Решение суда 18.10.2011 г. по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

С участием помощника прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихиной А.Н.,

При секретаре Валимухаметовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя, в интересах Коновой В.И., к администрации г. Ставрополя о предоставлении вне очереди жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя, в интересах Коновой В.И., обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя о возложении обязанности предоставить по договору социального найма Коновой В.И. изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства Российской Федерации, ссылаясь на то, что, во исполнение указания заместителя прокурора края прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проведена проверка исполнения законодательства по защите прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

По состоянию на 26.08.2011 года на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя по Промышленному району состоит 76 человек, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет - 46; относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 30.

В настоящее время из указанной категории граждан возникло право на обеспечение жилыми помещениями у 16 лиц данной категории, в том числе и у Коновой В.И..

Проверка показала, что требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) органами государственной власти и муниципальных образований исполняются не в полной мере. Дети-сироты и лица из их числа жильем своевременно не обеспечиваются жильем.

Так, Конова В.И., ** года рождения состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы города Ставрополя № ** от 27.04.2011 года.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

До настоящего времени Коновой В.И. не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В 2011 году из бюджетов Российской Федерации и Ставропольского края на реализацию переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены денежные средства в сумме 15 053 050 рублей для обеспечения жилыми помещениями.

Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края.

Статья 7 указанного закона предусматривает, что указанная категория граждан имеет право на внеочередное обеспечение жильем по их выбору:

- по договору социального найма;

-предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах остановленных норм, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г. № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008г. № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона).

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее - Положение).

Согласно п.2 п.п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя выступает муниципальным заказчиком при приобретении жилых помещений в муниципальную собственность (для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). После приобретения жилого помещения необходимые документы предоставляет в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя для включения в реестр муниципальной собственности (далее - КУМИ).

С учетом п. 2 п.п. 2.3 Положения КУМИ осуществляет регистрацию права собственности на приобретенные жилые помещения

На основании п. 2 п.п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя разрабатывает проект постановления о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные, в интересах Коновой В.И. требования поддержала и просила их удовлетворить.

Конова В.И. в судебное заседание не явилась, извещенная о дне и времени рассмотрения дела, надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что Конова В.И. состоит на учете нуждающихся в администрации города Ставрополя (на льготной очереди как сирота) на основании постановления администрации города Ставрополя от 27.04.2011 г. № **. Однако, в случае удовлетворения исковых требований, исполнить решение будет невозможно, в виду отсутствия денежных средств, которые поступят для приобретения и предоставления жилого помещении по договору социального найма для лиц указанной категории не ранее марта 2012 г..

Представители ответчика Управления образования Администрации г. Ставрополя и третьего лица Министерства строительства и архитектуры СК в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, просили оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным представителем Администрации г. Ставрополя.

Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края в судебном заседании просил заявленные исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что предоставление истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди нарушит права других лиц данной категории, то есть, детей сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей, которые поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, ранее истца.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц Комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя, Комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления казначейства СК в судебное заседание не явился, извещенный о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Конова В.И. относится к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации города Ставрополя от 27.04.2011 г. № ** Конова В.И. принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации города Ставрополя как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п.1 ч.1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включена в книгу учета граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под № 15, по общему списку порядковый номер 6431, по льготному списку № 358.

Конова В.И. не имеет закрепленного за нею жилого помещения, что не оспаривала в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч.1 конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и Детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников, нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Конова В.И. подтвердила свое желание на реализацию права по обеспечению жилым помещением, путем предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.

Учитывая то, что Конова В.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением, в связи с чем, предоставление ей жилого помещения является обязанностью муниципального образования.

Статьей 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение пере­данных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставро­польского края материальными и финансовыми средствами.

Доводы представителя администрации г. Ставрополя о том, что денежных средств достаточных для приобретения жилых помещений для детей-сирот не выделяется, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от тех, что обеспечением жильем указанных лиц является расходными обязательствами Ставропольского края, поскольку, как было установлено судом, распорядителями указанных денежных средств являются органы местного самоуправления Ставропольского края, которым выделяются субвенции для данных целей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя, в интересах Коновой В.И., к администрации г. Ставрополя о предоставлении вне очереди жилого помещения – удовлетворить.

Обязать администрацию города Ставрополя предоставить Коновой В.И., состоящей на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным Законом № 159- ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди по договору социального найма, изолированное, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 октября 2011 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.