Решение суда 16.06.2011 г. по исковому заявлению Чавирь И.П. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя



№2-1020/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,

При секретаре Н.С. Назаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чавирь И.П. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя об обязании Управления образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение жилья, об обязании администрации города Ставрополя подготовить проект правового акта о предоставлении субсидий на приобретение или строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Чавирь И.П. обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя об обязании предоставить жилую площадь вне очереди не ниже установленных социальных норм до 15 июля 2011 года.

В дальнейшем истец уточнил заявленные исковые требования, просил обязать Управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидии) на приобретение строительство жилья; обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект правового акта о предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья.

Определением суда от 06.06.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, – Управление образования администрации города Ставрополя, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Определением суда от 16.06.2011 года изменено правое положение Управления образования администрации города Ставрополя, привлеченное в качество соответчика.

В судебном заседании истец Чавирь И.П. поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать, Чавирь С.Л., решением Петровского районного суда Ставропольского края от 16 апреля 2003 года признана безвестно отсутствующей. Отец неизвестен, в свидетельство о рождении записан со слов матери. С младенчества истец воспитывался в Доме ребенка, в детском доме в г. Ставрополе и в специальной школе-интернате для детей-сирот в с. … … района Ставропольского края. После окончания школы-интерната в 2009 г. Чавирь И.П. поступил на обучение в ГОУ СПО « … », который заканчивает в июне 2011 года. В настоящее время находится на полном государственном обеспечении. Закрепленного за ним жилого помещения истец не имеет, постоянно зарегистрирован по адресу детского дома г. Ставрополь, ул. …, по месту пребывания зарегистрирован в общежитии колледжа по адресу: г. Ставрополь, ул. … В апреле 2010 г. Чавирь И.П. сдал в администрацию г. Ставрополя необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в июне 2010 г. получил извещение за № … от 27.05.2010 о том, что он поставлен на учет, номер очередности по списку внеочередного получения жилья - 169. Так как истец в июне 2011 г. заканчивает обучение, и в соответствии с законом утрачивает право на полное государственное обеспечение, в т.ч. и на жилое помещение, Чавирь И.П. обратился к Губернатору Ставропольского края с просьбой ускорить получение положенного ему жилого помещения, так как помочь истцу некому, а сам Чавирь И.П. не в состоянии обеспечить себя жильем. Ответ Чавирь И.П. получил из жилищного управления администрации г. Ставрополя, в котором подтверждено, что он состоит на учете, перед ним в очереди 38 чел., причем первый из них принят на учет 04.09.1998 г., т.е. истцу ждать своей очереди неизвестное количество лет, и все это время проживать Чавирь И.П. неизвестно где.

Представитель ответчика - администрации города Ставрополя, действующая на основании доверенности Салова З.Г. возражала против искового заявления Чавирь И.П., указав, что истец уже состоит в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, и будет обеспечен жилым помещением в порядке своей очереди.

Представитель соответчика Управления образования администрации города Ставрополя, действующая на основании доверенности Антонова Л.В. возражала против исковых требований Чавирь И.П., поддержав позицию представителя администрации г. Ставрополя, указав, что как только до Чавирь И.П. дойдет очередь, так сразу его обеспечат денежными средствами на приобретение или строительство жилья.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Чавирь И.П. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 16 апреля 2003 года мать истца признана безвестно отсутствующей (л.д. 7-8).

Отец неизвестен, в свидетельство о рождении записан со слов матери – Чавирь Петр Леонидович (л.д. 6).

Постановлением главы администрации Ленинского района города Ставрополя №617 от 31.07.1996 года Чавирь И.П. определен в городской специализированный Детский дом для детей с поражением ЦНС и нарушением психики (л.д. 9).

С младенчества истец воспитывался в Доме ребенка, в детском доме в г. Ставрополе и в специальной школе-интернате для детей-сирот в с. Константиновском Петровского района Ставропольского края (л.д. 11).

После окончания школы-интерната в 2009 г. Чавирь И.П. поступил на обучение в ГОУ СПО « … », который заканчивает в июне 2011 году (л.д. 12).

Согласно справке №437 от 19.03.2010 года Чавирь И.П. постоянно зарегистрирован по адресу детского дома г. Ставрополь, ул. …, по месту пребывания зарегистрирован в общежитии колледжа по адресу: г. Ставрополь, ул. … (л.д. 13).

В апреле 2010 года Чавирь И.П. сдал в администрацию г. Ставрополя необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в июне 2010 года получил извещение за № … от 27.05.2010 о том, что он поставлен на учет, номер очередности по списку внеочередного получения жилья – 169 (л.д. 15).

Руководителем жилищного управления администрации г. Ставрополя на имя Чавирь И.П. направлено письмо от 13.11.2010 года № …, в котором указано, что он состоит на учете, перед ним в очереди 38 чел., причем первый из них принят на учет 04.09.1998 года (л.д. 17).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение "жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее Положение).

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение" или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3, в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Чавирь И.П.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Чавирь И.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

В настоящее время Чавирь И.П. жилым помещением не обеспечен, денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ему не выделялись, что не оспаривала в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя.

В судебном заседании Чавирь И.П. выразил согласие на получение им денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, в связи с чем, исковые требования об обязании администрации г. Ставрополя подготовить проект правового акта о предоставлении истцу денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, об обязании Управление образования администрации г. Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья; исковые требования Чавирь И.П. к администрации г. Ставрополя об обязании предоставить жилую площадь вне очереди удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чавирь И.П. – удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Ставрополя подготовить проект правового акта о предоставлении Чавирь И.П., … года рождения, денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п.

Обязать Управление образования администрации г. Ставрополя предоставить Чавирь И.П., … года рождения, денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п, в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исковые требования Чавирь И.П. к администрации г. Ставрополя об обязании предоставить вне очереди жилую площадь не ниже установленных социальных норм до 15 июля 2011 года – оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 21 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И.Шевченко