№2-1768/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2011 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко, При секретаре Н.С. Назаровой, С участием прокурора С.П. Козыревой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя о признании отказа в предоставлении сведений незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурора Октябрьского района г. Ставрополя обратился в интересах прав и интересов Российской Федерации в районный суд с заявлением о признании незаконным отказ и.о. начальника ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя Косач Т.В. в предоставлении в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя списка государственных гражданских служащих ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, а также их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени и отчества, места проживания (регистрации), даты и года рождения, занимаемой должности (для государственного гражданского служащего) и номер и даты приказа о приме на работу; об обязании и.о. начальника ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя Косач Т.В. предоставить в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя список государственных гражданских служащих ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, а также их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени и отчества, места проживания (регистрации), даты и года рождения, занимаемой должности(для государственного гражданского служащего) и номер и даты приказа о приме на работу, в течение одного месяца с момента вступления решения суд в законную силу. В судебном заседании представитель и.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, помощник прокурора С.П. Козырева поддержала заявление, пояснив, что в соответствии с п.5 плана работы прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя запланировано проведение проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной службы, соблюдение государственными и муниципальными служащими установленных законодательством требований, запретов и ограничений при поступлении и прохождении государственной и муниципальной службы, в том числе и в ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя. В целях исполнения планового мероприятия 9 августа 2011 года и.о. начальника ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Ставрополя направлено требование о предоставлении в прокуратуру района в срок до 16 августа 2011 года списка государственных гражданских служащих, а также их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В списке подлежала отражению информацию о фамилии, имени и отчестве, месте проживания (регистрации), дате и годе рождения, занимаемой должности( для государственного гражданского служащего), номере и дате приказа о приеме на работу( далее иная необходимая информация), необходимая для проведения проверки соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой. В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе РФ» прокурор вправе был истребовать вышеуказанные сведения. В нарушении данных требований информация в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя не поступила. В своих объяснениях и.о. начальника ИФНС РФ в Октябрьском районе г. Ставрополя пояснила, что требование и.о. прокурора района от 9 августа 2011 года направлено ею в УФНС РФ по СК для дачи разъяснений о возможности предоставления указанной в требовании информации. Письменного запрета о невозможности представления в прокуратуру района, истребуемой информации из УФНС России по СК ей не поступало. Решение о непредоставлении список государственных гражданских служащих ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, а также их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и другой необходимой информации принято ею по основаниям, указанным в письме от 16 августа 2011 года, в связи с этим возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. До настоящего времени требование прокурора района начальником ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя не исполнено. Представитель УФНС России по Ставропольскому краю по доверенности Петрухина А.В. возражала против заявления и.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, пояснив, что в соответствии с п.3 ст. 20 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» сведения о доходах, об имущества и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Ст.15 ФЗ « О муниципальной службе в РФ» также относит сведения о доходах, о имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальным служащим, к конфиденциальным сведениям. При предоставлении сведений по обращениям органов прокуратуры на основании ст. 22 ФЗ от 17 января 1991 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» письмом ФНС России от 11 июня 2009 г. «О предоставлении информации» налоговым органом рекомендовано руководствоваться следующим. Сведения и материалы, отнесенные законодательством РФ к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами органам прокуратуры при строгом соблюдении федерального закона №2202-1, Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 3 марта 2003 года № БГ-3-28/96, зарегистрированного в Минюсте России от 26 марта 2003 года № 4335. При получении от органом прокуратуры надлежаще оформленного запроса (бланк, подпись должностного лица, печать канцелярии), содержащего ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству РФ обоснование (мотив, цель), связанную с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, налоговые органы обязаны исполнять полученные запросы от органов прокуратуры. В запросе прокуратуры Октябрьского района отсутствовали указанные сведения. Кроме того, Порядок не предусматривает предоставление списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию. Об этом инспекцией был дан ответ. В п.11 Порядка указано, что запросы, не отвечающие по форме и содержанию требованиям настоящего порядка, исполнению не подлежат. Таким образом, и.о. начальника ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя действовала в рамках исполнении п.1 ст.15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, будучи извещенным о времен и месте в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, каких-либо ходатайств суду не представил. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Ставрополя, по сути заявления приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Пункт 5 Плана работы прокуратуры Ставропольского края на второе полугодие 2011 года предусматривает, «с участием горрайпрокуроров проверить соблюдение установленной ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности представлять сведения о доходах государственными служащими, реализующими полномочия по контролю и надзору, а также разрешительные функции. Силами подразделений аппарата прокуратуры края провести проверку в управлениях МЧС России, ФНС России, ФССП России, Росприроднадзора и Росфиннадзора. Основание: п.5 плана работы Генеральной прокуратуры РФ». Аналогичный пункт предусмотрен в плане работы прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя на второе полугодие 2011 года. 9 августа 2011 года и.о. начальника ИФНС России в Октябрьском районе г Ставрополя направлено письмо № 7-26-2011 за подписью и.о. прокурора района Головко В.В. о предоставлении в срок до 16 августа 2011 года список государственных гражданских служащим, а также их супруга 9супруги) и несовершеннолетних детей. В списке необходимо указать фамилию, имя, отчество, место проживания (регистрации), дату и год рождения, занимаемую должность (для государственного гражданского служащего), номер и дату приказа о приеме на работу. Данные сведения необходимо представить на бумажном носителе и в электронном виде. Письмом от 16 августа 2011 года за подписью и.о. начальника ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя отказано в предоставлении таких сведений со ссылкой на то, что данные сведения являются конфиденциальными, предоставление таких сведений осуществляется в соответствии с порядком доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 3 марта 2003 года № БГ-3-28/96, зарегистрированного в Минюсте России от 26 марта 2003 года № 4335. Данная позиция отражена в письме за подписью и.о. руководителя УФНС России по СК Паньковой Н.Н. от 15 августа 2011 года № 07-18/0150850. Представитель УФНС по Ставропольскому краю в настоящем судебном заседании также указала, что предоставление истребуемых прокурором Октябрьского района г. Ставрополя сведений возможно только в соответствии с Порядком доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 3 марта 2003 года № БГ-3-28/96, зарегистрированного в Минюсте России от 26 марта 2003 года № 4335; истребуемые сведения относятся в силу федеральных законов к конфиденциальной информации, предоставлены могут быть только в соответствии с вышеуказанным порядком и с согласия сотрудников. С доводами, приведенными в вышеуказанных письмах и в ходе судебного разбирательства, суд не может согласиться по следующим основаниям. Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Названный федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона). Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений ( п.2 пп. «а», «б» п.2 ст. 1 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ). Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять с ведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов ( ст. ст. 3.6,7-11), свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законом, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе в налоговых органах. Согласно пп. «б» п.41 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011гг, утвержденного Указом президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568, Генеральному прокурору РФ поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов РФ по надзору за исполнением законодательства РФ. Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурором поручено также принять меры по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия; усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственным органов субъектов РФ, главами муниципальных образований законодательства РФ о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (пп. «а», «б» п.5 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг.). Пунктом 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции). Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 7 декабря 2007 года N 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции. Согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992г. №2202-1 прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона. Как видно из материалов дела, во исполнение планового задания Генеральной прокуратуры РФ на 2 полугодие 2011 года прокуратурой Ставропольского края и горрайпрокуратурами края, в том числе прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя, проводилась проверка соблюдения установленной ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности представлять сведения о доходах государственными служащими, реализующими полномочия по контролю и надзору, а также разрешительные функции. В рамках указанной проверки, руководствуясь положениями статей 6,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. № 2202-1, прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя направлен запрос от 9 августа 2011 года, содержащий конкретные требования о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных законом надзорных функций. Вышеприведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя действующему законодательству. При таких обстоятельствах, заявление прокурора Октябрьского района г. Ставрополя подлежит удовлетворению, с указанием срока, в течение которого должно быть исполнено законное требование прокурора района, - один месяц. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Октябрьского района г. Ставрополя – удовлетворить. Признать незаконным отказ и.о. начальника ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя Косач Т.В. в предоставлении в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя списка государственных гражданских служащих ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, а также их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени и отчества, места проживания (регистрации), даты и года рождения, занимаемой должности (для государственного гражданского служащего) и номер и даты приказа о приме на работу. Обязать и.о. начальника ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя косач Т.В. предоставить в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя список государственных гражданских служащих ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, а также их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени и отчества, места проживания (регистрации), даты и года рождения, занимаемой должности (для государственного гражданского служащего) и номер и даты приказа о приме на работу, в течение одного месяца с момента вступления решения суд в законную силу. Мотивированное решение составлено 18 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И. Шевченко