Решение суда 27.07.2011 г. по иску Устиновой О.М., Голосовой Л.М. к Администрации г. Ставрополя



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Якименко И.И.,

при секретаре Антонове А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Устиновой О.М., Голосовой Л.М. к Администрации г. Ставрополя о расторжении договора аренды и погашении записи об аренде.

УСТАНОВИЛ:

Устинова О.М,, Голосова Л.М. обратились в суд с иском к Администрации г. Ставрополя о расторжении договора аренды и погашении записи об аренде. Свои требования они мотивировали тем, что домовладение по проезду ХХ до февраля 2005 года принадлежало двум совладельцам: Устиновой О.М. принадлежит Х домовладения на основании договора купли-продажи от ХХ года №ХХ, удостоверенного нотариусом ХХ. Х доли домовладения принадлежало ХХ (бабушке Голосовой Л.И. -истицы по делу) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ХХ года. Земельный участок общей площадью ХХ кв.м. принадлежал совладельцам на праве аренды на основании постановления главы г.Ставрополя от ХХ года №ХХ: Золотаревой З.И. ХХкв.м., Устиновой О.М,- ХХ кв.м., на основании договора аренды земельного участка от ХХ года №ХХ, зарегистрированного в УФРС по СК.

В настоящее время домовладение принадлежит истцам по делу: Устиновой О.М. принадлежит Х домовладения на основании договора купли-продажи от ХХ года №ХХ, удостоверенного нотариусом ХХ. Х доли домовладения принадлежит Голосовой Л.И., на основании договора дарения недвижимости от ХХ года, свидетельства о государственной регистрации права от ХХ года.

При жизни ХХ, передав своей внучке - Голосовой Л.И. по договору дарения, жилой дом, ввиду правовой безграмотности и плохого состояния здоровья не успела надлежащим образом расторгнуть договор аренды, и зарегистрировать в УФРС по СК прекращение права аренды. В 2007 году она умерла.

Учитывая необходимость надлежащего оформления прав по пользованию земельного участка по ХХ, они обратились в администрацию г. Ставрополя, с заявлением об оформлении договора аренды. Постановлением главы г.Ставрополя от ХХ года, за истцами был закреплён земельный участок площадью ХХ кв.м., из них: Голосовой Л.И.- ХХ кв.м., Устиновой О.М. -ХХ кв.м. В соответствии с п. 4 указанного постановления главы г. Ставрополя признано утратившим силу ранее выданное постановление гл. г. Ставрополя от ХХ года №ХХ. На основании постановления главы г. Ставрополя от ХХ года был оформлен договор аренды на земельный участок от ХХ года № ХХ.

По получению договора аренды, исходя из необходимости его государственной регистрации, в августе 2009 года они обратились в регистрационную палату с заявлением о проведении государственной регистрации расторжения договора аренды 2004 года, и регистрации договора аренды земельного участка от ХХ года №ХХ.

В конце сентября 2009 года они получили сообщение об отказе в проведении государственной регистрации прав в связи с имеющимися противоречиями между заявленными правами аренды, и уже зарегистрированными в 2004 году правами арены на данный объект недвижимого имущества, Отказ мотивирован тем, что в соответствии со ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Учитывая, сто договор аренды составляется в письменной форме и требует государственной регистрации, то соответственно должно быть в письменной форме соглашение о расторжении договора аренды от обоих арендаторов, которое подлежит регистрации. Для осуществления государственной регистрации нового договора аренды необходимо представить решение суда о погашении записи об аренде, внесенной в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Поэтому, во внесудебном порядке разрешить вопрос об исключении записи об аренде земельного участка за 2004 год не представляется возможным.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел. установленной процессуальным законодательством, суд. Ст. 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является прекращения или изменения правоотношения.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что нарушаются их права на регистрацию договора аренды 2009 года, и на правомерное пользование земельным участком, на котором расположен жилой дом с надворными постройками, то они вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Согласно ст.418 ч.1ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника Соответственно, после смерти гражданина не может быть осуществлена, ни государственная регистрация его права, ни государственная регистрация сделки с его участием, в том числе соглашения о расторжении договора аренды. Поскольку, одним из основных условий законности сделки является право- и дееспособность сторон. В день смерти физического лица утрачивается его правосубъектность.

Таким образом, договор аренды от ХХ года №ХХ прекратил свое действие, в связи со смертью Золотаревой З.И. в 2007 году. Более того, договор аренды 2004 года, прекратил свое действие, в связи с достижением соглашения о его расторжении между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и Устиновой О.М.

Пунктом 22 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 06.08.2004 № 135, установлено, что государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения регистрационных записей.

Следовательно, возникновение оснований, свидетельствующих о прекращении прав арендатора - смерть одного из арендаторов, а также расторжение договора аренды по соглашению сторон Устиновой, является определяющим обстоятельством для аннулирования зарегистрированного права аренды.

В судебное заседание истец Голосова Л.М. не явилась, хотя извещена была надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя.

В судебном заседании Представитель истца Голосовой Л. И. по доверенности № ХХ от ХХ - Бездетнова ЛЮ. требования Голосовой Л.И. поддержала и в обоснования их дала аналогичные пояснения, с выше изложенным.

В судебном заседании истец Устинова О.М. свои требования поддержала и пояснила, что согласна с доводами представителя исца Голосовой Л.Ю..

В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Павлова К.И. исковых требований истцов не признала и пояснила, что в досудебном порядке КУМИ не в праве расторгать договор аренды, в связи с тем, что наступила смерть одного из арендаторов, на данный момент нельзя сказать, что договор можно считать действующим, так как одного из арендаторов нет в живых.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истцов законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании домовладение по проезду ХХ до февраля 2005 года принадлежало двум совладельцам: Устиновой О.М. принадлежит Х домовладения на основании договора купли-продажи от ХХ года №Х, удостоверенного нотариусом ХХ. Х доли домовладения принадлежало ХХХ (бабушке Голосовой Л.И. -истицы по делу) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ХХ года. Земельный участок общей площадью ХХ кв.м. принадлежал совладельцам на праве аренды на основании постановления главы г.Ставрополя от ХХ года №ХХ: Золотаревой З.И. ХХкв.м., Устиновой О.М,- ХХ кв.м., на основании договора аренды земельного участка от ХХ года №Х, зарегистрированного в УФРС по СК.

В настоящее время домовладение принадлежит истцам по делу: Устиновой О.М. принадлежит Х домовладения на основании договора купли-продажи от ХХ года №ХХ, удостоверенного нотариусом ХХ. Х доли домовладения принадлежит Голосовой Л.И., на основании договора дарения недвижимости от ХХ года, свидетельства о государственной регистрации права от ХХ года.

При жизни Золотарева З.И., передав своей внучке - Голосовой Л.И. по договору дарения, жилой дом, ввиду правовой безграмотности и плохого состояния здоровья не успела надлежащим образом расторгнуть договор аренды, и зарегистрировать в УФРС по СК прекращение права аренды.

В 2007 году Золотарёва З.И. умерла.

В связи с необходимостью регистрации права на земельный участок по пр. ХХ, истцы обратились в администрацию г. Ставрополя с заявлением об оформлении договора аренды. Постановлением гл. города Ставрополя от ХХ года, за истцами закреплён земельный участок площадью ХХ кв.м.: Голосовой Л.И. ХХ кв.м., Устиновой О.М. ХХ кв.м. В соответствии с п. 4 указанного постановления гл. города Ставрополя признал утратившим сил ранее выданное постановление гл. г. Ставрополя от ХХ года №ХХ, о чём свидетельствует копия такого постановления.

На основании данного постановления главы г. Ставрополя от ХХ года был заключён договор аренды на земельный участок от ХХ года № ХХ, о чём свидетельствует его копия.

По получению договора аренды исходя из необходимости его государственной регистрации истцы обратились в регистрационную палату, в августе ХХ года, с заявлением о проведении государственной регистрации расторжения договора аренды ХХ года и регистрации договора аренды земельного участка ХХ года.

Однако в конце ХХ года из Федеральной службы государственной регистрации и картографии истцы получили сообщение об отказе в проведении государственной регистрации прав в связи с имеющимися противоречиями между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества. Из отказа следует, что в соответствии со ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Учитывая, сто договор аренды составляется в письменной форме и требует государственной регистрации, то соответственно должно быть в письменной форме соглашение о расторжении договора аренды от обоих арендаторов, которое подлежит регистрации. Для осуществления государственной регистрации нового договора аренды необходимо представить решение суда о погашении записи об аренде, внесенной в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением об отказе от ХХ года.

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено, что во внесудебном порядке разрешить вопрос об исключении записи об аренде земельного участка за 2004 год не представляется возможным.

Поскольку, истцы не имеют возможности зарегистрировать своё права на землю во внесудебном порядке, их право на регистрацию земельного участка по пр. ХХ нарушено, так как они не имеют возможности правомерно пользоваться земельным участком, на котором расположен жилой дом, с надворными постройками, принадлежащие им на праве собственности.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел. установленной процессуальным законодательством, суд. Ст. 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является прекращения или изменения правоотношения. Поэтому ими правомерно предъявлен иск в суд.

В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Как следует из копии свидетельства о смерти ХХ умерла ХХ года.

Согласно ст.418 ч.1 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника. После смерти гражданина не может быть осуществлена ни государственная регистрация его права, ни государственная регистрация сделки с его участием, в том числе соглашения о расторжении договора аренды, поскольку, одним из основных условий законности сделки является право- и дееспособность сторон. В день смерти физического лица утрачивается его правосубъектность.

Таким образом, в судебном заседании доказано договор аренды от ХХ года №ХХ прекратил свое действие в связи со смертью ХХ в 2007 году.

Более того договор аренды 2004 года прекратил свое действие, в связи с достижением соглашения о его расторжении между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и Устиновой О.М. при заключении нового договора аренды земельного участка по пр. ХХ от ХХ года № ХХ.

Пунктом 22 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 06.08.2004 N 135. установлено, что государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения регистрационных записей.

Следовательно, возникновение оснований, свидетельствующих о прекращении прав арендатора - смерть одного из арендаторов, а также расторжение договора аренды по соглашению сторон Устиновой, является определяющим обстоятельством для аннулирования зарегистрированного права аренды.

А поэтому, требования истцов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и ст. ст. 12,17,418 ГК РФ и руководствуясь ст.195-196,197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать прекратившим действие договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: пр. ХХ,кадастровый номер №ХХ в границах земель г.Ставрополя со множественностью лиц на стороне арендатора от ХХ года № ХХ.

Данное решение является основанием для погашения записи об аренде, внесённой в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ХХ года номер регистрации ХХ.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Ставропольский краевой суд.

Судья И.И. Якименко