Решение суда 02.08.2011 г. по иску Передрий Е.В., Передрий Л.Е. к ЗАО



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 августа 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

с участием адвоката И.И.Н.,

при секретаре Антонове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Передрий Е.В., Передрий Л.Е. к ЗАО «---» о признании права общей долевой собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :

Передрий Е.В., Передрий Л.Е. обратились в суд с иском к ЗАО «---» о признании права общей долевой собственности на жилое помещение, обосновав свои исковые требования тем, что он, Передрий Е.В. является нанимателем жилого помещения № --, по проспекту ---, --, в г. Ставрополе. По указанному адресу он проживает постоянно со своей дочерью Передрий Л.Е. с 1986 года, что подтверждается поквартирной карточкой и регистрацией в паспорте гражданина РФ, справкой о составе семьи, ордером на вселение в общежитие № ---, справкой о проживании в общежитии. С момента вселения он проживает, владеет и пользуется жилым помещением, несет расходы по его содержанию, производит оплату коммунальных услуг, однако не имеет возможности реализовать в установленном законом порядке право на приватизацию занимаемого жилья. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» в п. 4 дал официальное разъяснение по применению ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в новой редакции «Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 Закона в редакции от 23.12.1992 года, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, разрешившим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения». В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Включение общежития по проспекту --, --, в г. Ставрополе, в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действовавшего законодательства не может повлиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данных жилых помещениях на законных основаниях, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. 2. ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года в редакции от 29.12.2004 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе, несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона, утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При таких обстоятельствах истец вправе приобрести спорные жилые помещения в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24.08.1993 года № 8 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года № 6) при рассмотрении спора о передаче имущества в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений, должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке. Оригиналы документов, указанных в приложении, будут представлены на предварительное слушание по делу. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 18, 35 Конституции РФ, ст. ст. 2, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. ст. 3, 24 ГПК РФ, просил признать за Передрий Е.В., Передрий Л.Е. право общей долевой собственности на жилое помещение, состоящее из одной комнаты № --, расположенной по адресу: г. Ставрополь, пр. ---, --, по ? доли за каждым.

Представитель истцов Передрий Е.В., Передрий Л.Е. - адвокат И. И.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что истцы Передрий Е.В., Передрий Л.Е. в общежитии, расположенном по пр. ---, --, в г. Ставрополе, проживают с ноября 1988 года и занимают жилое помещение, состоящее из одной комнаты № --, по пр. ---, --, в г. Ставрополе. По указанному адресу истцы проживают постоянно, что подтверждается регистрацией в паспорте, поквартирной карточкой и справкой о составе семьи. Жилое помещение было предоставлено истцам вследствие состояния в трудовых отношениях с ЗАО «---». С момента вселения истцы проживают, владеют и пользуются жилым помещением, несут расходы по его содержанию, производят оплату коммунальных услуг, однако не имеют возможности реализовать в установленном законом порядке право на приватизацию занимаемого жилья. Здание общежития, в котором находится спорное жилое помещение, принадлежит на праве собственности ЗАО «---», что подтверждается регистрационным удостоверением от --1997 года № --. В Перечне объектов вошедших в уставный капитал акционерного общества «---» (приложение № 1 к акту оценки уставного капитала от 1991 года) под номером -- числится общежитие на -- мест по пр.---, --, в г. Ставрополе. -- года произведена государственная регистрация АО «---», учредителями которого выступали ГАО «Станкоинструмент» и Арендное предприятие «---» (свидетельство от -- года № --). После полного 100 % выкупа акций у государства АО «---» стало полноправным собственником арендуемого у государства имущества, о чем --года за № -- было выдано свидетельство о собственности на приватизированное государственное предприятие. --1997 года за ЗАО «---» было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество: трехэтажное общежитие литер «А» по адресу пр. ---, --, в г. Ставрополе (регистрационное удостоверение № -- от 1997 года). Согласно ст. 4-7 ЖК РСФСР, действовавшему в период возникновения спорных правоотношений, общежития относятся к жилищному фонду. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества в период приватизации государственного предприятия Ставропольского станкозавода «---» регулировался рядом нормативно-правовых актов, которыми был установлен запрет на внесение объектов жилищного фонда в уставный капитал предприятий в составе приватизированного имущества. В соответствии с п. 4.2. Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ № 66 от 29.01.1992 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» в состав имущества государственного предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются объекты, для которых установлен особый режим приватизации, объекты социально-бытового и социально-культурного назначения. Согласно пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ № 721 от 01.07.1992 года "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ № 1531-1 от 03.07.1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами, соответственно, жилищный фонд относится к объектам, имеющим «особый режим приватизации», т.е. отличный от общего режима приватизации государственного имущества. Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РСФСР № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которым устанавливался прямой запрет на приватизацию помещений в общежитиях (ст. 4). Кроме того, Законом введена дефиниция: приватизация жилья – бесплатная передача или продажа в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. То есть, законодательство о приватизации жилищного фонда не предусматривало ни возможность приватизации общежитий (в силу особого правового статуса), ни тем более приватизацию жилищного фонда юридическим лицом. Более того, ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ред. Закона РСФСР № 1541-1 от 04.07.1991 года устанавливалось, что «Жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится». Поскольку специальных условий приватизации жилищного фонда, закрепленного за государственными предприятиями, кроме как запрета, установленного ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», законодательством на момент акционирования АО «---» установлено не было, государственное предприятие не имело законных оснований на включение в уставный капитал здания общежития. Но имело все законные основания для передачи жилищного фонда соответствующему Совету народных депутатов. Более того, в момент приватизации АО «---» (в момент полного 100 % выкупа акций у государства) действовало Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года, в соответствии с п. 2 которого «Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов». Приложение 3 указанного Постановления включает объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в составе которых первым по списку числится жилищный фонд. Впоследствии в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» редакцией от 23.12.1992 года N 4199-1 были внесены изменения, согласно которым, при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд должен быть передан в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилья. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» в п. 4 дал официальное разъяснение по применению ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в новой редакции, в которой указал, что гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 Закона в редакции от 23.12.1992 года, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. Таким образом, акционерное общество «---» в установленном законом порядке не приобрело права на общежитие, а сделка приватизации ответчиком общежития по пр. ---, --, в г. Ставрополе, не соответствует требованиям закона, а значит, ничтожна и не влечет юридических последствий. В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Включение общежития по пр. ---, --, в г. Ставрополе в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данных жилых помещениях на законных основаниях, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». При таких обстоятельствах истцы вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность на условиях, установленных ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Истцы Передрий Е.В. и Передрий Л.Е. в судебном заседании поддержали свои исковые требования и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЗАО «---» по доверенности от конкурсного управляющего ЗАО «--- С.Ю.С., надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, об уважительности причин неявки в суд, не сообщила, не просила о рассмотрении дела в её отсутствие, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - ЗАО «---».

Выслушав истцов, их представителя, исследовав материалы данного гражданского дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истцы Передрий Е.В., Передрий Л.Е. зарегистрированы и постоянно проживают в жилом помещении, состоящем из одной комнаты № --, расположенной по пр. ---, --, в г. Ставрополе с 1988 года по настоящее время.

Согласно ордера № --- от 1995 года Передрий Е.В., Передрий Л.Н. и Передрий Л.Е. вселены в общежитие, расположенное по пр. ---, --.

Судом также установлено, что комната № --, расположенная по проспекту ---, --, в г. Ставрополе, принадлежит на праве собственности ЗАО «---» на основании Приложения к акту оценки уставного капитала № 1 от 1991 года и свидетельства о собственности на приватизированное государственное предприятие № -- от 1992 года.

Как установлено судом, акционерное общество «---» было создано Совместным решением Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР и арендного предприятия «---» от 1991 года путем объединения в уставный фонд вкладов и выпуска акций на стоимость вкладов. Вкладом Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР в уставный фонд акционерного общества являлось государственное имущество в виде основных производственных фондов и оборотных средств АП «---». Вкладом арендного предприятия «---» являлась коллективная собственность, созданная за счет собственных средств предприятия за период работы в условиях аренды. Этим же решением был установлен размер уставного капитала акционерного общества в виде суммы уставного фонда за вычетом износа по состоянию на 01.01.1991 года.

Право гражданина на жилище и право иметь имущество в собственности установлено Конституцией РФ (ст. ст. 40, 35). Устанавливая право гражданина на жилище, государство в ст. 40 ч. 3 Конституции РФ предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Защита гражданских прав осуществляется путём признания права (ст. 12 ГК РФ), защита жилищных прав - путём признания жилищного права (ст. 11 ЖК РФ).

Протоколом № 6 учредительного собрания трудового коллектива арендного предприятия «---» от 1991 года был утвержден уставный капитал акционерного общества закрытого типа «---», разделенный на акции, распределяющиеся между учредителями, в том числе, трудовым коллективом арендного предприятия «---». Согласно Акту оценки, размер уставного капитала составил 26 607 тыс. руб. В соответствии с Перечнем - Приложение № 1 к акту оценки уставного капитала ОАО «---» среди объектов, вошедших в уставный капитал ОА «---», числится общежитие, расположенное в г. Ставрополе, по пр. ---, --.

Как установлено судом, преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество осуществлялось в период действия Закона РФ от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Согласно п. 5 ст. 2 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами.

В соответствии со ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Учитывая, что специальных условий приватизации жилищного фонда, закрепленного за государственными предприятиями, кроме как запрета, установленного ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», законодательством на момент акционирования ОАО «---» установлено не было, государственное предприятие не имело законных оснований на включение в уставный капитал здания общежития.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», действовавшим в момент регистрации права собственности на приватизированное государственное предприятие (свидетельство № -- от 1992 года), при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества. В соответствии с п. 4.2. «Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества», утвержденного Указом Президента РФ № 66 от 29.01.1992 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» в состав имущества государственного предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются объекты, для которых установлен особый режим приватизации, объекты социально-бытового и социально-культурного назначения.

Федеральным Законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий.

Статья 2 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 7 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым полномочными органами с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

При указанных обстоятельствах суд считает, что приватизация ответчиком общежития по пр. ---, --, в г. Ставрополе, не соответствует требованиям закона, а значит, ничтожна, и не влечет юридических последствий.

Включение общежития по пр. ---, --, в г. Ставрополе, в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данных жилых помещениях на законных основаниях, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Таким образом, право на бесплатное приобретение жилого помещения в собственность предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права, в связи с чем, на правоотношения сторон спора должны распространяться те же положения, регулирующие приобретение жилья в собственность, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, в установленном порядке переданных в муниципальную собственность.

Согласно справке МУП «Жемчуг» от. 2011 года истцы право бесплатной приватизации в г. Ставрополе не использовали.

Из поквартирной карточки, справки о составе семьи, финансового лицевого счета, следует, что истцы занимают комнату № --, расположенную по пр. ---, --, г. Ставрополя.

Судом также установлено, что истец несет расходы по содержанию жилья, производит оплату коммунальных услуг, что подтверждается представленными в суд справками.

Согласно справки, выданной ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 2011 года, истец Передрий Е.В. в картотеке собственников жилья не зарегистрирован.

Из сообщений Жилищного управления администрации г. Ставрополя от 2011 года и Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 2010 года усматривается, что общежитие, расположенное по адресу: г. Ставрополь, пр. ---, --, в реестре муниципальной и государственной собственности не значится.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Как следует из уведомления Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 22.04.2010 года в Едином государственном реестре отсутствует запись о регистрации прав на недвижимое имущество - общежитие № --, расположенное по пр. ---, в г. Ставрополе.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением), подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе, совместную или долевую.

Таким образом, по независящим от истцов причинам они до настоящего времени не могут реализовать свое право и оформить договор приватизации занимаемого им жилого помещения в общежитии и зарегистрировать право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

В случае, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 01.03.2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то, как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005 года, право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Таким образом, имеются все предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Передрий Е.В., Передрий Л.Е. к ЗАО «---» о признании права общей долевой собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать за Передрий Е.В., Передрий Л.Е. право общей долевой собственности на жилое помещение, состоящее из одной комнаты № --, расположенной по проспекту ---, г. Ставрополя, по ? доли за каждым.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации за Передрий Е.В., Передрий Л.Е. право общей долевой собственности на жилое помещение, состоящее из одной комнаты № --, расположенной по проспекту --, г. Ставрополя, по ? доли за каждым, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение десяти дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 8 августа 2011 года.

Судья А.И.Эминов