Решение суда 11.10.2011 г. по иску прокурора Октябрьского района г. в интересах Коршунова ИИ



РЕШЕНИЕ № 2-1681/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2011 года г.

районный суд г. в составе:

председательствующей судьи Шурловой Л.А.,

при секретаре Лукьянец В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. в интересах Коршунова ИИ об оспаривании решения органа местного самоуправления администрации г.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор райсуда г. в интересах Коршунова И.Н. обратился в районный суд с иском к администрации г. о признании Коршунова И.И. нуждающимся в жилом помещении, признании пункта 1 приложения № 2 к постановлению администрации г. от 01.04.2011 г. № 805 недействительным, обязании администрацию г.Ставрополя поставить участника ВОВ Коршунова И.И., г.р., на учет граждан нуждающихся в жилом помещении с даты подачи заявления в администрацию г. с 09.02.2011 года.

В обоснование своих доводов прокурор района г. ссылается на то, что прокуратурой района г. проведена проверка по обращению инвалида второй группы, участника Великой Отечественной войны Коршунова М.И. о нарушении его жилищных прав.

Проверкой установлено, что 09.02.2011 года в администрацию г. поступило заявление от инвалида второй группы, участника Великой Отечественной войны Коршунова Иннокентия Ивановича, года рождения, по вопросу принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением администрации г. от 01.04.2011г. № Коршунову И.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Полагаю, что отказ администрации г. является незаконным по следующим основаниям.

Коршунов И.И. в период с 10.08.1987 по 27.10.2010 г. проживал в домовладении № по ул. п., района края совместно со своей супругой Коршуновой Т.В., года рождения, которое принадлежит ему на основании устного договора-купли продажи. Документы о праве собственности в установленном законом порядке на указанный дом не оформлены. Дом, в котором проживал Коршунов И.И. является 1942 года постройки, условий для нормального проживания в нем не имеется: отсутствует центральное водоснабжение, канализация газоснабжение, туалет находится на улице, дом отапливается дровами.

Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Коршунову
И.И. и Коршуновой Т.В. в крае не имеется, что подтверждено Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав нанедвижимое имущество и сделок с ним Управления РосреестраСтавропольскому краю от и уведомлениями филиала КГУП «Забайкальское БТИ» ФГУП Краснодарского «Крайтехинвентаризация» от 23.12.2010 № 1617, от 14.12.2010 № 1571.

С октября 2011 года по настоящее время Коршунов И.И. проживает в семье дочери - Шмыткиной Л.И. в двухкомнатной квартире, общей площадью 44,3 кв.м., расположенной по адресу: г., ул., квартира 97.

Согласно представленным справкам из МУЗ «Клиническая поликлиника № 6» от 15.08.2011 года № 1598, МСЭ края № 115546 от 18.10.2001 установлено, что Коршунов И.И. является инвалидом 2 группы бессрочно, имеет ряд заболеваний и в силу преклонного возраста нуждается в постоянном уходе и предоставлении медицинской помощи, по состоянию здоровья не может самостоятельно выполнять действия по самообслуживанию.

Следовательно, переезд участника Великой Отечественной войны Коршунова И.И. из края района п. в город являлся вынужденной необходимостью и не связаны с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях администрации г. Ставрополя.

При принятии администрацией г. решения об отказе впостановке на учет участника ВОВ Коршунова И.И. не принят во внимание тот факт, что Коршунов И.И. собственного жилья на территории г. не имеет, проживает в квартире общей площадью 44,3 кв.м., которая принадлежит на нраве собственности его внучке Шмыткиной Е.Н.

В данной квартире, помимо Коршунова прописаны и проживают еще четыре человека: Шмыткина Л.И., года рождения, Шмыткин Н.А., года рождения (инвалид 2 группы), Шмыткина Е.Н., года рождения, сын - Шмыткин Д.Н., года рождения.

В соответствии с актом обследования жилищных условий, составленным представителями администрации района г. от 06.12.2010 установлено, что участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы Коршунов И.И. нуждается в улучшении жилищных условий.

Таким образом, Коршунов И.И. имеет право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», на него распространяется действие Указа Президента от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В соответствии с Указом № 714 обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону № 5-ФЗ.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, жилищным управлением администрации города нарушены положения Закона № 181-ФЗ, Закона № 5-ФЗ, и Указа № 714, что повлекло нарушение требований ст. 51 Жилищного Кодекса РФ и конституционных прав Коршунова И.И. на жилище.

Определением райсуда г. от 28.09.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Министерство строительства и архитектуры края.

В судебном заседании представитель прокуратуры района г. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске. Дополнительно пояснив, что жилого помещения на праве собственности заявитель не имеет. Дом в п., района края ему по документам не принадлежит, является инвалидом второй группы, участником Великой Отечественной войны и вынужден в силу возраста и состояния здоровья проживать в квартире внучки, где кроме него проживают еще 4 человека. Его супругу инвалида по зрению забрала другая дочь заявителя в г.. 11 апреля 2011 года заявитель обратиться в прокуратуру, в связи с чем, прокуратурой была проведена проверка, истребованы необходимые документы, последний ответ из края пришел 18 августа 2011 года и срок на обращение в суд не пропущен, по уважительной причине.

В судебное заседание Коршунов И.И. не явился. Третье лицо без самостоятельных требования его дочь Шмыткина ЛИ исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив что в двухкомнатной квартире ее дочери (внучки заявителя) проживают пять человек : она, ее супруг Шмыткин Николай А., ее дочь Шмыткина Е.- собственник квартиры, ее сын Шмыткин Дмитрий Н., и ее отец Коршунов И.И.. который является инвалидом, участником ВОВ и нуждается в оказании мер государственной поддержки. В настоящее время находясь в возрасте 83 лет тяжело болен и решается вопрос об ампутации ног.

Представитель администрации г. по доверенности Куницина И.Б. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, при этом пояснила суду, что в соответствии с п.2 ст.54 ЖК РФ заявителем не представлено документов, подтверждающих право состоять на жилищном учете в администрации г. Дом в п., района края является пригодным для проживания согласно представленного акта обследования жилого помещения, ему по документам не принадлежит, хотя принадлежит в силу приобретательской давности.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Суд с учетом мнения сторон, полагает возможным слушание дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

13.07.2011 года Коршунов И.И. обратился с заявлением в прокуратуру района г. с просьбой защитить его права и признать действия администрации г. незаконными.Указанное исковое заявление подано прокурором в интересах Коршунова И.И., который в силу своего преклонного возраста не может самостоятельно обратиться в суд и защитить свое право на получение и пользование мер социальной поддержки.

Суду представлены заявителем письменные документы о том, что заявитель Коршунов И.И. является инвалидом 2 группы бессрочно. Из медицинских документов МУЗ «Городская поликлиника №6» от 15.08.2011 г., МСЭ края №115546 следует, что Коршунов И.И. года рождения имеет ряд заболеваний в силу преклонного возраста и нуждается в постоянном уходе и предоставлении медицинской помощи, по состоянию здоровья не может самостоятельно выполнять действия по самообслуживанию.

Постановлением администрации г. от 01.04.2011 года Коршунову И.И. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно приложению № 2.

Согласно списку граждан, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Коршунов И.И. не имеет право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации г., но в связи с тем, что им не представлены документы, которые подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Коршунов И.И. проживает по ул., кв. г., на основании договора найма жилого помещения от 27.10.2010 г.

05.04.2011 года Жилищным Управлением администрации г. заявитель поставлен в известность, что ему на состав семьи из 1 человека отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и одновременно разъяснено его право на обращение в судебном порядке об обжаловании указанного решения.

Как следует из материалов дела, 11 апреля 2011 года заявитель обратиться в прокуратуру с просьбой оказать содействие в защите прав, в связи с чем, прокуратурой была проведена проверка, истребованы необходимые документы, последний ответ из края пришел 18 августа 2011 года и срок на обращение в суд пропущен по уважительной причине.

Судом установлено, что Коршунов ИИ, года рождения, уроженец с. района области, является ветераном (участником) Великой Отечественной войны 1941-1945гг., имеет права и льготы, установленные ст. ст. 14,15 Федерального закона «О ветеранах» (удостоверение серии № от г.), является инвалидом 2 группы, нетрудоспособен, бессрочно (справка серии СМЭ-013 № от г.).

На основании устного договора –купли продажи Коршунов И.И. в период с 10.08.1987 года по 27.10.2010 годпроживал в домовладении № по ул., п., района края, совместно со своей супругой Коршуновой Т.В., года рождения. Документы о праве собственности в установленном законом порядке на указанный жилой дом не оформлены. Дом, в котором проживал Коршунов И.И. является 1942 года постройки, условий для нормального проживания в нем не имеется: отсутствует центральное водоснабжение, канализация и газоснабжение, туалет находится на улице, дом отапливается дровами.

На основании решения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда на территории муниципального района «Хилокский район» (в соответствии с переданными полномочиями г. Хилок) № 66 от 02.09.2010г. жилой дом, в котором проживает Коршунов И.И., по адресу: п., ул., пригоден для проживания.

Согласно акту от 05.07.2010г. жилое помещение, где проживал Коршунов И.И. (п, ул. ) признан пригодным для проживания и жилое помещение следует отнести к категории пригодных для проживания.

В адрес прокуратуры района г. 18.08.2011 г. администрацией муниципального образования «Линево- Озерское» было сообщено, что в настоящее время Коршунов И.И. на территории сельского поселения «Линево- Озерское» не проживает, снят с регистрационного учета по запросу 27.10.2010 г.

В адрес прокуратуры района г. по запросу 12.08.2011 г. КГУП «Забайкальское БТИ «Хилокский филиал» было сообщено, что в архиве филиала «Забайкальское БТИ» недвижимое имущество за Коршуновым И.И., не зарегистрировано. Информация на жилой дом в с., ул., в архиве отсутствует. Сведения о лицах, кому ранее принадлежали указанные объекты недвижимости, и на основании каких документов, также не имеется возможности сообщить.

По сведениям Управления Росреестра по СК от 05.08.2011 г. в Едином госреестре прав отсутствует запись о регистрации права на недвижимое имущество по адресу: край, район, с., ул..

По сведениям КГУП «Забайкальское БТИ» от 23.12.2010г. по данным реестра объектов технического учета на территории района края зарегистрированный прав на имя Коршунова И.И. и Коршуновой Т.В. не имеется.

Доводы представителя администрации о том, что указанный дом принадлежит заявителю в силу приобретательской давности, хотя права не зарегистрированы, суд не может принять во внимание, поскольку документов подтверждающих данные обстоятельства не представлены.

По сведения ГУП СК «Крайтехинрвентаризация» на 2010 год в картотеке собственников г.Коршунов И.И. не зарегистрирован.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками … и являющиеся нанимателями … или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма ….. и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и нуждаемость заявителя в жилом помещении нашла свое подтверждение.

С октября 2010 года по настоящее время Коршунов И.И. проживает в семье дочери- Шмыткиной Л.И. в двухкомнатной квартире, общей площадью 44,3 кв.м., расположенной по адресу: г., ул., кв..

Шмыткина Е.Н. является собственником квартиры № по ул., г..

Из финансового лицевого счета от г. следует, что в квартире № по ул., г., проживают 5 человек: Шмыткина Е.Н., г.р.- собственник, Шмыткин Д.Н., г.р.- брат, Шмыткина Л.И., 1 г.р.- мать, Шмыткин Н.А., г.р.- отец, Коршунов И.И. г.р.- дедушка. Указанные граждане, согласно домовой книги, зарегистрированы по указанному выше адресу.

Согласно пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: (в ред. Федеральных законов от 04.05.2000 N 57-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) : … обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ) (Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в подпункт 3 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года).

Поскольку правоотношения, возникшие между Коршуновым И.И. и администрацией г. по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обеспечения жилым помещением как участника Великой Отечественной войны, носят длящийся характер, суд считает, что изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в подпункт 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О ветеранах», на них распространяются.

Часть первая ст. 23.2 этого же федерального закона устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны постановлено: посчитать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30).

Таким образом, данный Указ Президента РФ не связывает возможность обеспечения жильем с состоянием на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления как в период до 1 марта 2005 года, так и после указанной даты.

В силу ст. 51 ЖК РФ нуждающимися признаются граждане, являющиеся в том числе собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного членам семьи менее учетной нормы.

Пунктом 1,2 решения городской Думы от 30 ноября 2005 года № установлена учетная норма площади жилого помещения в г. в размере 12 кв.м. общей площади, приходящейся на 1 человека.

Исходя из общей площади квартиры № по ул., г. 44.3 кв.м., на каждого из проживающих в данной квартире приходится менее учетной нормы.

В судебном заседании нашло свое подтверждение нарушение конституционный прав Коршунова И.И. на жилище.

Оценив вышеизложенное в совокупности, учитывая, что заявитель Коршунов И.И., являющийся ветераном Великой Отечественной войны, проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 44,3 кв.м. составом семьи из 5 человек, суд не может согласиться с доводами представителя администрации г. об обеспеченности Коршунова И.И., ветерана Великой Отечественной войны, отдельным жилым помещением.

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что Коршунов И.И. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем действия администрации г., выразившиеся в непризнании его таковым, являются незаконными, и Коршунов И.И. подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник(ветеран) Великой Отечественной Войны( льготный список очередности).

Поскольку Постановлением Правительства СК от 5.09.2006г. №126-п утвержден перечень документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся, а именно: документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи; документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи; документы, подтверждающие право гражданина быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма; документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения(при наличии права на внеочередное предоставление жилого помещение по договору социального найма); акт обследования жилищных условий гражданина, составленный органом местного самоуправления поселения СК, а также иные документы, необходимые для постановке на учет нуждающихся как ветерана ВОВ, суд считает необходимым разъяснить заявителю необходимость предоставления полного перечня таких документов в администрацию г. при принятии решения о включении заявителя в льготный список очередности как ветерана (инвалида) Великой Отечественной войны.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора района г. удовлетворить.

Признать незаконными отказ администрации г. от 01 апреля 2011 года в признании инвалида второй группы, участника ВОВ Коршунова И, нуждающемся в жилом помещении, пункт 1 приложения № 2 к постановлению администрации г. № от года «О принятии на учет, внесении изменений в учетные дела и снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в принятии Коршунова ИИна учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать администрацию г. поставить инвалида второй группы, участника Великой Отечественной Войны Коршунова ИИ на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления в администрацию г. - с 09 февраля 2011 года.

Мотивированное решение составлено 14 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в й краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Шурлова