Решение суда 24.10.2011 г. заявление Ратнер Т.Е., Ратнер О. В.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 октября 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ратнер Т.Е., Ратнер О. В. о признании незаконным постановления администрации г. Ставрополя, обязании устранить допущенные нарушения

У С Т А Н О В И Л :

Ратнер Т.Е. и Ратнер О.В., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына – Р. Н.Т., ----- г.р., обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 03.10.2011 г. № 2757 «Об отказе в признании семьи Ратнер, нуждающейся в улучшении жилищных условий» для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года», обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, мотивируя свои требования тем, что основанием для отказа в признании семьи Ратнер Т.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то обстоятельство, что Ратнер О.В. - жена Ратнер Т.Е. до 10.03.2010 года была зарегистрирована в квартире своих родителей, расположенной по адресу: ------, общей площадью --- кв.м., а именно отказано на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. В указанной квартире также проживает и зарегистрирована мать Ратнер О.В. - -----, ---- г.р. «15» марта 2008 года между Ратнер Т.Е. и Ратнер О.В. был заключен брак. «27» августа 2008 года родился сын Р. Н.Т. «19» апреля 2011 года Ратнер Т.Е., Ратнер О.В. и их сын Р. Н.Т. прописались к семье по адресу: -------. В данной квартире, принадлежащей Ратнер Л.В., зарегистрированы: Ратнер Т.Е., -------------., ----- г.р., отец Ратнера Т.Е. - -----., ------ г.р., мать Ратнера Т.Е. - -----. ---- г.р., бабушка Ратнера Т.Е. - -----., -------- г.р., позже жена Ратнера Т.Е. - Ратнер О.В. ----- г.р., Ратнер Т.Е., Ратнер Н.Т., ----г.р. Таким образом, в данной квартире зарегистрированы семь человек, в настоящее время данная семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании заявители Ратнер Т.Е., Ратнер О.В. заявление поддержали по основаниям изложенным в нем и просили суд признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 03.10.2011 г. №2757 «Об отказе в признании семьи Ратнер, нуждающейся в улучшении жилищных условий» для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года», обязать администрацию города Ставрополя поставить семью Ратнер в составе 3 человек: Ратнер Т.Е., ---- г.р., Ратнер О. В., ----- г.р., Р. Н.Т., ------- г.р., на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года».

В судебном заседании представитель администрации города Ставрополя Катенев А.В. требования не признал и пояснил, что Ратнер О.В. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий. При этом федеральное и региональное законодательство не конкретизирует, какие именно умышленные действия граждан должны совершаться с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Однако, в акте тематической проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» за 2010 год в жилищном управлении администрации города Ставрополя, проведенной специалистами Росфиннадзора в Ставропольском крае указано, что действия граждан, выразившиеся в перерегистрации по месту жительства, в результате которых ухудшены их жилищные условия, подпадают под ст. 53 ЖКРФ – «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий». В действиях Ратнер О.В. сотрудниками жилищного управления администрации города Ставрополя усмотрено намеренное ухудшение своих жилищных условий в связи с чем, постановлением администрации города Ставрополя от 03.10.2011 № 2757 отказано семье Ратнер в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года». Просил суд в удовлетворении требования отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Судом установлено, что постановлением администрации города Ставрополя от 03.10.2011 г. № 2757 Ратнер отказано в признании семьи Ратнер, нуждающейся в улучшении жилищных условий» для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основанием для отказа в признании семьи Ратнер Т.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то обстоятельство, что Ратнер О.В. - жена Ратнер Т.Е. до 10.03.2010 года была зарегистрирована в квартире своих родителей, расположенной по адресу: ----------- В указанной квартире также проживает и зарегистрирована мать Ратнер О.В. - -----, ----- г.р. «15» марта 2008 года между Ратнер Т.Е. и Ратнер О.В. был заключен брак. «27» августа 2008 года родился сын Р. Н.Т.

С конца 2010 года, мать Ратнер О.В. - ----- продает данную квартиру, в связи с чем, прописывать в данной квартире никого не хочет, мать жены отказалась прописать Ратнер Т.Е., Ратнер О.В. и Р. Н.Т., в своей квартире по адресу ------------

19 апреля 2011 года Ратнер Т.Е., Ратнер О.В. и их сын Р.Н.Т. прописалась к семье по адресу: -----------. В данной квартире, принадлежащей -----., зарегистрированы: Ратнер Т.Е., сестра Ратнера Т.Е. - ----., ------- г.р., отец Ратнера Т.Е. ----- г.р., мать Ратнера Т.Е. - -----. ----- г.р., бабушка Ратнера Т.Е. - -----., -----г.р., позже жена Ратнера Т.Е. - Ратнер О.В. ----- г.р. Ратнер Т.Е. –Р. Н.Т., ----- г.р. Таким образом, в данной квартире зарегистрированы семь человек, в настоящее время данная семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно представленным документам, полученным из Управления Росреестра по
Ставропольскому краю, жилья в г. Ставрополе ни у мужа - Ратнер Т.Е., ни у жены - Ратнер О.В., ни у их ребенка – Р. Н.Т. не имеется, записи о регистрации за ними прав на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав и сделок с недвижимостью отсутствуют. В карточке собственников г. Ставрополя ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Ратнер Т.Е., Ратнер О.В. и Р. Н.Т. также не зарегистрированы.»

В соответствии с п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 №285 (далее правила) и п.6 Программы, применительно к Правилам и Программе, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ст. 51 нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

В силу п. 3 ч. 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Положение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чём через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированного в Определение от 19.04.2007 №258-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимодействии с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношение предполагаются.

В связи с изложенным Администрацией города Ставрополя не представлено доказательств того, что заявители умышленного ухудшили свои жилищные условия.

Таким образом, семья Ратнер, составом 3 человека, в соответствии с положением ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии п.6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 №285 имеет право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья посредством участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года», утвержденной постановлением администрации г. Ставрополя от 17.12.2009 №1790.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, ст. ст. 50, 51 ЖК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Ратнер Т.Е., Ратнер О.В. о признании незаконным постановления администрации г. Ставрополя, обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 03.10.2011 г. №2757 «Об отказе в признании семьи Ратнер, нуждающейся в улучшении жилищных условий» для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года».

Обязать администрацию города Ставрополя поставить семью Ратнер в составе 3 человек: Ратнер Т.Е., -------- г.р., Ратнер О.В., ------ г.р., Ратнер Н.Т., ----- г.р., на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья А.А. Коробейников