнении решения комиссии, в том числе оплате работы по исполнению муниципального контракта, совершение действий специалистами ОАО « … » по осуществлению работ по инженерно-геологическим изысканиям и мониторингу многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя, суду не представлено.
Учитывая, что исковое заявление прокурора Промышленного района в интересах неопределенного круга лиц поступило в суд 21 января 2011 года, все действия, связанные с рассмотрением вопроса о состоянии многоквартирного дома № … по пр. … г. Ставрополя, совершены в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
В период с 2004 года по январь 2011 года межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в городе Ставрополе не проводилось заседаний по вопросу признания жилого дома по пр. … аварийным и подлежащим сносу или о необходимости и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст.258 ГПК РФ – суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного ч.1 ст.12 ФЗ от 02.05.2006 года №59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его, рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Учитывая, что на проведенном 18 февраля 2011 года заседании не принято решения по существу вопроса, суд считает, что администраций г. Ставрополя в лице специализированной межведомственной комиссии допущено незаконное бездействие, влекущие за собой нарушение прав и интересов как собственников и пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по пр. … г. Ставрополя.
Доводы представителей ответчиков о том, что на рассмотрение комиссии не был представлен весь пакет необходимых документов, в том числе обращения собственников помещений в многоквартирном жилом доме № … по пр. … г. Ставрополя с предоставлением всего пакета документов, суд не может принять во внимание, поскольку заявителям не было разъяснено о необходимости представить такие документы, такие документы не были истребованы либо комиссией не было отказано по мотивам отсутствие данных документов.
Установив, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие, возлагая обязанность рассмотреть надлежащим образом спорный вопрос, суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, на администрацию г. Ставрополя подлежит возложению обязанность в течение двух недель после вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя непригодным для постоянного проживания либо аварийным и подлежащим сносу или аварийным и подлежащим реконструкции.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Промышленного района в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя и Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении вопроса о признании многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя непригодным для постоянного проживания либо аварийным и подлежащим сносу или аварийным и подлежащим реконструкции.
Обязать администрацию г. Ставрополя и Комитет городского хозяйства г. Ставрополя в течение двух недель после вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома по пр. … г. Ставрополя непригодным для постоянного проживания либо аварийным и подлежащим сносу или аварийным и подлежащим реконструкции.
Мотивированное решение составлено 7 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.И. Шевченко