Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 июля 2011 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Эминова А.И., при секретаре Губановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «---», третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, У С Т А Н О В И Л: Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «---», третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, мотивировав свои требования тем, что Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «---», в результате которой установлено, что обществом не соблюдаются обязательные требования законодательства об отходах производства и потребления. Установлено, что в 45 метрах в южном направлении от границы (ограждения) ООО «---», в районе ул. ---, ст. ---, --- района, --- края, в понижении рельефа местности ООО «---» произвело складирование отходов бурового шлама) размерами 24,0 x 9,0 м. и глубиной - 0,5 - 0,6 м; в 70 метрах в южном направлении от указанного места произведено аналогичное складирование отходов (бурового шлама) размерами 6,0 x 9,0 м. и глубиной 0,3 - 0,4 м. В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов, ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами. Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8.08.2001 года № 18-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, подлежит лицензированию. Согласно договору поставки инертного грунта № -- от 24.01.2011 года, ООО «---» обязуется своим транспортом безвозмездно разместить отходы бурения (инертный грунт) скважин ООО «---» на территории ООО «---». Фактически, исходя из установленных границ ООО «---» (граница ограждения), складирование отходов (бурового шлама) произведено за пределами территории предприятия. Согласно справки-расчету от 05.04.2011 года указанные отходы (отходы при добыче нефти и газа), в объеме - 15м3, принадлежат ООО «---» и отнесены к IV классу опасности. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы. В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, основными принципами земельного законодательства являются, в том числе: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В силу положений п. 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды. В соответствии с ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ, привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности, не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Определением № 14-94-7 ЭН от 04.02.2011 года, вынесенным государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в отношении ООО «---» возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование. ООО ---» вызвано для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Просил суд взыскать с ООО «---» в доход государства сумму ущерба, причиненного окружающей природной среде в размере 134 400 рублей. Представитель истца Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца. Представитель ответчика ООО «---, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в суд, которые могли быть судом признаны уважительными, не сообщил, не настаивал о рассмотрении дела с их участием, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного третьего лица. Суд, исследовав материалы данного гражданского дела, письменные возражения представителя ответчика, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «---», в результате которой установлено, что обществом не соблюдаются обязательные требования законодательства об отходах производства и потребления. В связи с допущенными нарушениями со стороны ООО «---» природоохранного законодательства, Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «---» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде деятельностью ООО «---», в размере 134 400 рублей. Из письменного отзыва ответчика на исковое заявление следует, что ООО «---», имея договор с ООО «---» на поставку инертного грунта № -- от 24.01.2011 года осуществило поставку отходов бурения (инертный грунт) на карьер ООО «---», откуда отгружалась глина для производственного процесса завода. Выгрузка отходов производилась в место указанное директором завода для дальнейшей рекультивации карьера, в данном месте нет естественной низменности, отсутствует плодородный слой, территория засыпана рисовой лузгой. Завоз отходов для рекультивации карьера производился согласно СанПиН 2.1.7.1038-01, п. 7 который гласит: отработанные карьеры, искусственно созданные полости, являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация. Допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных 3-4 классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико - химический состав. В последующим, согласно представления Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.02.2011 года № 7-01-725 – 2011, ООО «---» собственными силами и средствами выполнило завоз плодородного грунта и рекультивацию участка выгрузки инертного грунта. Просил суд в иске отказать полностью. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд находит иск обоснованным, поскольку доводы иска о нарушении ответчиком норм природоохранного законодательства и причинении ООО «---» ущерба окружающей среде, подтверждаются представленными истцом письменными доказательствами, а именно: актами отбора проб почвы и отходов от 01.02.2011 года, протоколами биотестирования образцов почвы и отходов от 08.02.2011 года, согласно которых установлено загрязнение почвы; договором подряда от 19.07.2010 года, в рамках которого ответчик производил утилизацию; актом осмотра Управления «Росприроднадзора» от 01.02.2011 года, определением о возбуждении дела об административном производстве в отношении ООО «---» по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства об отходах производства и потребления; представлением Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, согласно которого на ответчика ООО «---» возложена обязанность по принятию мер по устранению нарушений закона. Размер ущерба, причиненного ответчиком в результате загрязнения земель, подтверждается справкой - расчетом от 5.04.2010 года, составленного государственным инспектором УФС «Росприроднадзора» по Краснодарскому краю и республике Адыгея, согласно которого сумма ущерба составляет 134 400 рублей. Ответчик не оспаривал факт поставки им инертного груза в рамках договорных отношений, то есть, не отрицал доводы иска о совершении им действий, в результате которых был причинен ущерб. Указанные доказательства, подтверждающие виновность ответчика в нарушении норм природоохранного законодательства и причинения им ущерба окружающей среды, в том числе, протокол об административном правонарушении и представление прокурора об устранении нарушений, ответчиком не оспаривались, что также свидетельствует о согласии ответчика с указанными документами, подтверждающих виновность ответчика в нарушении норм природоохранного законодательства и причинения им ущерба окружающей среды. Размер ущерба, указанный в иске, и установленный на основании справки - расчета от 5.04.2010 года, составленного государственным инспектором УФС «Росприроднадзора», также не оспаривался ответчиком. Доводы письменного отзыва ответчика на исковое заявление, в частности, об исполнении им указаний, изложенных в представлении прокуратуры, не подтверждены какими – либо доказательствами, что свидетельствует о необоснованности доводов отзыва. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы. В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, основными принципы земельного законодательства являются, в том числе: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В силу п. 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды. В соответствии с ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ, привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Таким образом, суд находит доказанными доводы иска о нарушении ответчиком норм природоохранного законодательства, которое повлекло за собой причинение ущерба окружающей среде в размере, указанном в исковом заявлении, в связи с чем, на основании изложенных норм закона ответчик обязан возместить причиненный ущерб, а, следовательно, иск суд находит подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «--- о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, – удовлетворить. Взыскать с ООО «---» в доход государства сумму ущерба, причиненного окружающей природной среде, в размере 134 400 рублей. Взыскать с ООО «---» в доход государства государственную пошлину в размере 3888 рублей. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней. Мотивированное решение суда изготовлено 8 июля 2011 года. Судья А.И.Эминов