Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 сентября 2011 года г.Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейникова А.А., с участием помощника прокурора Октябрьского прокурора Чепурной Н.А., при секретаре Умаровой А.М., рассмотрев материалы гражданского дела по заявление прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Турапина С.А.,Турапиной Е.Б., Турапина А.С. о признании действий администрации города Ставрополя незаконными, признании постановления в части недействительным, обязании устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Октябрьского района города Ставрополя в интересах Турапина С.А.,Турапиной Е.Б., Турапина А.С. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации города Ставрополя незаконными, признании постановления в части недействительным, обязании устранить допущенные нарушения, обосновав свои требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя проведена проверка по обращению Турапина С.А. о нарушении жилищных прав администрацией г.Ставрополя, выразившееся в исключении его семьи из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы».В ходе проверки установлено, что на основании заявления от21.12.2006 семья Турапина С.А. составом три человека включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».Постановлением главы города Ставрополя от 24.04.2008 № 1094 семья Турапина С.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2006-2008 годы» (далее – Программа).Постановлением главы города Ставрополя от 30.06.2009 № 2038 семья Турапина С.А. составом 3 человека признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года».Постановлением администрации города Ставрополя от 21.07.2011 №1987 на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отменен пункт92 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 №1094, которым семья Турапиных признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы».Указанное постановление в части отмены пункта 92 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 № 1094, на основании которого семья Турапиных признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» является незаконным. Просили суд признать постановление администрации г. Ставрополя от 21.07.2011 № 1987 в части отмены пункта 92 приложения к постановлению главы г.Ставрополя от 24.04.2008 № 1094, на основании которого семья Турапиных признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» - недействительным. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение социальных прав Турапина С А, ---- года рождения, Турапиной Е.Б., ---- года рождения, Турапина А.С., ---- года рождения, проживающих по адресу: ------, восстановить семью Турапиных составом три человека в списке граждан, состоящих на учете в администрации г. Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 год» с даты ее снятия - с 21.07.2011. В суде помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя требования поддержала по основаниям изложенным в иске и просила суд требования удовлетворить. Турапина Е.Б. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т. А.С. требования поддержала и просила суд их удовлетворить. Турапин С.А. просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель администрации города Ставрополя Белозерова Ю.В. требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях и пояснила, что семья Турапиных С.А. намеренно ухудшила жилищные условия( снятие с регистрационного учета Турапина С.А. и Турапиной Е.В. в жилых помещениях где они были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы). Просила суд в удовлетворении заявления прокурора отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя проведена проверка по обращению Турапина С.А. о нарушении жилищных прав администрацией г.Ставрополя, выразившееся в исключении его семьи из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». В ходе проверки установлено, что на основании заявления от21.12.2006 семья Турапина С.А. составом три человека включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Постановлением главы города Ставрополя от 24.04.2008 № 1094 семья Турапина С.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2006-2008 годы» (далее – Программа). Постановлением главы города Ставрополя от 30.06.2009 № 2038 семья Турапина С.А. составом 3 человека признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». Постановлением администрации города Ставрополя от 21.07.2011 №1987 на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отменен пункт92 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 №1094, которым семья Турапиных признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Администрацией г. Ставрополя в качестве основания исключения семьи Турапина С.А. составом три человека из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимися участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» указывается то обстоятельство, что супруга Турапина С.А. – Турапина Е.Б. до 23.09.2009 была зарегистрирована в однокомнатной квартире № ----------, где всего проживало 2 человека. Турапин С.А. до 15.12.2006 был зарегистрирован в трехкомнатной квартире № --------------- общей площадью 65,4 кв. м., где всего проживало на тот период 4 человека. С 23.09.2009 указанная семья проживает в трехкомнатной квартире № ------------- в г. Ставрополе, в которой всего проживают 6 человек. Таким образом, семья Турапиных обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно позиции администрации г. Ставрополя Турапиным С.А. и Турапиной Е.Б. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившихся в ухудшении жилищных условий. Проверкой прокуратуры так же установлено, что данное обстоятельство не соответствует действительности. Семья Турапиных составом три человека: Турапин С.А., ----- года рождения, Турапина Е.Б., ----- года рождения и Турапин А.С. ----- года рождения в период с 15.12.2006 по 23.09.2009 проживала в однокомнатной квартире общей площадью 33,3 кв. м., расположенной по адресу: ------------------ Помимо семьи Турапиных в указанной квартире проживал отец Турапиной Е.Б. – ------., которому квартира принадлежала на праве собственности. Администрацией г. Ставрополя не учтено, что квартира № ----------- в которой проживала семья Турапиных до даты переезда в квартиру № ----------, отчуждена собственником -----. гражданке ----. по договору купли-продажи квартиры от 08.10.2009. Указанная квартира принадлежала --- на праве собственности, согласия семьи Турапиных на отчуждение данной квартиры не требовалось. Лиц, сохраняющих право пользования отчуждаемым жилым помещением в соответствии со ст. 558 Гражданского кодекса РФ, не имелось. В соответствии с ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. Таким образом, регистрация семьи Турапиных 23.09.2009 в квартире № ------------ является не намеренным действием, направленным на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а вынужденной необходимостью, поскольку их право пользования квартирой № --------- в силу ст. 292 Гражданского кодекса РФ октябре 2009 года прекращено. В соответствии п. 6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (далее – Правила) и п. 6 Программы, применительно к Правилам и Программе, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок. Положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 № 258-О-О, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные Турапиным С.А. и Турапиной Е.Б., умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, требует оценки всех фактических обстоятельств судом общей юрисдикции. Вместе с тем, в ходе проверки законности исключения семьи Турапиных составом три человека из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимися участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе, доказательств совершения Турапиным С.А. и Турапиной Е.Б. умышленных действий направленных на ухудшение жилищных условий не установлено. Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 учетная норма общей площади жилого помещения в г.Ставрополе, приходящегося на одного гражданина, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. Проверкой установлено, что Турапин С.А. с 23.09.2009 по настоящее время со своей семьей составом 3 человека: он – Турапин СА., ----- года рождения, супруга – Турапина Е.Б., -----года рождения, сын – Т А С., года рождения, зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире общей площадью 65,4 кв.м., расположенной по адресу: В указанной квартире также зарегистрированы и проживают родственники Турапина С.А.: мать – ---., --- года рождения, отец – -----., --- года рождения, брат – ----., --- года рождения. Турапин С.А. является собственником 3/10 доли в праве квартиры № ---- Согласно информации, полученной из Управления Росреестра по Ставропольскому краю, жилья в г. Ставрополе ни у супруги Турапина С.А. – Турапиной Е.Б., ни у сына Т А.С. не имеется, записи о регистрации за ними прав на объекты недвижимости в Едином государственном реестре и прав и сделок с недвижимостью отсутствуют. В картотеке собственников г.Ставрополя ГУПСК «Крайтехинвентаризация» Турапина Е.Б. и ТурапинА.С. также не зарегистрированы. Следовательно, семья Турапиных, составом 3 человека, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, является обеспеченной общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 №184 в размере 12кв.м.общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина. Постановление главы администрации г.Ставрополя от 21.07.2011 № 1987 в части отмены пункта 92 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 № 1094, на основании которого семья Турапиных признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» является незаконным, влечет нарушение требований указанных норм жилищного законодательства и нарушает конституционные права семьи Турапиных на жилище. 05.09.2011 в прокуратуру района поступило обращение Турапина С.А., в котором он просит защитить нарушенные социальные права его семьи. Обращение в суд прокурора в интересах семьи Турапиных предусмотрено ч.1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку администрацией г. Ставрополя нарушены их социальные права, а именно право – на получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилья в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года». Одним из способов защиты гражданских прав является в соответствии с абзацем3 ч. 1 ст. 12 Гражданского кодекса РФ восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 48, ч. ч. 1 и 2 ст. 51 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 № 81, глава города Ставрополя обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Ставрополя федеральными законами и законами Ставропольского края, издает в пределах своих полномочий правовые акты. Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя. Глава города Ставрополя возглавляет администрацию города Ставрополя и руководит ею на принципах единоначалия. Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Турапина С.А.,Турапиной Е.Б., Турапина А.С. о признании действий администрации города Ставрополя незаконными, признании постановления в части недействительным, обязании устранить допущенные нарушения- удовлетворить. Признать действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в исключении семьи Турапина С.А. составом три человека из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимися участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» - незаконными. Признать постановление администрации г. Ставрополя от 21.07.2011 № 1987 в части отмены пункта 92 приложения к постановлению главы г.Ставрополя от 24.04.2008 № 1094, на основании которого семья Турапиных признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» - недействительным. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение социальных прав Турапина С.А., -----года рождения, Турапиной Е. Б.----- года рождения, Турапина А.С., - года рождения, проживающих по адресу: ------------, восстановить семью Турапиных составом три человека в списке граждан, состоящих на учете в администрации г. Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 год» с даты ее снятия - с 21.07.2011. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 03 октября 2011 года. Судья А.А.Коробейников.