решение от 10.05.2011 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


10 мая 2011 года г.Ставрополь.

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Богатырева А. А., при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту прав и интересов инвалида 2 группы Корнева А.Г.об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя, обратился в защиту прав и интересов инвалида 2 группы Корнева А.Г., обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя в предоставлении ему в собственность земельного участка, и возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Корневу А.Г. о предоставлении ему как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях, в собственность бесплатно, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь на то, что прокурорской проверкой, проведенной по обращению инвалида 2 группы Корнева А.Г., установлено, что он является военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях в Чеченской Республике.

Из протокола заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края от 23.04.2010 следует, что комиссией принято решение о направлении уведомления Корневу А.Г. об обращении его в органы местного самоуправления по месту его регистрации (по месту жительства) для постановки на учет.

В силу п.п. 2 и 4 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На момент обращения в 2009 году Корнева А.Г. в администрацию г. Ставрополя действовал Закон Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» (далее Закон № 28-кз).

В силу ст. 18 Закона № 28-кз земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам на основании федеральных законов, а также в установленных Законом случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.

В силу ст. 11 Закона № 28-кз решение о бесплатном предоставлении земельного участка гражданам принимается в двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления. Установление границ земельного участка на местности и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка осуществляется за счет заявителя.

Таким образом, действовавшими в 2009 году нормативными правовыми актами обязанность предоставления документов, подтверждающих проживание на территории населенного пункта более 3-х лет и признание нуждающимся в жилом помещении, на Корнева А.Г. не возлагалась. Установление границ земельного участка и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка для принятия решения о предоставлении в указанном случае земельного участка бесплатно в собственность также не требовалось.

В нарушение названных норм закона 28.07.2010 Корневу А.Г. заместителем директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, председателем комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в предоставлении земельного участка в г.Ставрополе, в собственность бесплатно отказано на основании вступления в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» (далее Закон № 21-кз), предусматривающего в качестве оснований для предоставления земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет.

Ссылка при отказе Корневу А.Г. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка на такие основания, как вступление в силу Закона 21-кз, в силу которого ст. 18 Закона № 28-кз утратила силу, а ст. 12 Закона № 21-кз установлены дополнительные условия для ветеранов боевых действий, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, незаконна.

В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Придание тем или иным законам обратной силы, если это прямо не запрещено или не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, - вопрос, относящийся к исключительной компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 16.04.2009 N 504-О-О).

Статья 25 Закона № 21-кз не имеет указания на распространение действия его норм на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Таким образом, у администрации г. Ставрополя не имеется правовых оснований для отказа в предоставлении Корневу А.Г. земельного участка в г.Ставрополь для индивидуального жилищного строительства.

Одним из способов защиты гражданских прав является в соответствии с абз.3 ч. 1 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 17 и 21 ч. 1 ст. 48, ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 № 81, глава города Ставрополя осуществляет в пределах своей компетенции управление и распоряжение объектами муниципальной собственности; принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении земельных участков.

Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя. Глава города Ставрополя возглавляет администрацию города Ставрополя и руководит ею на принципах единоначалия.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя Богатырев А.А. заявленные в интересах Корнева А.Г. требования поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении.

Заявитель Корнев А.Г. заявление поддержал и просил суд о его удовлетворении.

В судебном заседании представитель администрации города Ставрополя Жукова М.В. заявленные требования не признала, просила суд их оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Судом установлено, что Корнев А.Г. является инвалидом второй группы, ветераном боевых действий, уволенным с военной службы.

27 марта 2009 года заявитель обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях.

Из протокола заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края от 23.04.2010 следует, что комиссией принято решение о направлении уведомления Корневу А.Г. об обращении его в органы местного самоуправления по месту его регистрации (по месту жительства) для постановки на учет.

28.07.2010 Корневу А.Г. заместителем директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, председателем комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в предоставлении земельного участка в г.Ставрополе, в собственность бесплатно отказано на основании вступления в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» (далее Закон № 21-кз), предусматривающего в качестве оснований для предоставления земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет.

Частью 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ст. 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», действовавшей на период обращения Корнева А.Г. с заявлением о предоставлении земельного участка, земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.

Доводы администрации г. Ставрополя о том, что ст. 18 Закона СК от 01.08.2003 г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» утратила силу, и вступил в действие новый нормативный акт, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку право на получение земельного участка в собственность возникло у заявителя до вступления в силу Закона Ставропольского края № 21-кзот 12.04.2010 г.

Представителем администрации г. Ставрополя не оспаривалось, что на момент обращения с заявлением Корнева А.Г. были представлены все необходимые документы, предусмотренные ранее действующим Законом.

В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года № 456-0 разъяснено: «...в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо Данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм...»

Таким образом, Корнев А.Г. имеет право на получение земельного участка в собственность без подтверждения его проживания в течение 3-х лет и нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии со ст. 10,12 Федерального Закона от 2.02.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и ст. 29 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления должен рассмотреть заявление гражданина и в двухнедельный срок принять решение по его заявлению (ч. 2 ст. 32 ЗК РФ).

Таким образом, заявление Корнева А.Г. должно было быть рассмотрено в установленный законом строк, в соответствии с требованиями ст. 18 Закона СК от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» и регламентом, действовавшем на момент подачи заявления.

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту прав и интересов инвалида 2 группы Корнева А.Г. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления- удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации города Ставрополя 28 июля 2010 года в предоставлении Корневу А.Г. земельного участка в собственность бесплатно, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях.

Обязать Администрацию города Ставрополя принять решение по заявлению Корневу А.Г. о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении 10 дней.

Судья А.А.Коробейников.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200