Р Е Ш Е Н И Е № 2-858/11 Именем Российской Федерации 31 мая 2011 года г. районный суд г. в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А., при секретаре Лукьянец В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора района г. в интересах Носовой АА к администрации г., Управлению образования администрации г. о возложении обязанности предоставить жилое помещение либо денежные средства на его приобретение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор района г. в интересах Носовой АА обратился в суд с иском к администрации г., Управлению образования администрации г.о возложении обязанности предоставить жилье, либо денежные средства, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Носова А.А., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Носова С.Ф. и отец Носов А.М. умерли. Постановлением главы администрации города от 08.04.2002 № 2245 над несовершеннолетней Носовой А.А. была установлена опека. Опекуном назначена Носова A.M. Данным постановлением за Носовой А.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу г., ул.. Решением районного совета народных депутатов № от 14.10.86 г. вышеуказанная квартира признана аварийной, в связи с чем, Носова А.А. проживает с опекуном по ул. кв.. г.. Постановлением Администрации города от 29.09.2010 № Носова А.А. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п.1 ч.1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под № 15, по общему списку порядковый номер 6658, по льготному списку № 288. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского крал 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском краг отдельными государственными полномочиями Ставропольского края социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края. На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя». Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Носова А.А.). Учитывая то, что Носова А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств. До настоящего времени администрацией города Носова А.А. жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, в целях защиты семьи, материнства и детства. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка-сироты. Представитель истца- помощник прокурора района г. Богатырев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, при этом пояснил, что учитывая то, что Носова А.А. состоит на учете, в качестве нуждающихся в жилом помещении администрации г. у нее имеется право на внеочередное получение жилого помещения по ее выбору, либо по договору социального найма, либо предоставления субсидий на приобретение жилого помещения. Администрация г. обязана предоставить ей изолированное помещение благоустроенное жилое помещение вне очереди, не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживая, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, и иным требованиям законодательства РФ. Либо администрация должна предоставить субсидию, а именно денежные средства на приобретение или строительство жилья, определенным правительством СК, исходя из общей площади 33 кв. метра из средне-рыночной стоимости квадратного метра общей жилой площадью по СК. Поскольку Носова относится к социально не защищенной категории граждан и относится к числу детей-сирот, прошу исковое требование удовлетворить, обязать администрацию г. Ставрополя в установленном правительством СК порядке предоставить ей благоустроенное жилое помещение, вне очереди. Просил предоставить жилье Носовой по договору социального найма, или предоставить субсидию. Поскольку представитель лица, в интересах которого мы обращаемся, дал свое согласие на предоставление субсидий, к тому же со слов администрации выплата субсидий займет более короткий срок, просил дополнить требования о предоставлении субсидий, в случае удовлетворения наших требований, прошу отобразить в решении. На требовании предоставить жилье не настаивал. В судебном заседании истец Носова А.А. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. В судебном заседании законный представитель истца Носовой А.А.- Носова А.М. исковые требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила суду, что в этой квартире ул. кв. живут с 2004 года, она аварийная. В 2009 году 31 марта отключили все коммуникации, потому что боялись, что может произойти взрыв, или еще что-нибудь такое. В настоящее время живут у ее мамы, на ул., у мамы очень сложный характер, внучку она любит. Представитель администрации г. иск не признал, при этом пояснил, что данное обязательство по обеспечению жильем такой категории граждан, как обеспечение жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, должно определяться из федерального бюджета. Возложение обязанности на уровне самоуправления о предоставлении жилого помещения, нарушит права и интересы других категорий граждан, который ранее стали на очередь. По сложившейся практике быстрее всего и по срокам это предоставление субсидий. На данный день, с учетом стоимости на второй квартал квадратного метра, это 929 000 рублей, на эту сумму можно приобрести хорошую однокомнатную квартиру. А если предоставлять квартиру по социальному найму, могут ее предоставить от 18 до 36 кв. метров. Насчет субсидий, когда гражданин принесет договор купли-продажи, либо договор участия долевого строительства, то денежные средства сразу же перечисляются на счет продавца. Представитель Управления образования администрации г. в судебном заседании вынесение решения оставила на усмотрение суду, пояснив что Носова А.может приобрести любое жилье на сумму – 929000 рублей, если квартиру без ремонта, то ремонт вам придется делать за свой счет, с выбором помогут. В судебное заседание не явился представители третьего лица без самостоятельных требований :Министерство финансов СК, Министерство образования СК, Министерство строительства и архитектуры СК о причинах своей неявки суд в известность не поставили. Суд с учетом мнения сторон, полагает возможным слушание дела в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, Носова АА года рождения, является уроженкой г., о чем выдано свидетельство о рождении №, где в графе отец указан Носов А, в графе мать указана Носова СФ. На имя Носовой А.А. ОУФМС по СК в районе г.выдан паспорт гражданина РФ серия №, где указаны сведения о ее регистрации по ул., кв., г. с 07.09.2004г. Согласно свидетельству о смерти № от г. Носова С.Ф.(мать заявителя), года рождения умерла г., о чем составлена запись акта о смерти за №. Согласно свидетельству о смерти № от г. Носов А.М.(отец), года рождения умер года, о чем составлена запись акта о смерти за №. Постановлением главы администрации г. от 08.04.2002 г. за № над несовершеннолетней Носовой А.А. установлена опека, опекуном назначена Носова А.М. Право пользование жилым помещением по ул., кв.,г. сохранено за Носовой А.А. Решением районного совета народных депутатов № 682 от 14.10.1986 года, исполнительный комитет района Совета народных депутатов утвердил акты на аварийность жилых домов, жилых помещений, в том числе дом по ул., кв.. Согласно техническому акту обследования № жилой дом по ул., г., находится в техническом неудовлетворительном состоянии. № являются аварийными. Из акта обследования жилищных условий Носовой А.А. по ул., кв., г. следует, что комнаты в указанной квартире сырые, темные. Комиссия пришла к заключению о том, что Носова А.А. нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем, Носова А.А. проживает с опекуном по ул. кв.. г.. С 2007 по 2008 г.г. Носова А.А. являлась студенткой ГОУ СПО «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» по специальности «менеджмент в банковском деле», в указанный период времени проживала с опекуном. В адрес главы г. Носовой А.А. представлено письменное заявление, где имеется просьба принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением администрации г. от г. за № Носова А.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. 01.10.2010 года согласно извещения Жилищного управления администрации г Носова А.А., проживающая г., ул., кв., на основании постановления администрации г.от 29.09.2010 года № и в соответствии с п.5 ст. 52 ЖК РФ, семья из 1-го человека принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых до договорам социального найма, и включена в книгу граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, под №15, по общему списку порядковый № 6658, по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, порядковый № 288. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, в целях защиты семьи, материнства и детства. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка-сироты. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Что же касается заявленных требований, суд приходит к следующему. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования…, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), …., не имеющие закрепленного за ними помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения… имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского крал 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском краг отдельными государственными полномочиями Ставропольского края социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), …, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. На основании данного закона постановлением главы города от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя». Судом установлено, что по сведениям ЖРЭП 4 района г. Носова А.А. является нанимателем жилого помещения по указанному выше адресу на основании договора социального найма № от г., заключенного с администрацией района г.. Согласно договору социального найма жилого помещения № от г. администрация района передала Носовой А.А. за плату в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х изолированных комнат в кв.№ по ул., г., общей площадью 25,9 кв.м., для проживания в нем. Согласно карточки квартиросъемщика, справке Домоуправления № 4 Носова А.А. зарегистрирована по ул., кв.,общей площадью 25.9 кв.м. с 07.09.2004 года составом семьи 1 человек. Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Носова А.А.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. В связи с чем, доводы представителя администрации о том, что возложение обязанности на уровне самоуправления о предоставлении жилого помещения, нарушит права и интересы других категорий граждан, который ранее стали на очередь не могут быть приняты во внимание и не основаны на законе. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников). Учитывая то, что Носова А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. Носова А.А. закончила обучение в учреждении среднего профессионального образования 24.06.2009 года и до настоящего времени администрацией города Носова А.А. жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. По сведениям Управления Росреестра по СК от. в Едином госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации права на кв. по ул., г. и по сведениям ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от г. в картотеке собственников г. на 27.08.2010г. Носова А.А. не зарегистрирована. На основании изложенного иск прокурора района г. в интересах Носовой АА о возложении обязанности предоставить жилое помещение либо денежные средства на его приобретение по выбору заявителя Носовой А.А. подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора района г. в интересах Носовой АА к администрации г., Управлению образования администрации г. о возложении обязанности предоставить жилое помещение либо денежные средства на его приобретение - - удовлетворить. Обязать администрацию города предоставить по договору социального найма Носовой АА, года рождения, изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства Российской Федерации либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по краю, по выбору заявителя Носовой А.А. Мотивированное решение составлено 02 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Л.А. Шурлова