Р Е Ш Е Н И Е 18 октября 2011 года город Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующего судьи Кочетковой С.А., С участием помощника прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихиной А.Н., При секретаре Валимухаметовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя, в интересах Лебедева Е.В., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о предоставлении денежных средств на приобретение жилого помещения. У С Т А Н О В И Л : Заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя, в интересах Лебедева Е.В., обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о возложении обязанности предоставить по договору социального найма Лебедеву Е.В., изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства Российской Федерации. В ходе рассмотрения спора заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя уточнил требования и просил возложить на Управление образования администрации города Ставрополя обязанность предоставить Лебедеву Е.В. денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; возложить на администрацию города Ставрополя обязанность подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении Лебедеву Е.В., субсидии в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п, ссылаясь на то, что во исполнение указания заместителя прокурора края прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проведена проверка исполнения законодательства по защите прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. По состоянию на 26.08.2011 года на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя по Промышленному району состоит 76 человек, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет - 46; относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 30. В настоящее время из указанной категории граждан возникло право на обеспечение жилыми помещениями у 16 лиц данной категории, в том числе и у Лебедева Е.В.. Проверка показала, что требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) органами государственной власти и муниципальных образований исполняются не в полной мере. Дети-сироты и лица из их числа жильем своевременно не обеспечиваются жильем. Так, Лебедев Е.В., ** года рождения состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы города Ставрополя № ** от 14.01.2009 года. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. До настоящего времени Лебедеву Е.В. не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В 2011 году из бюджетов Российской Федерации и Ставропольского края на реализацию переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены денежные средства в сумме 15 053 050 рублей для обеспечения жилыми помещениями. Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края. Статья 7 указанного закона предусматривает, что указанная категория граждан имеет право на внеочередное обеспечение жильем по их выбору: - по договору социального найма; -предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах остановленных норм, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г. № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008г. № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона). На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее - Положение). Согласно п.2 п.п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя выступает муниципальным заказчиком при приобретении жилых помещений в муниципальную собственность (для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). После приобретения жилого помещения необходимые документы предоставляет в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя для включения в реестр муниципальной собственности (далее - КУМИ). С учетом п. 2 п.п. 2.3 Положения КУМИ осуществляет регистрацию права собственности на приобретенные жилые помещения На основании п.2 п.п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя разрабатывает проект постановления о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан. В судебном заседании помощник прокурора заявленные в интересах Лебедева Е.В. требования поддержала и просила их удовлетворить. Лебедев Е.В. в судебном заседании заявленные в его интересах требования поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что в случае удовлетворения исковых требований, исполнить решение будет невозможно, в виду отсутствия денежных средств, которые поступят на финансирование субсидий не ранее марта 2012 г. Представители ответчика Управления образования Администрации г. Ставрополя и третьего лица Министерства строительства и архитектуры СК в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, просили оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным представителем Администрации г. Ставрополя. Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края в судебном заседании просил заявленные исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что предоставление истцу субсидий на приобретение жилья вне очереди нарушит права других лиц данной категории, то есть, детей сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей, которые поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, ранее истца. Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представители третьих лиц Комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя, Комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления казначейства СК в судебное заседание не явился, извещенный о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Лебедев Е.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации города Ставрополя от 14.01.2009 г. № ** Лебедев Е.В. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 1 ч.1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включен в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по общему списку порядковый номер 6885, по льготному списку № 205. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края. На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее Положение). Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п. В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства -участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Лебедев Е.В.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья (либо субсидии на приобретение жилого помещения) в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников, нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников). Учитывая то, что Лебедев Е.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В настоящее время Лебедев Е.В. жилым помещением не обеспечен, денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ему не выделялись, что не оспаривала в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя. Судом установлено, что Лебедев Е.В. выразил согласие на получение им денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя, в интересах Лебедева Е.В., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя – удовлетворить. Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Лебедеву Е.В., согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Лебедева Е.В. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение суда изготовлено 19 октября 2011 года. Судья Кочеткова С.А. Копия верна. Судья Кочеткова С.А.