Р Е Ш Е Н И Е № 2-1139/11 Именем Российской Федерации 7 июля 2011 года г. районный суд города в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А., с участием адвоката Спасибуховой С.Л., при секретаре Лукьянец В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Калимулина КГ к администрации г., третьи лица без самостоятельных требований: МО РФ Военный комиссариат СК отдел по г., Министерство строительства и архитектуры СК, о признании незаконным постановления главы г., восстановлении в льготном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Калимулин К.Г. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г., о признании незаконным постановления главы г. № от года в части исключения истца составом из 3 человек из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений, восстановлении Калимулина К. Г. составом семьи из 3 человек в льготном списке данной категории граждан на момент исключения из списка и возложении на администрацию г.обязанности предоставить Калимулину К.Г. на семью, состоящую из 3-х человек, благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям по нормам, установленным законодательством. В обосновании своих доводов истец ссылается на то, что он проходил военную службу в ВС с 01.08.85г. по 28.02.1995г. на офицерских должностях. 06 февраля 1995 года в звании капитана досрочно уволили с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. В соответствии с Приказом командира войсковой части № срок службы в отдаленной местности о. в льготных условиях прекратили исчислять с 28 февраля 1995 года составила 9 лет 7 месяцев. Служебная квартира на прежнем месте службы о. была освобождена. Жилой площадью не обеспечен. На основании Постановления главы администрации района г. № от г. Калимулин К.Г. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий, уволенный в запас. Постановлением администрации г. от г. №, Калимулин К.Г. исключен из списков военнослужащих, в связи с отсутствием необходимой выслуги - 10 лет. В представленных Калимулиным К.Г. справках и всех необходимых документах была указана общая продолжительность службы, которая составляет 9 лет и 7 месяцев и при принятии решения комиссия располагала всеми достоверными сведениями о выслуги лет Калимулина К.Г.. Он более 15 лет стоял в очереди как военнослужащий, уволенный в запас, нуждающийся в жилом помещении, каждый год 1 апреля, согласно Постановлению о принятии на учет, проходил перерегистрацию и отмечал изменения в очередности списка. В судебное заседание истец Калимулин К.Г., извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, представив в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителей по доверенности Калимулиной С.В. и адвоката Спасибуховой С.Л. В судебном заседании представитель истца адвокат Спасибухова С.Л. просила удовлетворить иск по основаниям в нем изложенным. Дополнительно пояснив, что истец встав в администрации города на учет нуждающихся в жилом помещении, Калимулин К.Г. более 15 лет проходил перерегистрацию с уточнением своего нового номера в указанном выше списке, и все эти годы за ним признавалось право состоять в льготном списке граждан данной категории. Считает, что ссылка администрации на ст.56 ЖК РФ не правомерна, т.к. данная статья предусматривает основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в предусмотренных законом случаях. В соответствии с указанной статьей, граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществившего принятие на учет, при решении о принятие на учет. (п.6, ч.1 ст.56 ЖК РФ). Таких оснований не имеется. В судебном заседании представитель истца по доверенности Калимулина С.В. поддержала доводы иска и пояснения адвоката Спасибуховой С.Л. Определением райсуда г. от 05.07.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Министерство строительства и архитектуры СК. В судебном заседании представитель администрации г. по доверенности исковые требования Калимулина К.Г. не признала, в удовлетворении иска просила отказать, при этом пояснила суду, что действия администрации по исключению Калимулина К.Г. из льготной очереди правомерны, основаны на жилищном законодательстве. Согласно постановлению администрации Промышленного района города от № на основании заявления истец был принят на учет граждан и включен в льготный список военнослужащих запаса на получение жилой площади. Постановка истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществлялась в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РСФСР, а также постановления Совета Министров СССР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР» и в соответствии с решением исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от 21.11.1990 № 325 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в крае». В соответствии с законом РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 №4338-1 и на основании пункта 6 статьи 15 данного закона, граждане, уволенные с военной службы. . в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и члены их семей, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями.. не позднее чем в 3-х месячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В соответствии с выпиской из приказа командира в/ч от № выслуга лет Калимулина К.Г.составила 9 лет 7 месяцев, т. е. менее 10 лет. Действующие на настоящий момент Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы …, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, …» (в редакции постановления Правительства РФ от 08.08.2003 года №475) изданы в соответствии с требованиями ЖК РСФСР, федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики» и федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ. При этом право на обеспечение жильем у истца сохранено, так как он состоит в общей очереди граждан нуждающихся в жилье. Кроме того, считает не подлежащими удовлетворению требования об обеспечении администрацией города Ставрополя его семьи жильем по договору соц.найма, так как в соответствии со п.2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих уволенных в запас осуществляется за счет средств федерального бюджета. Органам местного самоуправления соответствующие полномочия по обеспечению данной категории граждан не передавались. Представлен письменный отзыв администрации г.Ставрополя, приобщенный к материалам дела, содержащий по существу доводы изложенные представителем администрации в судебном заседании. В судебное заседание третье лицо без самостоятельных требований: представитель Военного комиссариата Ставропольского края отдела по г.Ставрополю, извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, представив в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и не возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Представитель третьего лица без самостоятельных требований: Министерства строительства и архитектуры СК, извещенный судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил. В обоснование своих доводов представитель Министерства строительства и архитектуры СК представил свои письменные возражения по заявленным исковым требованиям, где просил в иске отказать по следующим основаниям. Согласно пункта 2.1. ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы … с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно документам учетного дела Калимулина К.Г. выслуга лет составила 9 лет 7 месяцев. В соответствии ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 08.12.2010 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов РФ. На данный момент в крае законодательство, определяющее указанный порядок находится на этапе согласования, предоставление Калимулину К.Г. на семью жилого помещения, будет является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Суд, с учетом мнения сторон полагает возможным слушание дела в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, согласно выписки из Приказа Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны № от года Калимулина К.Г. в звании капитана досрочно уволили с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. В соответствии с Приказом командира войсковой части № срок службы в отдаленной местности о.Сахалин в льготных условиях прекратили исчислен с 28 февраля 1995 года. Согласно справке № от 04.05.2011 г., выданной начальником отдела военного комиссариата по г., выслуга лет в ВС составила 9 лет 7 месяцев. Служебная квартира на прежнем месте службы о. была освобождена. Жилой площадью не обеспечен. В г.Ставрополе обратился с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На основании Постановления главы администрации района г. № от г. Калимулин К.Г. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий, уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, в составе трех человек. По льготному списку порядковый номер, а по общему списку №. Сведений о признании незаконным данного постановления главы администрации Промышленного района г. № от г. суду не представлено. В адрес Калимулина К.Г. зав.отделом по учету и распределению жилой площади направлено извещение №248, согласно которому Калимулин К.Г. проживающий по ул., кв., г.на основании постановления администрации района г. от г. за № в соответствии с п.11 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в крае в составе семьи из трех человек принят на учет для улучшения жилищных условий и включен в книгу учета по общему списку №, по льготному как военнослужащий, уволенный в запас №. Согласно справке председателя ЖСК «Диана» от 30.05.2011г., Калимулин К.Г. составом семьи из 4-х человек: Калимулин К.Г., Калимулина С.В. (супруга), Калимулина И.К. (дочь), Шляхова Т.А. (мать), зарегистрирован по адресу: г, ул., кв.. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод и данный срок заявителем не пропущен. 18 марта 2011 года Калимулин К.Г. извещен о том, что он и его семья, составом из 3-х человек, администрации г. от г. №, исключены из списков военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. В качестве правового основания для снятия с учета в оспариваемом постановлении указано на ФЗ №189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», № 76-ФЗ от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих». То есть закона, вступившего в силу уже после постановки Калимулина К.Г. на учет граждан, нуждающихся в получении жилого помещения. В целях устранения множественности нормативных актов о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 года №193 (в ред. Постановлений Совмина СССР от 18.03.1985 №241, от 19.12.1985 №1213, от 05.10.1989 №827; Постановлений Правительства РФ от 29.06.1992 №444, от 06.07.1994 №806, от 12.07.1996 №790) было утверждено Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей. Согласно п.19 вышеуказанного Положения исполнительные комитеты местных Советов депутатов обеспечивают жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в 3-х месячный срок со дня прибытия к месту жительства военнослужащих… офицерского состава, уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов. В дальнейшем в январе 1993 года законом "О статусе военнослужащих"(абз.3 п. 1 ст.23) и Федеральным закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения месте жительства. Таким образом, условием для получения жилого помещения военнослужащими, уволенными с военной службы до принятия в 1993 году Закона РФ «О статусе военнослужащих» и имеющих выслугу менее 10 лет, по избранному месту жительства являлось их увольнение по одному из трех оснований: состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, а увольнение истца с военной службы было связано с сокращением штатов, что не исключает возможность обеспечения истица жилым помещением по избранному им месту жительства в г. Ставрополь, и об отсутствии ограничений по выслуге лет на момент увольнения истца с военной службы и его обращения с заявлением о постановке на учет в законодательно-правовых актах по вопросам предоставления жилья гражданам, уволенным с военной службы. Последующее принятие в январе 1993 года Закона РФ «О статусе военнослужащих», в мае 1998 года Федерального закона «О статусе военнослужащих» ( изменениями и дополнениями), не может повлиять на возникшие правоотношения. Аналогичные положения закона содержаться в п. 1 статьи 4 ГК РФ - акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В силу ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Кроме того, в силу ст.6 указанного закона, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Суд принимает также во внимание то обстоятельство, что в течение 15 лет с июля 1995 года за Калимулиным К.Г. как военнослужащим, уволенным с военной службы в запас, признавалось право состоять в льготном списке граждан данной категории, в 1995 году включен в льготный список граждан (указано военнослужащий запаса) и каждый год проходил перерегистрацию с указанием номера льготной очереди, № по льготному списку. Кроме того, заявитель имеет выслугу немного менее 10 лет - 9 лет7 месяцев. Статья 56 ЖК РФ предусматривает основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в предусмотренных законом случаях. Часть 2 статьи 56 ЖК РФ гласит, что снятие с учёта производится не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, имея ввиду, что этот срок является по существу пресекательным, и по его истечении жилищная комиссия не вправе принимать решения об исключении граждан из учета лиц, нуждающихся в получении жилых помещений. Таких оснований в судебном заседании не установлено и стороной администрации не представлено. В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о наличии каких-либо прав на недвижимое имущество на имя Калимулина К.Г. и по сведениям ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 27 мая 2011 года в картотеке собственников г. Калимулин К.Г. не зарегистрирован. До настоящего времени заявитель жильем либо денежными средствами на его приобретение не обеспечен, в собственности жилого помещения не имеет. При этом судом установлен факт отсутствия у истца жилого помещения в качестве постоянного места жительства, какое-либо жилье за ним не закреплено и требования о признании незаконным постановления главы г. № от года в части исключения из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку – подлежат удовлетворению и восстановлению Калимулина КГ составом семьи из 3 человек в льготном списке данной категории граждан на момент исключения из списка. В судебном заседании представители истца поясняли, что вне очереди жилое помещение не хотят, могут быть нарушены права других очередников, хотят жилое помещение либо денежную компенсацию в порядке льготной очереди и требования Калимулина К.Г. в части обязания администрацию г. предоставить в собственность бесплатно благоустроенное жилое помещение не подлежат удовлетворению. До 01.01.2011 года обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осуществлялось в крае в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Обеспечение жилыми помещениями такой категории граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилья. Денежная компенсация (субсидия) истцу не предлагалась. Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о восстановлении в льготной очереди, в порядке очередности будет обеспечен по выбору гражданина в форме предоставления: в собственность ; по договору социального найма; денежной выплаты. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным постановление главы г. № от года в части исключения Калимулина КГ составом из 3 человек из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений. Восстановить Калимулина КГ составом семьи из 3 человек в льготном списке данной категории граждан на момент исключения из списка. В остальной части заявленных требований Калимулина КГ – оставить без удовлетворения. Составлено мотивированное решение 13 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Шурлова Л.А.