Решение суда 10.1.02011 г. по заявлению Подколзина Ю.А.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Подколзина Ю.А. об оспаривании действий администрации города Ставрополя,

У С Т А Н О В И Л :

Подколзин Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации города Ставрополя, обосновав свои требования тем, что в соответствии с постановлением главы г. Ставрополя № 402 от 10.02.2009 гада ему согласно материалам межевания был предоставлен в аренду на новый участок десять лет для продолжения строительства индивидуального жилого дома земельный участок кадастровый номер № ------, расположенный по адресу: -------, площадью 750 кв. м. о чём 16.04.2009 года был заключён договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя № 4375Ф, который зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 26.09.2008 г. под №26-26-12/092/2008-756.

Рядом с предоставленным ему в аренду земельным участком находится неиспользованная земля, которая в связи с её незначительным размером 240 кв. м. не может иметь самостоятельного назначения, поэтому он 04 сентября 2009 года обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка под огород к ранее предоставленному земельному участку по адресу: г. ------- Заявление было зарегистрировано в комитете градостроительства администрации г. Ставрополя вх. № 4134-09-2889 16 сентября 2009 года.

02.02.2010 года и.о. начальника управления архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя --------- было утверждено Градостроительное заключение № 202, согласно которого препятствия для представления ему дополнительного земельного участка площадью 240 кв. м. в районе жилого дома по адресу ---------- отсутствовали и управление архитектуры считало возможным предоставить указанный земельный участок.

После этого распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя № 1267-р от 27.08.2010 г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии требованиями им были заказаны, выполнены и оплачены работы по межеванию указанного земельного участка и по постановке его на кадастровый учёт под № -------------- с разрешённым видом под огород.

С целью согласования с общественностью Промышленного района г. Ставрополя объявление о предоставлении земельного участка было опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь». В установленный срок возражения от общественности по возможности предоставления ему указанного земельного участка не поступили.

После этого администрация г. Ставрополя стала готовить постановление главы г. Ставрополя о предоставлении ему указанного земельного участка, однако 19 сентября 2011 года в комитете Градостроительства мне вручили уведомление об отказе в предоставлении в аренду дополнительного земельного участка к имеющемуся под огород и для организации благоустройства в районе жилого дома № -----------, не связанных со строительством исх. № 09/02-01/1-4544 от 19.09.2011г.

Основанием отказа послужило то обстоятельство, что в соответствии с «Правилами землепользования и застройки г. Ставрополя» от 27.10.2011 года указанный земельный участок вошел в состав территории общего пользования.

Считает, что действия администрации г. Ставрополя по отказу в предоставлении дополнительного земельного участка к имеющемуся незаконны, нарушают его гражданские права, при этом наносят ему экономический ущерб, поскольку им уже понесены финансовые затраты, связанные с выполнением работ по межеванию указанного земельного участка и по постановке его на кадастровый учёт.

Так, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ «Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду». При этом, в соответствии с ч. 4 этой же статьи «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности; справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с п. 2 указанной статьи «Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления».

Пункт 4 статьи 34 ЗК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 5 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с частью 6 ст. 34 ЗК РФ «договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения».

Все эти сроки были грубо нарушены при рассмотрении вопроса о предоставлении ему земельного участка. Как указано выше, он обратился с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка 04 сентября 2009 года. При соблюдении органами местного самоуправления г. Ставрополя установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка, земельный участок должен был предоставлен ему в срок до 04.11.2009 г. Вместе с тем по вине администрации г. Ставрополя этого сделано не было. По вине администрации г. Ставрополя решение этого вопроса растянулось до принятия 27.10.2010 года «Правил землепользования и застройки г. Ставрополя», согласно которым, указанный участок вошел в состав территории общего пользования.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Вместе с тем правоотношения с администрацией г. Ставрополя, связанные с предоставлением ему дополнительного земельного участка возникли у него04.09.2009 г., т.е. более чем за год до принятия Правил землепользования и застройки г. Ставрополя» и более того, при выполнении администрацией г. Ставрополя возложенных на неё обязанностей должны были завершиться до их принятия.

В этой связи считает отказ в предоставлении дополнительного земельного участка со ссылкой на «Правила землепользования и застройки г. Ставрополя» от 27 октября 2010 года незаконным.

В судебное заседание заявитель Подколзин Ю.А. не явился, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Подколзина Ю.А. – Соловьев Б.Ф. заявленные требования поддержал и просил суд признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении Подколзину Ю.А. дополнительного земельного участка под огород площадью 240 кв. м. к имеющемуся земельному участку, расположенному по
адресу: --------- изложенный в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги по формированию документов для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством исх. № 09/02-01/1-4544 от 19.09.2011 г., обязать администрацию г. Ставрополя предоставить Подколзину Ю.А.
дополнительный земельный участок кадастровый номер № ------- под огород площадью 240 кв.м. в районе жилого дома по адресу: ------- к имеющемуся земельному участку, расположенному по адресу: ----- на срок предоставления основного земельного участка кадастровый номер -----.

Представитель администрации г. Ставрополя Якимов А.А., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 года требования Подколзина Ю.А. не признал и пояснил, что Подколзин Ю.А. обратился с заявлением к администрации города Ставрополя о признании отказа администрации города Ставрополя незаконным и возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок площадью 240 кв.м. в районе жилого дома № --- по -----. В соответствии с п. 5.14 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, в случае выявления обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов и делающих невозможным предоставление муниципальной услуги, в том числе являющихся в соответствии с настоящим Регламентом основаниями для отказа в приеме документов, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги, Центр устраняет выявленные нарушения в порядке, установленном пунктом 5.7 настоящего Регламента, или готовит мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги. В данном случае основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги явилось принятие Правил землепользования и застройки города Ставрополя (далее Правила), утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 и вступившие в силу с 18.12.2010 г. В соответствии с данными Правилами и изменениями внесенными 25.01.2011 в градостроительное заключение от 02.12.2010 г., испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3, являющейся
зоной блокированной и усадебной застройки (ст. 42 Правил). Основные виды разрешенного использования данной территориальной зоны: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы. Вспомогательные виды разрешенного использования: сооружения, связанные с выращиванием цветов, овощей, фруктов (теплицы, парники, оранжереи), сады, огороды, палисадники. Перечни видов разрешенного использования являются исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежат. Согласно ч. 4 ст." 34 Правил, вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства - вид использования, допустимый только в качестве дополнительного по отношению к основному виду разрешенного использования и условно разрешенному виду использования и осуществляемый совместно с ними, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, может быть применен (изменен) только при наличии соответствующего основного вида разрешенного использования или условно разрешенного вида использования и не требует внесения в правоустанавливающие документы. В данном случае заявитель просит предоставить земельный участок с основным видом разрешенного использования под огород. Такой вид разрешенного использования в данной территориальной зоне не предусмотрен. Следовательно отсутствуют основания предоставления данного земельного участка под огород. Наличие правил землепользования, утверждаемых нормативно правовыми, актами органов местного самоуправления предусмотрено ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» правила землепользования должны быть приняты до 31.12.2011 г. Таким образом принятие органом местного самоуправления Правил землепользования и застройки города Ставрополя явились обстоятельством, ранее неизвестным при приеме документов и выявленном на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги, что соответствует п. 18.4 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования. Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка в аренду подготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и является законным и обоснованным. На основании вышеизложенного, считает, что требования Подколзина Ю.А., предъявленные к администрации города Ставрополя незаконны и не подлежат удовлетворению. Администрация города Ставрополя просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что заявление Подколзина Ю.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Судом установлено, что Подколзин Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации города Ставрополя, обосновав свои требования тем, что в соответствии с постановлением главы г. Ставрополя № 402 от 10.02.2009 гада ему согласно материалам межевания был предоставлен в аренду на новый участок десять лет для продолжения строительства индивидуального жилого дома земельный участок кадастровый номер № -----, расположенный по адресу: г -------- площадью 750 кв. м. о чём 16.04.2009 года был заключён договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя № 4375Ф, который зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 26.09.2008 г. под №26-26-12/092/2008-756.

Рядом с предоставленным ему в аренду земельным участком находится неиспользованная земля, которая в связи с её незначительным размером 240 кв. м. не может иметь самостоятельного назначения, поэтому он 04 сентября 2009 года обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка под огород к ранее предоставленному земельному участку по адресу: г. ------ Заявление было зарегистрировано в комитете градостроительства администрации г. Ставрополя вх. № 4134-09-2889 16 сентября 2009 года.

02.02.2010 года и.о. начальника управления архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя -----= было утверждено Градостроительное заключение № 202, согласно которого препятствия для представления ему дополнительного земельного участка площадью 240 кв. м. в районе жилого дома по адресу --------- отсутствовали и управление архитектуры считало возможным предоставить указанный земельный участок.

После этого распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя № 1267-р от 27.08.2010 г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии требованиями Подколзиным Ю.А. были заказаны, выполнены и оплачены работы по межеванию указанного земельного участка и по постановке его на кадастровый учёт под № -------- с разрешённым видом под огород.

С целью согласования с общественностью Промышленного района г. Ставрополя объявление о предоставлении земельного участка было опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь». В установленный срок возражения от общественности по возможности предоставления ему указанного земельного участка не поступили.

После этого администрация г. Ставрополя стала готовить постановление главы г. Ставрополя о предоставлении Подколзину Ю.А. указанного земельного участка, однако 19 сентября 2011 года в комитете Градостроительства ему вручили уведомление об отказе в предоставлении в аренду дополнительного земельного участка к имеющемуся под огород и для организации благоустройства в районе жилого дома № --------, не связанных со строительством исх. № 09/02-01/1-4544 от 19.09.2011г.

Основанием отказа послужило то обстоятельство, что в соответствии с «Правилами землепользования и застройки г. Ставрополя» от 27.10.2011 года указанный земельный участок вошел в состав территории общего пользования.

Суд считает, что действия администрации г. Ставрополя по отказу в предоставлении дополнительного земельного участка к имеющемуся незаконны, нарушают гражданские права Подколзина Ю.А., при этом наносят ему экономический ущерб, поскольку им уже понесены финансовые затраты, связанные с выполнением работ по межеванию указанного земельного участка и по постановке его на кадастровый учёт.

Так, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ «Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду». При этом, в соответствии с ч. 4 этой же статьи «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности; справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с п. 2 указанной статьи «Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления».

Пункт 4 статьи 34 ЗК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 5 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с частью 6 ст. 34 ЗК РФ «договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения».

Все эти сроки были грубо нарушены при рассмотрении вопроса о предоставлении Подколзину Ю.А. земельного участка. Как указано выше, Подколзин Ю.А. обратился с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка 04 сентября 2009 года. При соблюдении органами местного самоуправления г. Ставрополя установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка, земельный участок должен был предоставлен ему в срок до 04.11.2009 г. Вместе с тем по вине администрации г. Ставрополя этого сделано не было. По вине администрации г. Ставрополя решение этого вопроса растянулось до принятия 27.10.2010 года «Правил землепользования и застройки г. Ставрополя», согласно которым, указанный участок вошел в состав территории общего пользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Вместе с тем правоотношения с администрацией г. Ставрополя, связанные с предоставлением ему дополнительного земельного участка возникли у него 04.09.2009 г., т.е. более чем за год до принятия Правил землепользования и застройки г. Ставрополя» и более того, при выполнении администрацией г. Ставрополя возложенных на неё обязанностей должны были завершиться до их принятия.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Учитывая обстоятельства дела, суд находит несостоятельными доводы представителя администрации г. Ставрополя в части возражений против заявленных требований Подколзина Ю.А.

Оспариваемое действие администрации города Ставрополя нарушает права и свободы заявителя Подколзина Ю.А., создает препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку, предоставление земельных участков на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение прав Подколзина Ю.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Подколзина Ю.А. об оспаривании действий администрации города Ставрополя - удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении Подколзину Ю.А. дополнительного земельного участка под огород площадью 240 кв. м. к имеющемуся земельному участку, расположенному по адресу: ---------, изложенный в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги по формированию документов для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством исх. № 09/02-01/1-4544 от 19.09.2011 г.

Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить Подколзину Ю.А.
дополнительный земельный участок кадастровый номер № -- под огород площадью 240 кв.м. в районе жилого дома по адресу: ----- к имеющемуся земельному участку, расположенному по адресу: ----- на срок предоставления основного земельного участка кадастровый номер № ------.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 12 октября 2011 года.

Судья А.А. Коробейников

Копия верна:

Судья А.А. Коробейников