Решение суда 10.06.2011 г. по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Чуруканова В.В., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

С участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Онищенко О.И.,

При секретаре Валимухаметовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Чуруканова В.В., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о предоставлении денежных средств на приобретение жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Чуруканова В.В., обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о возложении обязанности предоставить Чуруканову В.В. денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; возложить на администрацию города Ставрополя обязанность подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении Чуруканову В.В. субсидии в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Чуруканов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ч.Л.В. решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13.03.2001 г. лишена родительских прав, в ГГГГ году умерла. Место нахождение отца неизвестно.

В период с 24.11.1994 г. по 02.09.2003 г. Чуруканов В.В. находился на полном государственном обеспечении в ГООУ «Детский дом № 12 г. Ставрополя».

С сентября 2003 г. по июнь 2007 г. Чуруканов В.В. являлся студентом Ставропольского краевого художественного училища по специальности «дизайн».

Постановлением Администрации города Ставрополя от 17.08.2009 г. № 472 Чуруканов В.В. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 1 ч.1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под № 14, по общему списку порядковый номер 6512, по льготному списку № 192.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Учитывая то, что Чуруканов В.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

Чуруканов В.В. закончил обучение в учреждении профессионального образования 20.06.2007 г. До настоящего времени администрацией города Ставрополя Чуруканов В.В. жильем не обеспечен. Денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ему не выделялись.

В судебном заседании прокурор заявленные, в интересах Чуруканова В.В. требования поддержала и просила их удовлетворить.

Чуруканов В.В. в судебное заседание не явился, представ заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований.

Представитель ответчика Управления образования Администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края в судебном заседании просил заявленные исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые - дети-сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении со­циального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в ви­де лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного са­моуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответст­вии со статьей 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находя­щихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, преду­смотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на тер­ритории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно статье 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без по­печения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качест­ве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государст­венном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по оконча­нии службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвра­щения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установ­ленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, опреде­ленном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей пло­щади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставро­польского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образо­вания Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными госу­дарственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, а так же являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели.

Постановлением главы г. Ставрополя от 09.07.2008 N 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставро­польского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» уполномоченным органом по реализации переданных органам местного самоуправления города Ставрополя отдельных государственных полно­мочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено управление образования администрации города Ставропо­ля. При этом к компетенции управления образования администрации города Ставрополя отнесены полномочия, состоящие в обеспечении жилыми помещениями де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находя­щихся под опекой (попечительством), в семье патронатного воспитателя или при­емной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, проживающих на территории муниципального района или городского ок­руга Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья.

Кроме того, указанным постановлением утверждено Положение о порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жи­лых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя, которым определен механизм приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечи­тельством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставро­польского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лицам из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Ставро­поля, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установ­ленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья в соответствии с законо­дательством Российской Федерации и Ставропольского края.

При этом, удовлетворение требований Прокурора Октябрьского района г. Ставрополя повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получение жилья, а решение суда должно быть испол­нено в установленные действующим законодательством сроки.

Представитель третьего лица Министерства образования СК в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом.

Представитель третьего лица Комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя, в судебное заседание не явился, представив заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Чуруканов В.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации города Ставрополя от 17.08.2009 г. № 472 Чуруканов В.В. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 1 ч.1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под № 14, по общему списку порядковый номер 6512, по льготному списку № 192.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее Положение).

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства -участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Чуруканов В.В.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Чуруканов В.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

В настоящее время Чуруканов В.В. жилым помещением не обеспечен, денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ему не выделялись, что не оспаривала в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя.

Судом установлено, что Чуруканов В.В. выразил согласие на получение им денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Чуруканова В.В., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, – удовлетворить.

Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Чуруканову В.В. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Чуруканову В.В. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кочеткова С.А.