решение от 22.04.2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО6об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, обосновав свое заявление тем, что он является инвалидом 2 группы. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях аренды. ДД.ММ.ГГГГ он получил сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> №, адресованное также заместителю главы администрации <адрес> - директору комитета градостроительства ФИО2, в котором указано, что КУМИ осуществляет продажу права аренды на земельные участки, предоставляемые комитетом градостроительства администрации <адрес> с аукциона и что реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна. Также, КУМИ поясняет, что в случае издания администрацией города постановления о предоставлении ему земельного участка за плату в собственность для ИЖС, то КУМИ будет заключен с ним договор купли-продажи, о чем он не просил. Т.е. получается, что формально администрация <адрес> ему не отказывала в предоставлении участка по договору аренды, однако, по сути, его заявление о предоставлении земельного участка под ИЖС именно на условиях долгосрочной аренды администрацией не рассмотрено, и решение по заявлению не принято, ни положительного, ни отрицательного, что в принципе можно назвать бездействием органа местного самоуправления по решению вопроса о реализации его внеочередного права на получение земельного участка под ИЖС в рамках абзаца 14 ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Считает указанное бездействие в предоставлении ему земельного участка для ИЖС незаконным, дискриминационным, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ), государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления к приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно только заявления и справки МСЭ. Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава <адрес>, ст. 29 ЗК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Причем никаким НПА форма указанного заявления не предусмотрена. В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утвержденной Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду по договору купли-продажи не проводятся, заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом, в рамках первоочередного предоставления земельных участков, не исключается. Также и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути, является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, данная льгота реализуется гражданами на практике. В соответствии с ч. 28 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254 - 258 ГПК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 11, 28, 29 ЗК РФ, п.п. 17 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, просил суд признать бездействие администрации <адрес> по рассмотрению его заявления о реализации его первоочередного права на получение земельного участка и предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства в пределах границ <адрес> по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», незаконным и обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения закона.

Заявитель ФИО6 и его представитель по заявлению в судебном заседании ФИО3 в судебном заседании поддержали заявление, просили его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений, в которых просили признать бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство незаконным обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения закона, поскольку по существу заданных вопросов ФИО6 не получил ответа из администрации <адрес>.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации <адрес> по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявления ФИО6 и просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме, пояснив, что администрация <адрес>, не бездействовала, ответы даны ФИО6 Данная норма не урегулирована краевым законодательством, поэтому они не могут исполнить данную норму закона.

Представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности ФИО5, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета градостроительства администрации <адрес>.

Представитель заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представив в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом, под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно - властные повелевания, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

Частью 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ст. 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. ст. 10.12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ст. 29 Земельного кодекса РФ, решение по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно быть принято в двухнедельный срок.

Судом установлено, что ФИО6 является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ Бюро ГБ МСЭ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка на условиях аренды под индивидуальное жилищное строительство в силу абзаца 14 ст. 17 ФЗ РФ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях аренды, однако, до настоящего времени по его заявлению не принято решение о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка, в чем выражается незаконное бездействие администрации <адрес>.

Доводы представителя администрации <адрес> о том, что должностными лицами администрации <адрес> не допущено бездействия, так как администрацией <адрес> ответы даны ФИО6, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку письмо директора комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> содержит разъяснения о порядке предоставления земельных участков, но указанными письмами не разрешен вопрос о предоставлении земельного участка заявителю, либо отказе ему в этом.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховною Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному липу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения действующего законодательства и рассмотреть заявление ФИО6 о предоставлении ему земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ФИО6

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО6 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО6о первоочередном предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения действующего законодательства и рассмотреть заявление ФИО6о первоочередном предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в течение одного месяца со дня вступления данного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.И.Эминов