Решение суда 28.06.2011 г. по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Ставрополя, Ставропольской городской Думе, Управлению образования администрации г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

С участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ставрополя Калмыкова М.Н.,

При секретаре Валимухаметовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Ставрополя, Ставропольской городской Думе, Управлению образования администрации г. Ставрополя о возложении обязанности принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Ленинского района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г. Ставрополя, Ставропольской городской Думе, Управлению образования администрации г. Ставрополя о возложении обязанности принять меры к открытию 3561 дополнительного места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения, в том числе: 80 мест для детей в возрасте до одного года, 1019 мест для детей в возрасте от одного года до двух лет, 1183 места для детей в возрасте от двух до трех лет, 675 мест для детей в возрасте от трех до четырех лет, 274 места для детей в возрасте от четырех до пяти лет, 194 места для детей в возрасте от пяти до шести лет, 136 мест для детей в возрасте от шести до семи лет. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий, ссылаясь на то, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное бесплатное дошкольное образование.

Установлено, что в Ленинском районе г. Ставрополя функционирует 25 муниципальных детских дошкольных учреждений (далее - МДОУ). Учредителем МДОУ является муниципальное образование город Ставрополь. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации г. Ставрополя.

Согласно информации управления образования администрации г. Ставрополя от 27.04.2011г. № 14/11-16-07-1686 фактическая наполняемость превышает максимальную наполняемость МДОУ детьми либо является предельной по всем МДОУ района и приведена в прилагаемой к исковому заявлению таблице.

Максимальная наполняемость детьми по всем МДОУ Ленинского района г. Ставрополя в совокупности составляла на 01.01.2009 года 3531 место, на 01.01.2010 года - 3583 места, на 01.01.2011 года - 4088 мест. Фактически все МДОУ района по состоянию на 01.01.2009 года посещало 4405 детей, на 01.01.2010 года - 4407 детей, на 01.01.2011 года- 5054 ребенка.

Управление образования администрации города Ставрополя осуществляет общий городской учет детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, в связи с чем, представить информацию отдельно по Ленинскому району за период 2008 - 2010 годов не представляется возможным. Всего по городу Ставрополю количество детей в возрасте от 0 до 6 лет, состоящих на регистрационном учете составляло:

- на 31.12.2008 года - 9445 детей;

- на 31.12.2009 года - 9567 детей;

- на 31.12.2010 года- 11496 детей.

В настоящее время в Управлении ведется электронный банк данных, в котором осуществляется разделение контингента детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования по районам.

На 27.04.2011 года на регистрационном учете по Ленинскому району состояло 3561 детей в возрасте от 0 до 6 лет.

Не устроенным в настоящее время в дошкольные образовательные учреждения по Ленинскому району г. Ставрополя остается 3 561 ребенок, при наличии заполненных детьми 4088 проектных мест в МДОУ района.

Очередность поступления детей в МДОУ формируется уже годами.

Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения.

Изложенное свидетельствует о растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в МДОУ либо в строительстве новых МДОУ.

В Ленинском районе г. Ставрополя необходимо открыть 3561 дополнительное место в МДОУ. В том числе: 80 мест для детей в возрасте до 1 года, 1019 мест для детей в возрасте от одного года до двух лет, 1183 места для детей в возрасте от двух до трех лет, 675 мест для детей в возрасте от трех до четырех лет, 274 места для детей в возрасте от четырех до пяти лет, 194 места для детей в возрасте от пяти до шести лет, 136 мест для детей в возрасте от шести до семи лет.

Из представленной управлением образования администрации г. Ставрополя и комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя информации следует, что в 2011 - 2012 годах на территории Ленинского района города Ставрополя строительство дошкольных образовательных учреждений не планируется.

Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» №266-1 о 10.07.1992 право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).

Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относит к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п. 13 ст. 9, п. 41 ч. 2 ст. 52 Устава города Ставрополя на органы местного самоуправления города Ставрополя возлагаются аналогичные обязанности по организации дошкольного образования.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МДОУ. При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета города в соответствии с договором между учредителем и МДОУ.

Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование город Ставрополь в лице управления образования администрации города Ставрополя. Для открытия дополнительных мест в МДОУ Ленинского района г. Ставрополя необходимо внести соответствующие изменения в бюджет города Ставрополя на 2011 год, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Пункт 2 ч. 10. Ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в городе Ставрополе является Ставропольская городская Дума.

Дефицит дошкольных образовательных учреждений в Ленинском районе города Ставрополя существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Представитель прокуратуры Ленинского района г. Ставрополя - старший помощник прокурора Калмыков М.Н. в судебном заседании заявленные заместителем прокурора требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения, пояснив, что исковые требования предъявлены применительно к открытию 3561 дополнительному месту в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, которые состоят на регистрационном учете, т.е. исключительно в отношении определенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 45 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Таким образом, у прокурора отсутствуют полномочия на предъявление данного иска.

Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации дошкольное образование не является обязательным.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Ставрополя в судебном заседании исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что в своей деятельности, в том числе и в отношении подведомственных дошкольных образовательных учреждений, ответчик руководствуется Положением об управлении образования администрации города Ставрополя.

Несмотря на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации дошкольное образование не является обязательным - администрацией города Ставрополя, Ставропольской городской Думой, управлением образования администрации города Ставрополя ежегодно принимаются системные меры, направленные на увеличение охвата детей услугами дошкольного образования и за период с 2008 по 2010 г.г. создано 1922 дополнительных места. Однако, принимаемые меры по обеспечению услугами дошкольного образования недостаточно эффективны, поскольку необходима поддержка региональных и федеральных органов власти, в связи с чем, более чем 10000 детей не обеспечены местами в дошкольных учреждениях.

В заявлении истцом не определен перечень лиц, права которых нарушены, но вместе с тем требования о принятии мер к открытию именно 3561 дополнительного места в муниципальных дошкольных учреждениях указаны с учетом потребностей населения.

Более того, в заявлении не указаны требования о совершении конкретных действий каждым из ответчиков (в соответствии с имеющимися полномочиями), а также истец не конкретизировал на территории какого именно муниципального района (города) ответчик должен принимать меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Представитель ответчика Ставропольской городской Думы в судебном заседании исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что в соответствии с пунктом 41 части 2 статьи 52 Устава города Ставрополя полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории города Ставрополя возложены на администрацию города Ставрополя.

В судебном заседании представитель третьего лица Комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя СК просила исковые требования оставить без удовлетворения, пояснив, что в настоящее время из-за дефицита бюджета не имеется материальных средств для организации дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что в Ленинском районе г. Ставрополя функционирует 25 муниципальных детских дошкольных учреждений. Учредителем МДОУ является муниципальное образование город Ставрополь. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации г. Ставрополя.

Согласно информации управления образования администрации г. Ставрополя от 27.04.2011 г. № 14/11-16-07-1686 фактическая наполняемость превышает максимальную наполняемость МДОУ детьми либо является предельной по всем МДОУ района.

Управление образования администрации города Ставрополя осуществляет общий городской учет детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования.

Всего по городу Ставрополю количество детей в возрасте от 0 до 6 лет, состоящих на регистрационном учете составляло:

- на 31.12.2008 года - 9445 детей;

- на 31.12.2009 года - 9567 детей;

- на 31.12.2010 года - 11496 детей.

В настоящее время в Управлении ведется электронный банк данных, в котором осуществляется разделение контингента детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования по районам.

На 27.04.2011 года на регистрационном учете по Ленинскому району состояло 3561 ребенок в возрасте от 0 до 6 лет, при наличии заполненных детьми 4088 проектных мест в МДОУ района.

Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения.

Изложенное свидетельствует о растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в МДОУ либо в строительстве новых МДОУ.

Для детей, проживающих на территории Ленинского района г. Ставрополя и состоящих на учете в Управлении образования администрации г. Ставрополя необходимо открыть 3561 дополнительное место в МДОУ. В том числе: 80 мест для детей в возрасте до 1 года, 1019 мест для детей в возрасте от одного года до двух лет, 1183 места для детей в возрасте от двух до трех лет, 675 мест для детей в возрасте от трех до четырех лет, 274 места для детей в возрасте от четырех до пяти лет, 194 места для детей в возрасте от пяти до шести лет, 136 мест для детей в возрасте от шести до семи лет.

Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» № 266-1 о 10.07.1992 г. право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).

Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относит к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п. 13 ст. 9, п. 41 ч. 2 ст. 52 Устава города Ставрополя на органы местного самоуправления города Ставрополя возлагаются аналогичные обязанности по организации дошкольного образования.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МДОУ. При этом, деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета города в соответствии с договором между учредителем и МДОУ.

Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование город Ставрополь в лице Управления образования администрации города Ставрополя, в связи с чем, суд считает, что обязанность по организации дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должна быть возложена как на администрацию г. Ставрополя, так и на Управление образования администрации города Ставрополя.

Для открытия дополнительных мест в МДОУ Ленинского района г. Ставрополя необходимо внести соответствующие изменения в бюджет города Ставрополя на 2011 год, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Пункт 2 ч. 10. Ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в городе Ставрополе является Ставропольская городская Дума, в связи с чем, доводы представителя Думы о том, что на думу не возлагается ни каких полномочий по организации указанной деятельности не состоятельны, в связи с чем, суд считает, что и на данного ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер, связанных с обеспечением детей местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Дефицит дошкольных образовательных учреждений в Ленинском районе города Ставрополя существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Доводы ответчиков о том, что прокурор не вправе обратиться в суд с настоящими требованиями, не состоятельны.

Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение места в МДОУ Ленинского района города Ставрополя и их родителей нестабилен, постоянно изменяется, дополняется. Кроме того, количество нуждающихся в местах в детских садах - величина не постоянная, т.к. определение ребенка в МДОУ является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан - родителей, которые могут воспользоваться предоставленным им правом, в связи с чем, у прокурора есть право в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц (детей, состоящих в очереди на получение места в дошкольных учреждений, а также детей, которые обладают таковым правом) в связи с их несовершеннолетним возрастом, в силу которого они не могут самостоятельно защищать нарушенное право на благоприятные условия процесса воспитания.

Доводы представителя Управления образования администрации г. Ставрополя о том, что в исковом заявлении не указано, какие конкретно действия необходимо совершить каждому из ответчиков для реализации права детей на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не являются основанием для отказа в иске, поскольку, в соответствии с указанными выше нормами Закона «Об образовании», Устава г. Ставрополя, порядок и меры организации бесплатного дошкольного образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем, ответчики должны определить какие конкретно меры необходимо принять для обеспечения детей, состоящих в очереди, местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Так же не состоятельны доводы ответчиков о том, что дети до 1,5 лет не обеспечиваются местом в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так как в силу Закона «Об образовании» воспользоваться правом на место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении имеют родители детей, которые достигли 2 месячного возраста и на учете в Управлении образования состоят на учете для получения места в МДОУ в возрасте от 2 месяцев до 1 года – 80 человек, от 1 года до 2 лет – 1019 человек, проживающих на территории Ленинского района г. Ставрополя.

Доводы ответчиков о том, что ими принимаются меры по организации дополнительных мест и за последние три года в г. Ставрополе создано 1922 дополнительных места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, не являются основанием для отказа в иске, поскольку указанные меры являются недостаточными, так как не обеспечивают потребность всех детей, состоящих на учете, и необходимость открытия дополнительных мест представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривалось.

Суд, с учетом реальных возможностей органов местного самоуправления, считает необходимым, в силу требований ст. 204 ГПК РФ, определить срок исполнения решения суда и установить следующие сроки исполнения решения суда: открыть дополнительно 300 мест - в срок до 01 сентября 2011 года; 500 мест – до 01 января 2012 года; 2761 место – до 01 сентября 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Ставрополя, Ставропольской городской Думе, Управлению образования администрации г. Ставрополя о возложении обязанности принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ставрополя, Ставропольскую городскую Думу, Управление образования администрации г. Ставрополя принять меры к открытию 3561 дополнительного места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Ставрополя, с учетом потребностей населения, для детей, проживающих на территории Ленинского района г. Ставрополя, в том числе: 80 мест для детей в возрасте до одного года, 1019 мест для детей в возрасте от одного года до двух лет, 1183 места для детей в возрасте от двух до трех лет, 675 мест для детей в возрасте от трех до четырех лет, 274 места для детей в возрасте от четырех до пяти лет, 194 места для детей в возрасте от пяти до шести лет, 136 мест для детей в возрасте от шести до семи лет.

Определить срок исполнения решения суда и установить следующие сроки исполнения решения суда: открыть дополнительно 300 мест - в срок до 01 сентября 2011 года; 500 мест – до 01 января 2012 года; 2761 место – до 01 сентября 2012 года.

В силу ст. 206 ГПК РФ, разъяснить ответчикам последствия неисполнения данного решения в установленные в нем сроки.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2011 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200