Р Е Ш Е Н И Е № 2-573/11
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года г.
районный суд города в составе:
председательствующего судьи Шурловой Л.А.,
при секретаре Лукьянец В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ткачевой МФ к Жилищному Управлению администрации г. об отмене решения администрации г., восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Ткачева М.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Жилищному управлению администрации г. об отмене решения администрации г. как незаконного, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, ссылаясь на то, что она пенсионер, ветеран ВОВ, инвалид 2 группы, проживает как беженец в общежитии коридорного типа, где 14 комнат имеют один туалет, кухню, умывальник. Общежитие принадлежит МУП «Жилищник»,с 1973 года не имело капитального ремонта. С 1995 г. состояла на очереди на улучшение жилья, ни как ветеран ВОВ, инвалид 2 группы, а как врач. В августе года приватизировала комнату и 11.08.2009 г. решением ЖУ г. была исключена из очереди. Обратилась в прокуратуру, которая рекомендовала вновь подать документы, однако ЖУ вновь не поставили ее на очередь, забыв, что решением от 30.11.2005г. № 184 Городской Думы одиноким людям полагаются от 18 до 36 кв.м. Считает решение администрации незаконным, учитывая ст. 55 ЖК РФ, за ней сохраняется права на улучшение жилищных условий как инвалида 2 группы, ветерана ВОВ.
В судебном заседании истец Ткачева М.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, при этом пояснила суду, что стояла почти 15 лет на очереди на улучшение жилищных условий как врач. Комнату свою получила от завода. За эти 15 лет состояние жилья не улучшилось, капитальный ремонт не проводился, и в программу по ремонту данное общежитие не включено. Все стояки и краны, туалет текут. Жить там не возможно, до кухни надо идти 15 метров. Пенсия маленькая – 8000 рублей. В следующем году ей будет 80 лет, имеет ряд тяжелых заболеваний.Считает, что администрация обязана восстановить ее в очереди, как ветерана и инвалида, чтобы потом они предоставили жилье по социальному найму, со снятием с очереди, как медицинского работника согласна.
Представитель истца адвокат Третьяков В.И. полностью поддержал пояснения своего доверителя и просил восстановить срок на обращение в суд, пропущенный по уважительной причине, поскольку является одиноким пожилым человек, постоянно болеет в силу возраста.
Представитель администрации г. по доверенности Галахов С.Ю. требования Ткачевой М.Ф. не признал, при этом пояснил суду, что с условиями проживания заявителя согласны, возможно, они там и не пригодны для проживания, но необходимы документы надлежащим образом оформленные - решение МВК и тогда гражданин будет иметь право в первоочередном порядке получить другое благоустроенное жилье. Ткачева М. не обращалась с заявлением на постановку на учет как ветеран. Но даже если бы обратилась, был бы отказ- обеспечена жильем. Ткачевой М.Ф. пропущен срок на обращение в суд с данным вопросом без уважительной причины, который составляет три месяца и просит применить пропущенный срок исковой давности. Ткачева М. стояла на льготной очереди, как врач – медицинский работник по общему списку, и по льготному. На данный момент Ткачева М.снята со всех очередей поскольку обеспечена жильем общей площадью на одного человека. На совещании Ставропольской городской думы учетная площадь жилого помещения, которой определяется нуждаемость в жилом помещении установлена 12 кв. метров. В данном случае на семью заявительницы приходится 18 кв. метров, что на 6 кв. метров больше. Другие заявления о постановке Ткачева М. писала ей был дан ответ, что других оснований, для предоставления другого жилья не имеется, в связи с тем, что ее жилье приватизировано. Она обращалась с заявлением о предоставлении ей жилья, как труженику тыла, на данное заявление был дан ответ, что труженики тыла и инвалиды жильем не обеспечиваются. Как участник ВОВ заявительница не обращалась.
Выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, пояснения свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела, Ткачева М.Ф., года рождения, является уроженкой с., зарегистрирована и фактически проживает по адресу: г., ул., общежитие, комната 200,что подтверждает и копия лицевого счета квартиросъемщика № (ЖЭУ 25 район г.) Ткачевой М.Ф.
Согласно справке МСЭ 005 № Ткачева М.Ф. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и по данным МУЗ «Городская поликлиника № 3» г. от 07.04.2010 года наблюдается в МУЗ г. «Городская поликлиника № 3». По пенсионному удостоверению № пенсия назначена с 07.01.1988 года, является вынужденной переселенцем дата регистрации 27.08.1992 г. ( удостоверение № ).
Ткачева М.Ф. является ветераном Великой Отечественной Войны (удостоверение серия от г.).
06 августа 1993 года на основании Постановления главы администрации района г. № Ткачева Т.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, по общему списку порядковый № 2991, по льготному списку №1280, на состав семьи 1 человек.
Согласно справке администрации района г. от 11.10.1996 года заявитель составом семьи 1 человек состоит на квартирном учете, по общей очереди №2656, по льготной очереди, как медицинский работник №1146.
11.06.2009 года администрацией г. Ткачевой М.Ф. письмом разъяснено что в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» труженики тыла, проработавшие в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее 6 месяцев, льготами по обеспечению жильем не пользуются. От Ткачевой. Ф. заявления и документов, подтверждающих иную льготную категорию, в том числе инвалидность 2 группы общего заболевания, в администрацию не поступало.
15 июля 2009 года постановлением администрации г. № 36, Ткачева М.Ф. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, (как общему, так и по льготному списку), как обеспеченная по норме общей площадью жилого помещения.
11 августа 2009 года жилищным управлением Администрации г. в адрес Ткачевой М.Ф. направлено извещение, где указано, что на основании постановления главы г. от 15.07.2009 года № 36, в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», семья Ткачевой М.Ф. из 1 человека снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как обеспеченная по норме общей площадью жилого помещения.
На обращение в прокуратуру Октябрьского района г.по вопросу не постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Ткачевой М.Ф. сообщено, что она имеет право встать на очередь на получение жилого помещения, предоставив в администрацию г. заявление и документы, подтверждающие иную льготную категорию.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявитель в судебном заседании поясняла, что пропустила срок на обращение в суд, поскольку долго болела, имеет преклонный возраст, просила суд восстановить срок для обжалования постановления, поскольку о нем и исключении из списка очередников узнала осенью 2010 году ( в апреле каждого года проходит перерегистрация), и тогда поняла, что ее исключили из очереди, после этого находилась дважды на стационарном лечении.
Документов о том, что заявитель ранее указанной ею даты узнала о постановлении № 36 от 15.07.2009 года, у суда не имеется и представителем администрации не предъявлено.
С учетом всех обстоятельств дела, пояснений сторон в судебном заседании, суд находит возможным восстановить Ткачевой М.Ф. срок на обращение в суд на обжалование постановления главы г. № 36 от 15.07.2009 года.
В качестве правового основания для исключения заявителя из льготного и общего списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в оспариваемом постановлении указано на нормы ч.2 ст.6 № 189- ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса РФ » от 29 декабря 2004 года, поскольку обеспечена жильем общей площадью на одного человека.
Действительно по сведениям ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 21.05.2009 года, недвижимое имущество по адресу: г. пр., комната, значится за Ткачевой М.Ф. по договору о передаче администрацией г. жилья в собственности заявителя от года, что заявителем не оспаривалось.
В силу статьи 6 данного закона, с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положения ч. 2 ст. 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
При этом, их правовое положение очередников, отличается по сравнению в теми, кто поставлен на учет с 01 марта 2005 года.Статья 56 ЖК РФ предусматривает основания снятия граждане с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таких обстоятельств по настоящему спору не установлено.
Как указано в статье 5 названного закона, жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Ссылки представителя администрации на то, что заявитель перестала относиться к лицам, обладающим правом на обеспечение жилой площадью, суд не может принять во внимание как противоречащие требованиям закона.
Как следует из материалов дела недвижимое имущество по адресу: г. пр., комната, передано Ткачевой М.Ф. по договору № (приватизации) администрацией г.Ставрополя в собственности заявителя года и только спустя предусмотренный законом срок более одного года -15.07.2009 заявитель была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из справки МУП Жилищник» № от 28.04.2011 года следует, что общежитие по пр.,, г. коридорного типа, 1973 года постройки, передано в муниципальную собственность на основании постановления главы г. № от 10.10.97г., находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, без проведения текущих и капитальных ремонтов. В декабре 1999 года общежитие было передано в МУП «Жилищник», с момента передачи капитальный ремонт общежития не проводился.
Суду представлен акт обследования жилищных условий граждан от 28 апреля 2011 года, проведенный комиссией администрации района г., который представителем администрации не оспаривался, где указано что Ткачева М.Ф. проживает в общежитие по пр., комната площадью 18 кв.м. на 2 этаже пятиэтажного здания. Комната сырая и прилегает к санитарной комнате. Квартира состоит из 14 комнат, кухни, туалета, умывальника, общий коридор и заявитель нуждается в улучшении жилищных условий.
Данные обстоятельства не опровергаются и показаниями свидетеля Плаксина И.Е.- председателя Совета Ветеранов, который в судебном заседании пояснил, что знаком со многими ветеранами. Ткачева М.Ф. живет в ужасных условиях, все удобства находятся далеко от ее комнаты, а ей уже 80 лет. Проживать в таких условиях невыносимо, на весь этаж квартир много, и один туалет и одна кухня и оснований не доверять которым не имеется.
Доводы представителя администрации о том, что необходимо решение МВК и техническое заключение, на основании которого комиссия будет решать пригодно помещение для проживания. Однако Ткачевой М.Ф. даже если бы она и обратилась, было бы отказано в подготовке данных заключений, поскольку у нее имеется в собственности жилье.
Оснований сомневаться в достоверности акта обследования жилищных условий граждан от 28 апреля 2011 года и иных документов о техническом состоянии жилого помещения Ткачевой М.Ф., не имеется.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Судом установлено, что заявитель одинокий человек преклонного возраста 79 лет, ветеран ВОВ, инвалид 2 группы, проживает в комнате N площадью 18 кв. м.- в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям ( не соответствующие санитарно-техническим требованиям ) общежития коридорного типа, где на 14 комнат на этаже приходится один туалет и кухня, другого жилья не имеет, комната непригодна для проживания. Нуждаемость ее в улучшении жилищных условий очевидна, приобрести себе иное жилое помещение заявитель не имеет возможности.
Бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению прав лиц, проживающих в жилом помещении непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.
С учетом установленного, суд пришел к выводу о том, что заявитель нуждается в улучшении жилищных условий и вправе состоять в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежит восстановлению в нем с момента исключения.
В судебном заседании заявитель поясняла, что стояла в очереди, как медицинский работник, и то что ее с этой очереди сняли, согласна и исключение из льготного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не оспаривала.
Также пояснила, что хочет чтобы администрация предоставила ей однокомнатную квартиру по договору социального найма, однако предоставление муниципальных жилых помещений относится к компетенции уполномоченного органа местного самоуправления и суд не вправе возложить на администрацию обязанность предоставить Ткачевой М.Ф. жилое помещение в рамках рассмотрения настоящего спора. Данный вопрос о предоставлении жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, решается органами местного самоуправления.
Заявитель в судебном заседании в своих пояснениях просила восстановить в очереди, как ветерана и инвалида 2 группы. Затем поясняла что на очередь как ветерана ВОВ ее не поставили, отказали, отказ не обжаловала, болела, является инвалидом 2 группы, но не страдает заболеваниями указанными в перечне на предоставление жилья.
В материалах дела, подлинном учетном № 4469 деле отсутствуют документы, подтверждающие обращение Ткачевой М.Ф. с просьбой о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с приложением соответствующих документов(удостоверений), как ветерана ВОВ. В подлинном учетном деле имеется заявление Ткачевой М.Ф. от 15.05.2009 года на имя главы г. с просьбой помочь как инвалиду 2 группы и труженику тыла в получении жилья с приложением справки ВТЭК, на которое ею получен ответ администрации. Обозрев подлинное учетное дело, заявитель пояснила что с иными заявлениями в администрацию не обращалась. Ткачева М.Ф. вправе обратится в заявлением в администрацию г. с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран ВОВ с приложением соответствующих документов (удостоверений).
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ткачевой МФ к администрации г. об отмене решения ЖУ администрации г. как незаконного, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, дать квартиру –удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление главы г. Ставрополя № 36 от 15 июля 2009 года в части исключения Ткачевой МФ из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Восстановить заявителя в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент исключения из списка.
В остальной части заявленных требований Ткачевой М.Ф. - оставить без удовлетворения.
Составлено мотивированное решение 17 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Шурлова Л.А.