Решение суда 15.07.2011 г. по заявлению Асрян



Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-1188/11

Именем Российской Федерации

15 июля 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего: судьи Зеренкова Э.В.

При секретаре Федосенко Я.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Асрян Л********* (заинтересованные лица: **************) о признании незаконным решения от 13.04.2011 № 09/02-01/1-1580 исх об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *********** по адресу: город *********, улица **********, район производственной базы № **, взыскании судебных расходов

У С Т А Н О В И Л:

Асрян Л********** обратился в суд с заявлением к *********** и ************** о признании незаконным решения от 13.04.2011 № 09/02-01/1-1580 исх об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ************** по адресу: город **********, улица **********, район производственной базы № **. Требования истца мотивированы невыполнением органом местного самоуправления установленной в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности по принятию решения о предоставлении испрашиваемых земельных участков для целей, не связанных со строительством. В обоснование заявленных требований указал следующее. Являясь собственником магазина по улице *********, **-* в городе *********, Асрян Л********* обратился в администрацию города ********* с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка для организации парковки и благоустройства территории прилегающей к магазину (вх.**** от 30.07.2008). Рассмотрев заявление управлением архитектуры администрации города ******* было подготовлено положительное градостроительное заключение № ********, в соответствии с которым имеется возможность предоставления земельного участка под парковку без права ограждения и капитального строительства. Градостроительное заключение утверждено главным архитектором города ********* ********** 09.09.2008 г. Площадь истребуемого земельного участка – 1050 кв.м. При этом, в заключении указано, что перспективная застройка прилегающей территории – освоена, рекомендации к проектным решениям – не требуются, транспортное обслуживание должно быть организовано в увязке с существующими транспортными и пешеходными связями. Иных обременений, ограничений, запретов и условий использования земельного участка установлено не было. Настоящее градостроительное заключение было выдано для получения санитарно-эпидемиологического заключения по отводу земельного участка. Для получения санитарно-эпидемиологического заключения Асрян Л****. обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ************. Оплатил работы по проведению лабораторных исследований и получил заключение о соответствии предполагаемого к предоставлению земельного участка площадью 1050 кв.м. под парковку автотранспорта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (№ *********** от 16.01.2009). 25 декабря 2009 года, распоряжением № ***-р, заместителем главы администрации города ************ (директором комитета градостроительства) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ************. Установлены следующие характеристики земельного участка: адрес - город ***********, улица **********, в районе производственной базы № **; вид разрешенного использования – для организации парковки без права капитального строительства. Ограничения в использовании земельного участка не установлены. Так же Асрянам Л***** были получены:- согласование производства работ по размещению открытой стоянки для парковки транспорта с министерством дорожного хозяйства *********** края от 21.12.2010 г. № **********;- согласование размещения открытой стоянки для парковки транспорта с УГИБДД ГУВД по ********** краю от 10.02.2011 г. № *********. Осуществлены кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка. Оплачены землеустроительные работы, изготовлен межевой план. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с номером **********. Получен кадастровый паспорт земельного участка, который был сдан в МУ «Архитектурно-строительного заказа города **********» - организацию уполномоченную на подготовку документов в области градостроительства и землепользования на территории города *********. Однако, почтовой связью, Асряном Л*** было получено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка от 13.04.2011 № ************* исх., подписанное заместителем главы администрации города ***********, руководителем комитета градостроительства ************. В уведомлении сообщается о том, что в ходе подготовки документов выявлено, что основания для предоставления запрашиваемого земельного участка отсутствуют, так как данный земельный участок находится в пределах территории общего пользования и служит для размещения инженерных сетей, транспортных и пешеходных связей. Посчитав отказ в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, нарушающим его права и свободы Асрян Л********** обратился в суд. Также, заявитель просил взыскать с казны муниципального образования города ********** в пользу Асрян Л******** 50000 рублей (пятидесяти тысяч рублей) в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя в судебных органах отказать.

Заявитель Асрян Л******** в судебное заседание не явился, представив заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель заявителя Асрян Л******** - **********, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - ************* *********** – по доверенности *********** заявленные требования Асрян Л******** не признала и просила суд отказать в заявленных требованиях в полном объеме по тем основаниям, что на основании пунктов 5.15 и 18.4 Регламента подготовки документов области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города ********** от 10.09.2009 года № ** (далее - Регламент) Асрян Л***** отказано в предоставлении земельного участка г ул. ********** (в районе нежилого здания № **) под парковку по следующим основаниям. Регламентом предусмотрен порядок оформления документов дл предоставления земельных участков для целей, не связанных с строительством, в соответствии с которым основанием для отказа предоставлении земельного участка для целей, не связанных с строительством являются обстоятельства, ранее неизвестные при прием документов и выявленные на любом из этапов подготовки документа которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. В ходе подготовки документов выявлено, что основания дл предоставления запрашиваемого земельного участка отсутствуют, так как данный земельный участок находится в пределах территории общего пользования и служит для размещения инженерных сетей, транспортных и пешеходных связей. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относится территории которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Требования Асрян Л********* о взыскании судебных расходов также несостоятельные, так как заявителем не представлено соответствующих документов, подтверждающих расходы.

Представитель заинтересованного лица - комитета *********** ************* – по доверенности *********** заявленные требования Асрян Л******* не признал и просил суд отказать в заявленных требованиях в полном объеме по основаниям указанным в отказе администрации, дополнив также, что суд не вправе обязывать предоставлять земельные участки. Что касается судебных расходов, то в материалах дела нет подтверждающих заявленную сумму документов.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу указанной правовой нормы способы защиты подлежат применению в случаях, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. При этом выбранный в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты права должен позволить в дальнейшем восстановить нарушенное право истца.

По данному делу заинтересованными лицами не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению Асряну ********* в аренду испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующего земельного участка.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, после утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (25.12.2009) у администрации города возникла обязанность в двухнедельный срок принять решение о передаче в аренду земельного участка. Договор аренды земельного участка должен быть заключен в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм ************** соответствующего решения о предоставлении земельного участка в аренду принято не было, а по истечении установленного в законе срока в отсутствие правовых оснований в предоставлении участка в аренду было отказано.

Вместе с тем в материалы дела были представлены:

- положительное градостроительное заключение № **** о возможность предоставления земельного участка под парковку без права ограждения и капитального строительства, утвержденное главным архитектором города ************** 09.09.2008 г;

- санитарно-эпидемиологического заключение № ************** от 16.01.2009, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ************* краю о соответствии предполагаемого к предоставлению земельного участка площадью 1050 кв.м. под парковку автотранспорта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- распоряжение заместителя главы *************** (директора ***********) от 25 декабря 2009 года № ******* об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ************;

- согласование производства работ по размещению открытой стоянки для парковки транспорта с министерством дорожного хозяйства *********** края от 21.12.2010 г. № ***********;

- согласование размещения открытой стоянки для парковки транспорта с УГИБДД ГУВД по ********** краю от 10.02.2011 г. № **********;

- кадастровый паспорт земельного участка с номером ***********.

Исходя из общего принципа обязательности соблюдения норм законодательства всеми субъектами правоотношений, лицо, обратившееся в муниципальный орган за получением земельного участка, вправе было ожидать от уполномоченного органа соблюдения требований действующего в период обращения законодательства при решении вопроса о предоставлении земли для осуществления деятельности, не связанной со строительством.

Документальных подтверждений того, что размещение на спорном участке парковки невозможно суду не предоставлено. Вместе с тем в представленных материалах имеются градостроительное и санитарно-эпидемиологическое заключения, согласно которым с учетом имеющихся градостроительных ситуаций размещение парковки на спорном земельном участке признано возможным, в том числе соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Одним из подразделов документов территориального планирования являются документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документами территориального планирования муниципальных образований являются в том числе генеральные планы поселений. Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах должны включать в себя границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон. На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проектов генеральных планов отображается информация о состоянии соответствующей территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Генеральный план развития города ********** до 2010 года был утвержден решением *********** городской Думы от 27 мая 1998 года № ** «О генеральном плане города *******, Решением № ** от 03 сентября 2009 г. ************ городская Дума утвердила корректировку генерального плана города ******** на 2010 – 2030 годы. Решением ********* городской Думы № ** от 27.10.2010 утверждены Правила землепользования и застройки города ********. Согласно настоящим правилам в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития путем установления: красных линий; линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и бытового назначения, иных объектов капитального строительства; характеристик планируемого развития территории необходимо осуществление проектов планировки территории. В случае необходимости определения границ элементов планировочной структуры территории (кварталов, микрорайонов); границ территорий общего пользования, границ территорий, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов проекты планировки территории подготавливаются без проектов межевания в их составе.

Заинтересованными лицами не представлено суду доказательств о том, что границы территорий общего пользования установлены и внесены в государственный кадастр недвижимости.

Испрашиваемый Асряном Л******** земельный участок по улице ***********, исходя из плана (карты) являющейся приложением к градостроительному заключению, расположен в пределах красных линий и линий застройки квартала и не «выходит» за границы данных линий.

Согласно правил землепользования и застройки земельный участок относится к производственной зоне П-2 – зона коммунально-складских предприятий. Зона П-2 выделена для обеспечения правовых условий формирования промышленных предприятий. В данной зоне допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. В основные виды разрешенного использования входят многоэтажные, подземные и наземные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке, станции технического обслуживания автомобилей (при количестве постов не более 10), авторемонтные предприятия, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, административные, бытовые, вспомогательные здания и сооружения. При этом, минимальный отступ зданий, строений и сооружений от красной линии улиц, проездов установлен - 5 метров. Согласно схеме подготовленной специалистом-архитектором к градостроительному заключению № **** отступ границы запрашиваемого Асряном Л****** земельного участка от красной линии составляет 10 метров. Запрашиваемый и установленный распоряжением от 25.12.2009 № ******* вид разрешенного использования земельного участка – организация парковки соответствует основному виду использования земельных участков в данной территориальной зоне, установленному Правилами землепользования и застройки города *********.

Статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Асряном Л******* заявлено требование о возмещении понесенных судебных расходов. Однако, заявителем не представлено в суд достаточных доказательств об оплате услуг представителя в настоящем деле. С учетом изложенного суд полагает требование в части взыскания с казны муниципального образования города ******** 50000 рублей (пятьдесят тысяч рублей) в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Асрян ********** удовлетворить частично.

Признать незаконным выраженный в уведомлении ************** города ******** отказ в предоставлении во временное пользование Асрян Л******* земельного участка под парковку по улице ******** в районе нежилого здания № ** от 13.04.2011 № ************* исх.

Обязать администрацию города ***********, г. ********** принять решение о предоставлении Асрян ******** земельного участка под парковку по улице ********** в районе нежилого здания № ** с кадастровым номером ********* в аренду на срок три года.

В удовлетворении требований о взыскании с казны муниципального образования города Ставрополя в пользу Асрян ******* 50000 рублей (пятидесяти тысяч рублей) в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя в судебных органах отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд, в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Э.В. Зеренков

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Э.В. Зеренков