Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ставрополь 18 октября 2011 года Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейников А.А., при секретаре Умаровой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Михайлова И. Ю.о признании предостережения Ставропольского транспортного прокурора от 17.06.2011 года несоответствующим действующему законодательству. У С Т А Н О В И Л : Михайлов И.Ю. обратился в суд с жалобой о признании предостережения Ставропольского транспортного прокурора от 17.06.2011 года несоответствующим действующему законодательству, обосновав свои требования тем, что 16.06.2011 Михайлову И.Ю., старшему государственному таможенному инспектору отдела Специальных таможенных процедур Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни было вынесено Ставропольским транспортным прокурором предостережение о недопустимости нарушения закона. Существо предостережения заключается в следующем: «Ставропольской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ------- о неправомерных действиях сотрудников Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни по отказу в выдаче паспорта транспортного средства. В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в действиях должностных лиц Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни, а именно старшим государственным таможенным инспектором ОСТП Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни Михайловым И.Ю. необоснованно отказано в удовлетворении заявления ---- о выдаче паспорта транспортного средства без таможенного оформления на автомобиль ---- идентификационный номер: ----. На основании ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Михайлову И.Ю. указано на недопустимость данных нарушений закона и разъяснено, что за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по соблюдению требований таможенного законодательства в процессе осуществления таможенного регулирования он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ – самоуправство. С вышеизложенным предостережением не согласен, считая что оно не соответствует нормам законодательства. Просил суд признать предостережение Ставропольского транспортного прокурора от 17.06.2011 года несоответствующим действующему законодательству. В судебном заседании представить Михайлова И.Ю. - Самойленко Ж.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила её удовлетворить. В судебное заседание не явился заявитель Михайлов И.Ю. и представитель заинтересованного лица - Ставропольского транспортного прокурора, извещались судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили и не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее представитель Ставропольской транспортной прокуратуры представил суду письменные возражения относительно жалобы Михайлова И.Ю. в которой указывается, что 16.06.2011, по результатам проведенной прокуратурой проверки по обращению ----- о нарушениях его прав сотрудниками Ставропольского таможенного поста при таможенном оформлении автомобиля, Ставропольским транспортным прокурором объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона государственному таможенному инспектору отдела специальных таможенных процедур Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни Михайлову И.Ю. Доводы, приведенные Михайловым И.Ю. в жалобе, необоснованными, так как в соответствии с ч. 2 ст. 22, ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В ходе проверки по обращению ----- были установлены обстоятельства, создающие предпосылки к нарушению должностными лицами Ставропольского таможенного поста, а в частности государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни Михайловым И.Ю., прав участников внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении автотранспортных средств, в связи с чем, государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур Ставропольского таможенного поста Михайлов И.Ю. был предостережен прокурором о недопустимости нарушения закона. Просили суд отказать в удовлетворении жалобы государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни Михайлова И.Ю. от 22.09.2011 на предостережение о недопустимости нарушения закона от 16.06.2011 г. Суд с учетом мнения представителя Михайлова И.Ю. - Самойленко Ж.В. счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса. Выслушав представителя Михайлова И.Ю. - Самойленко Ж.В, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Гражданин вправе обжаловать в суд любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие его права. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ, ВАС РФ N 12/12 от 18.08.1992 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам"). Согласно ст. 245 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие его права. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы (оспорены) в суд. Никаких исключений из этой нормы в Конституции РФ не предусмотрено. Судом установлено, что 16.06.2011 г. Михайлову И.Ю., старшему государственному таможенному инспектору отдела Специальных таможенных процедур Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни было вынесено Ставропольским транспортным прокурором предостережение о недопустимости нарушения закона по результатам проведенной проверки по обращению ----- о неправомерных действиях сотрудников Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни по отказу в выдаче паспорта транспортного средства. В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в действиях должностных лиц Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» объектами технического регулирования является автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов. В соответствии с требованиями данного технического регламента с 01.01.2010 введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующей экологическому классу 4. В соответствии с пунктом 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». Данные сведения формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России. Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. В соответствии с письмом ФТС от 09.02.2010 № 01-11/5860 «О направлении информации» одним из оснований для признания транспортных средств соответствующими требованиям технического Регламента могут быть сведения, содержащиеся в базе данных ОТТС и сертификатов, формируемые на сайте Ростехрегулирования и ежемесячно направляемые в ГНИВЦ ФТС России и ДОБДД МВД России. Такие сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России, проверенные (сведения сверены с имеющейся информацией у таможенного органа), заверяются подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа. В соответствии с письмом № 47-09-07/420 от 25.03.2011 за подписью временно исполняющего обязанности начальника Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни, основанием для отказа в удовлетворении заявления ---- является п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134, в той его части, в которой указано на то, что в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента ПТС не выдается. В данном письме также указано, что в соответствии с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № ДМ-11104/20 от 11.10.2010 определение экологического класса таможенными органами может осуществляться только на основании данных, содержащихся:- в одобрении типа транспортного средства (ОТТС), представленном производителем либо его официальным представителем;- в сертификате соответствия (на конкретное транспортное средство с полным совпадением VIN, номера кузова)требованиям технического регламента «О требованиям к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», выданном органом по сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническом урегулированию и метрологии Российской Федерации. Вместе с тем, проверкой установлено, что на официальном сайте ФТС России ( ----) имеются сведения о том, что транспортные средства ----- с идентификационными номерами: --------- имеют сертификат соответствия, «Одобрения типа транспортного средства» и «Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям» № ------ от 02.07.2009, в соответствии с которым экологический класс транспортных средств данного типа соответствует «4». Также, в предостережении отмечено, что письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № ДМ-11104/20 от 11.10.2010 и изданное в соответствии с ним письмо ФТС России № 01-11/52263 от 27.10.2010 не являются нормативно-правовыми актами, в связи с чем рекомендации, данные таможенным органам о неиспользовании информации, размещенной на официальном сайте Росстандарта ( ------) и Федеральной таможенной службы ( -----) в базе данных сертификатов на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, для определения экологического класса транспортных средств не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» и Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134.» На основании п. 2 ст. 22 и ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Михайлову И.Ю. указано на недопустимость данных нарушений закона и разъяснено, что за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по соблюдению требований таможенного законодательства в процессе осуществления таможенного регулирования Михайлов И.Ю. может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.1 КоАП РФ – самоуправство. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609» предписано производить оформление паспортов транспортных средств (ПТС) в отношении автомобильной техники при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующему на момент оформления ПТС, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 (далее - технический Регламент). В соответствии с пунктом 14 технического Регламента с 1 января 2010 года вступили в силу требования технических нормативов экологического класса 4. В соответствии с пунктом 11 технического Регламента документами, подтверждающими соответствие требованиям технического Регламента, могут быть «сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», а также «одобрение типа транспортного средства» (далее - ОТТС), поскольку Постановлением данный документ внесен в технический Регламент. В соответствии с пунктом 57 приказа МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 (редакция от 19.01.2011) «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (далее Приказ) выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси. В соответствии с пунктом 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134, заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». Сведения формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России. Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609, паспорта не выдаются. В соответствии с письмом ФТС России от 09.02.2010 № 01-11/5860 «О направлении информации» основанием для признания транспортных средств соответствующими требованиям технического Регламента могут быть сведения, содержащиеся в базе данных ОТТС и сертификатов, формируемые на сайте Ростехрегулирования и ежемесячно направляемые в ГНИВЦ ФТС России и ДОБДД МВД России. Такие сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России (далее - распечатка), проверенные (сведения сверены с имеющейся информацией у таможенного органа), заверяются подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа. В целях установления соответствия принадлежащего гражданину ------ транспортного средства ---, ----, 2000 года выпуска, требованиям технического регламента, была использована база данных одобрений типа транспортного средства на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, размещенная на официальном сайте Федеральной таможенной службы России. Согласно письму ФТС России от 23.04.2007 № 01-06/15085 «О порядке использования сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям» «В соответствии с ИСО 3779-83 выбор знаков (латинских букв или арабских цифр) для кодирования описательной части во втором и третьем разделах кода VIN осуществляется изготовителем самостоятельно. В связи с этим при включении в «Одобрение типа транспортного средства» конкретной модели, имеющей различные виды комплектации или варианты исполнения, для которых изготовителем предусмотрены самостоятельные обозначения, на первой странице «Одобрение типа транспортного средства» в коде VIN проставляются знаки «?». В случае, если 17-значный код VIN указан не полностью, проставляется многоточие «...». При оформлении сертификата соответствия на конкретный автомобиль наличие в коде VIN знаков «?» или «...» не допускается. Поиск в базах данных, в том числе размещенных на сайте Ростехрегулирования ( -----), возможен: - для «Одобрений типа транспортного средства» и «Заключений о соответствии шасси предъявляемым требованиям» - по маркам и типам транспортных средств, коду VIN. При этом марка и тип искомого автомобиля должны соответствовать аналогичным атрибутам, указанным в базе данных, а в коде VIN должны совпадать все знаки (буквы и цифры). Вместо одного знака «?» может быть одна любая буква или цифра, а вместо многоточия «...» - любые недостающие буквы или цифры; - для сертификатов соответствия - по маркам и типам транспортных средств, коду VIN, номеру сертификата соответствия. При этом марка и тип искомого автомобиля должны соответствовать аналогичным атрибутам, указанным в базе данных, а в коде VIN - совпадать первые 9 знаков». В базе данных одобрений типа транспортного средства на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, имеются сведения о том, что транспортные средства ----5 с идентификационными номерами ------ имеют одобрение типа транспортного средства № ------ от 02.07.2009, в соответствии с которыми экологический класс транспортных средств данного типа соответствует «4». Одновременно в данной базе имеются сведения о том, что транспортные средства ---- с идентификационными номерами ------- имеют одобрения типа транспортного средства № ------ от 29.12.1997 и № ---------70Р2 от 27.09.2000, в соответствии с которыми экологический класс транспортных средств данного типа соответствует «2» и «3». Таким образом, в результате анализа базы данных одобрений типа транспортного средства на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы России, установлены противоречивые факты, в соответствии с которыми транспортные средства ----- конкретной модели 9-5 со схожей комплектацией или вариантом исполнения могут иметь экологический класс от «2» до «4». Дополнительно в целях установления соответствия принадлежащего гражданину ----- транспортного средства ------ года выпуска, требованиям технического регламента была использована база данных сертификатов на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, размещенная на официальном сайте Федеральной таможенной службы России. Использование данной проведено в соответствии с положениями письма ФТС России от 23.04.2007 № 01-06/15085 «О порядке использования сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». В результате установлено, что при совпадении в коде VIN первых 9 знаков - -------, в данной базе имеются сведения о транспортном средстве ---------- года выпуска, с идентификационным номером ----------, на которое 20.02.2007 выдан сертификат соответствия ------ о соответствии экологическому классу «2», а также о транспортном средстве -----, --------- года выпуска, с идентификационным номером --------, на которое 05.05.2011 выдан сертификат соответствия -------- о соответствии экологическому классу «4». Таким образом, в результате анализа базы данных сертификатов на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы России, установлены противоречивые факты, в соответствии с которыми транспортные средства ------ конкретной модели 9-5 со схожей комплектацией или вариантом исполнения могут иметь экологический класс как «2», так и «4», имея при этом иные, не соответствующие заявленному ----- транспортному средству ---- VIN- -----, идентификационные номера VIN - ---------. Сведения, необходимые для заполнения строки «Экологический класс» в базе формируемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии должностным лицом Ставропольского таможенного поста не установлены и ---------. не представлены в связи с чем дальнейшие действия должностных лиц основывались на подпункте 4 пункта 70 Приказа. В данном пункте указано, что при невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. В судебном заседании представить Михайлова И.Ю. - Самойленко Ж.В. пояснила, что Ставропольским транспортным прокурором по тем же фактам, которые указаны в предостережения в Минераловодскую таможню было направлено представление от 16.06.2011 №7/23-3-39-2011 «Об устранении нарушений действующего законодательства в деятельности Ставропольского таможенного поста, причин и условий им способствующих». По фактам, изложенным в представлении, в Минераловодской таможне была проведена служебная проверка от 22.07.2011 № 65. По результатам проведенной служебной проверки был издан приказ от 25.07.2011 № 696 «О результатах служебной проверки от 2.07.2011 № 65». В приказе сделан вывод о том, что нарушения, указанные в представлении Ставропольского транспортного прокурора от 16.06.2011 №7/23-3-39-2011 не нашли своего подтверждения, оснований для привлечения должностных лиц Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни ----------А. и Михайлова И.Ю. к дисциплинарной ответственности не имеется. Копия данного приказа согласно письму Минераловодской таможни от 29.07.2011 № 38-18/10087 была направлена в Ставропольскую транспортную прокуратуру. С момента направления копии приказа в Ставропольскую транспортную прокуратуру прошло более 3 месяцев никаких документов прокурорского реагирования впоследствии по данному вопросу в таможню не направлялось, следовательно, прокуратура согласилась с доводами, изложенными в приказе по результатам служебной проверки. Однако обжалуемое Михайловым И.Ю. предостережение, которое содержит положения аналогичные тем, что указаны в представлении Ставропольского транспортного прокурора от 16.06.2011 №7/23-3-39-2011 до настоящего времени прокуратурой не отозвано. Из пояснений представителя Михайлова И.Ю. так же следует, что на основании п. 2 ст. 22 и ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ему указано на недопустимость нарушений закона и разъяснено, что за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по соблюдению требований таможенного законодательства в процессе осуществления таможенного регулирования он может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.1 КоАП РФ – самоуправство, при этом Михайлов И.Ю. полагает, что надлежащим образом исполняет свои должностные обязанности по соблюдению требований таможенного законодательства, в связи с чем, для защиты своих прав обратился в суд. Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд критически относится к возражениям представителя Ставропольского транспортного прокурора, считая, что достоверные, допустимые, относимые доказательства законности оспариваемого предостережения Ставропольского транспортного прокурора от 17.06.2011 суду не представлены, в связи с чем, суд считает, что требования Михайлова И.Ю. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Жалобу Михайлова И.Ю. о признании предостережения Ставропольского транспортного прокурора от 17.06.2011 года несоответствующим действующему законодательству - удовлетворить. Признать предостережение Ставропольского транспортного прокурора от 17.06.2011 года, вынесенное Михайлову И.Ю., старшему государственному таможенному инспектору отдела Специальных таможенных процедур Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни несоответствующим действующему законодательству. Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение 10 суток. Судья А.А. Коробейников