Решение суда 05.10.2011 г. по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и ее субъектов



№2-1510/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,

При секретаре Н.С. Назаровой,

С участием прокурора Л.Н. Коваленко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и ее субъектов (заинтересованные лица администрация г. Ставрополя, Министерство природоохранных ресурсов и охраны окружающей среды, Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю, Комитет по управлению муниципальным имуществом) о признании постановлений главы г. Ставрополя недействительными, об исключении из реестра муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах Российской Федерации и ее субъекта в районный суд с заявлением о признании постановления администрации г. Ставрополя от 9 декабря 2009 года № 1637 «О включении в реестр муниципальной собственности города Ставрополя земельных участков под лесами, расположенными в городе Ставрополе в районе Сенгилеевского озера» недействительным; о признании постановления администрации города Ставрополя от 24 мая 2010 года № 12334 «О включении в реестр муниципальной собственности города Ставрополя земельных участков под лесами, расположенными в городе Ставрополе в районе дачного некоммерческого товарищества «Приозерное», улица Строителей,1» недействительными; об обязании администрации г. Ставрополя исключить из реестра муниципальной собственности города Ставрополя земельные участки с кадастровыми номерами ……

Представитель природоохранного прокурора Ставропольского края, старший помощник Коваленко Л. Н. поддержала доводы заявления, пояснив, постановлением администрации города Ставрополя от 09.12.2009 № … в реестр муниципальной собственности города Ставрополя включены земельные участки из земель населенных пунктов по адресу Ставропольский край, город Ставрополь, район …, для использования под лесами, в границах, указанных в кадастровых паспорта земельных участков с кадастровыми номерами: …….

Постановлением администрации города Ставрополя от 24.05.2010 № 1234 в реестр муниципальной собственности города Ставрополя включены земельные участки из земель населенных пунктов адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, район дачного некоммерческого товарищества « … », улица …», для использования под лесами границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков с кадастровым номерами: … площадью 662525 кв.м., … площадью 20065 кв.м. и … площадью 44197 кв.м. На комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя возложено обеспечение государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Постановления от 09.12.2009 № 1637 и от 24.05.2010 № 1234 является недействительными (незаконными) и нарушают интересы Российской Федерации и Ставропольского края. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ) РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель им категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Частью 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними, законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установлена гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки к предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российское Федерации земли. Таким образом, действующим земельным и лесным законодательством земельные участки в составе земель населенных пунктов, на которых расположены леса, не отнесены к землям, находящимся в силу закона в муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу. В соответствии с ст. 214 ГК РФ, п. 6 ст. 2 Закона № 33-ФЗ указанные в Постановлениях от 09.12.2009 № 1637 и от 24.05.2010 № 1234 земельные участки кадастровыми номерами ….. являются государственной собственностью Российской Федерации; земельные участки с кадастровыми номерами …., которые входят в зону государственных природных заказников краевого значения « … » и « … » собственностью Ставропольского края. Включение этих земельных участков реестр муниципальной собственности города Ставрополя нарушает имущественные интересы Российской Федерации и Ставропольского края. Протесты Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора с 29.04.2011 № 7-14-2011/407 и № 7-14-2011/408, в которых содержалось требование об отмене незаконных Постановлений от 09.12.2009 № 1637 и с 24.05.2010 № 1234, администрацией города Ставрополя отклонены без законных тому оснований. Земельные участки с кадастровыми номерами …. на сегодняшний день уже исключены из государственного кадастра недвижимости и не могут быть идентифицированы как объекты недвижимости. Согласно ответа главы администрации г. Ставрополя на обращение на имя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды СК от 27.07.2011 г. согласовано функционирование государственных природных заказников краевого значения « … » площадью 73 га, и « …. » площадью 1459 га на территории г. Ставрополя.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по доверенности Амелина Т. В. поддержала доводы заявления природоохранного прокурора, пояснила, что действующим земельным и лесным законодательством зе­мельные участки в составе земель населенных пунктов, на которых расположены леса, не отнесены к землям, находящимся в силу закона к муниципальной собст­венности. Земельные участки относятся к недвижимому имуществу согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 39 ЗК РФ, ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 14 Фе­дерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на земельные участки, лесные участки подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав; проведенная государст­венная регистрация возникновения прав на недвижимое имущество удостоверя­ется свидетельством о государственной регистрации прав. Согласно п. 1.2 Положения об учете имущества и ведении реестра муници­пальной собственности города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 29.04.2004 № 88, реестр муници­пальной собственности города Ставрополя создается и ведется с целью всестороннего учета и организации управления имуществом, находя­щимся в собственности города Ставрополя. Реестр содержит сведения: об иму­ществе, находящемся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий; об имуществе, находящемся в оперативном управлении муници­пальных учреждений и муниципальных казенных предприятий; об имуществе, составляющем муниципальную казну города Ставрополя. На земельные участки, указанные в п. 1 Постановления от 09.12.2009 № 1637 и в п. 1 Постановления от 24.05.2010 № 1234 право муниципальной собст­венности в порядке, установленном Законом № 122-ФЗ, не зарегистрировано. Следовательно, муниципальной собственностью они не являются. Согласно кадастровых планов территории от 30.08.2011 № …, от 30.08.2011 № …, от 30.08.2011 № …., от 30.08.2011 № …, от 02.09.2011 № …, от 02.09.2011 № …, от 02.09.2011 № … сведения о земельных участках с кадастровыми номерами …. отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Кроме того, в соответствии с кадастровым планом территории от 30.08.2011 № …. земельные участки с кадастровыми номерами … и … входят в зону государственного природного за­казника краевого значения « … », земельный участок с кадастро­вым номером … входит в зону государственных природных заказ­ников краевого значения « … » и « …. », в соответствии с кадастровым планом территории от 02.09.2011 № … земельные участки с кадастровыми номерами … и … входят в зо­ну государственного природного заказника краевого значения « … ». В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охра­няемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или ме­стное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являют­ся собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу Закона 33-ФЗ земельные участки с кадастровыми номерами …, … и … относятся к государственной собственности Ставропольского края.

Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по СК Овчарова О. М. просила вынести решение на усмотрение суда, пояснив, что земельные участки с кадастровыми номерами … на сегодняшний день уже исключены из государственного кадастра недвижимости.

Представитель заинтересованного лица – КУМИ г. Ставрополя по доверенности Павлова К. И. возражала против доводов заявления, пояснив, что постановлением администрации города Ставрополя от 09.12.2009 № 1637 «О включении в реестр муниципальной собственности г. Ставрополя земельных участков под лесами, расположенными в городе Ставрополе в районе Сенгилеевского озера» земельные участки с кадастровыми номерами … должны были быть включены в реестр муниципальной собственности. Постановлением администрации города Ставрополя от 24.05.2010 № 1234 «О включении в реестр муниципальной собственности г. Ставрополя земельных участков под лесами, расположенными в городе Ставрополе в районе дачного некоммерческого товарищества «Приозерное», ул. Строителей, 1» земельные участки с кадастровыми номерами …., так же должны были включаться в реестр муниципальной собственности города Ставрополя. В соответствии с положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 г. № 120, функции по ведению реестра муниципальной собственности возложены на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя. Вышеуказанные Постановления комитетом исполнены, земельные участки с кадастровыми номерами … включены в реестр муниципальной собственности. Однако процедура постановки земельного участка в реестр муниципальной собственности не влечет за собой возникновения права муниципальной собственности на указанный земельный участок. В соответствии со статьей 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В связи с этим комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился в Управление Росреестра по СК в 2010 по вопросу регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:013501:8, однако комитету было отказано в регистрации права. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился в Арбитражный суд СК о признании права собственности муниципального образования город Ставрополь на земельный участок площадью 1959327 кв.м., расположенный по адресу: примерно в 1,6 км по направлению на юго-запад от ориентира подстанции « … », расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставрополь, район …, с кадастровым номером … Однако Арбитражным судом не приняты во внимание доводы комитета о том, что спорный участок находится к границах муниципального образования города Ставрополя, за счет средств местного бюджета проведены работы по межеванию и поставке участка на кадастровый учет. В статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов отнесена к вопросам местного значения. Бремя содержания в силу ст. 210 ГК РФ несет собственник имущества, то, отнеся бремя содержания городских лесов к вопросам местного значения, законодатель имел ввиду признание права собственности муниципальных образования на городские леса. Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя было отказано в удовлетворении исковых требований. Указанное решение было оставлено без изменений Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд и Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа. Все участки были включены в реестр муниципальной собственности на основании постановлений главы администрации г. Ставрополя. В КУМИ такой порядок, сначала участки включаются в реестр, а потом продолжается дальнейшее оформление документов на регистрацию права собственности.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя по доверенности Гуторова И. В. возражала против доводов заявления, пояснив, что согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мер использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов отнесена к вопросам местного значения. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества. Леса, расположенные в городской черте являются собственностью муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель, не являющихся землями лесного фонда, определяются в соответствии с земельным законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:-которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в
соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Также в муниципальную собственность поступают земельные участки, от которых отказались собственники (п. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса РФ). Главой города Ставрополя издано постановление от 16.12.1998 № 4695, которым за Ставропольским лесхозом на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки под лесами, расположенными в административных границах города Ставрополя, общей площадью 3388,5 га, в том числе по Ставропольскому лесничеству -2066 га. Постановление вынесено по материалам проведения лесоустроительных работ, выполненных 2-й Воронежской экспедицией государственного специализированного предприятия «Воронежлеспроект». Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2001 г. № 493 территория общей площадью 862 гектара земли, находящаяся в пользовании Ставропольского лесхоза в Шпаковском районе, объявлена государственным природным заказником краевого значения « … ». В соответствии с Земельным кодексом РФ, законом Ставропольского края «О порядке установления границ муниципальных образований Ставропольского края» от 04.07.2003 г. № 24-кз, постановлением Государственной Думы Ставропольского края о Законе Ставропольского края «Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» от 23.09.2004 г. № 965-Ш Государственной думы Ставропольского края и во исполнение Закона Ставропольского края «Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» от 04.10.2004 № 84-кз, а также, в соответствии с муниципальным контрактом от 09.06.2006 №4, заключенным комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с открытым акционерным обществом « … » выполнена работа по установлению в натуре границы муниципального образования города Ставрополя. Землеустроительное дело по установлению границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края сформировано и направлено на утверждение в управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю. Исходными материалами для разработки проекта границ муниципального образования города Ставрополя явились: описание прохождения границы муниципального образования г. Ставрополя, утвержденное Законом Ставропольского края от 04.10.2004г. № 84-кз, архивные материалы установления границы города Ставрополя Ставропольским институтом … в 1983 году и ОАО « … » в 1996-1999 годах. Проект границы муниципального образования города Ставрополя согласован со всеми заинтересованными органами управления муниципального образования города Ставрополя, а также Шпаковского района и утвержден главой города Ставрополя. В соответствии с утвержденным проектом границы муниципального образования города Ставрополя разработан технический проект вынесения проектных элементов границы в натуре, т.е. установление межевых знаков в местах, где отсутствуют естественные и искусственные границы, легко определяемые на местности, а также чертежи согласования границ со смежными муниципальными образованиями Шпаковского района и правообладателями смежных земельных участков. Установление границы произведено в соответствии с разбивочными чертежами, изготовленными в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций...», утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России от 17.02.2004. 24.12.2008 года Комитетом заключен муниципальный контракт № 7 с ЗАО НТЦ « … » на выполнение землеустроительных работ по инвентаризации земель и межеванию границ городских лесов, расположенных вдоль берега Сенгилеевского водохранилища. Во исполнение данного контракта проведены работы по межеванию границ городских лесов и подготовлено землеустроительное дело в отношении 20 земельных участков. При этом, схема расположения спорного участка утверждена распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя от 26.03.2009 г. № 34-р. Из материалов землеустроительного дела и материалов лесоустройства видно, что участок сформирован на территории, занятой лесами, материалы по лесоустройству которых выполнялись « … ». В пояснительной записке к схеме расположения спорного участка в качестве документа, подтверждающего права на земельный участок, указано постановление №4695 от 16.12.1998 г., 06.07.2009 г. участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером … Администрацией принято постановление от 09.12.2009 № 1637 о включении в реестр муниципальной собственности города Ставрополя земельных участков под лесами, расположенными в городе Ставрополе в районе …, в том числе участка с кадастровым номером … 12.02.2010 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за регистрацией права муниципальной собственности на участок, в чем Управлением Росреестра по Ставропольскому краю было отказано сообщением от 26.03.2010 № …

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Судом установлено, что 9 декабря 2009 года главы администрации г. Ставрополя принято постановление № 1637 «О включении в реестр муниципальной собственности города Ставрополя земельных участок под лесами, расположенными в г. Ставрополе в районе … ».

24 мая 2010 года главой администрации г. Ставрополя принято постановление № 1234 «О включении в реестр муниципальной собственности города Ставрополя земельных участок под лесами, расположенными в г. Ставрополе в районе дачного некоммерческого товарищества « … », улица … ».

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель им категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Частью 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними, законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установлена гражданским законодательством.

Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки к предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российское Федерации земли.

Таким образом, действующим земельным и лесным законодательством земельные участки в составе земель населенных пунктов, на которых расположены леса, не отнесены к землям, находящимся в силу закона в муниципальной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 93 Лесного кодекса РФ, ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на земельные участки, лесные участки подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав; проведенная государственная регистрация возникновения прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В соответствии с названными правовыми нормами права собственности на земельный участок, лесной участок возникает с момент государственной регистрации возникновения такого права.

Согласно п. 1.1 Положения об учете имущества и ведении реестр муниципальной собственности города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 29.04.2004 № 88, Положение устанавливает порядок учета имущества и ведения реестр муниципальной собственности города Ставрополя в соответствии законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, регулирующие отношения, возникающие при управлении муниципальной собственностью.

Согласно п. 1.2 Положения реестр создается и ведется с целью всестороннего учета и организации управления имуществом, находящимся в собственности город Ставрополя. Реестр содержит сведения: об имуществе, находящемся хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий; об имуществе находящемся в оперативном управлении муниципальных учреждений муниципальных казенных предприятий; об имуществе, составляющее муниципальную казну города Ставрополя.

На указанные в п. 1 Постановления от 09.12.2009 № 1637 земельные участки с кадастровыми номерами … и на указанные в п. 1 Постановления от 24.05.2010 № 1234 земельные участки с кадастровыми номерами … право муниципальной собственности в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не зарегистрировано.

В силу изложенного, вышеперечисленные земельные участки не являются муниципальной собственностью и предусмотренных пунктом 1 вышеуказанного Положения оснований для включения этих объектов в реестр муниципальной собственности города Ставрополя не имеется.

Таким образом, оспариваемые постановления противоречат ч. 1 ст. 19 ЗК РФ, п. 3 ст. 3.1 Закона № 137- ФЗ, с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, с 93 ЛК РФ, ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 14 Закона № 122-ФЗ, п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ п. 1,2 Положения об учете имущества и ведении реестра муниципальной собственности города Ставрополя.

Из сообщений Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 22.10.2010 № 01/119/2010 следует, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерам … и … входят в зону государственного природного заказника краевого значения « … », земельный участок кадастровым номером … входит в зону государственных природных заказников краевого значения « … » и « … ».

В регистрации права муниципальной собственности на земельные участки кадастровыми номерами …, указанные в постановлении от 09.12.2009 № 1637, отказано по тем основаниям, что по сведениям государственного кадастра недвижимости они входят в зону государственного природного заказника краевого значения « … » (сообщения Управления Росреестра по СК от 26.03.2010 № 01/009/2010-297, № 01/009/2010 299, № 01/009/2010-300, № 01/009/2010-301, № 01/009/2010-302, № 01/009/2010-303, № 01/009/2010-304, № 01/009/2010-305, № 01/009/2010-306, № 01/009/2010-307, № 01/009/2010-308, № 01/009/2010-309, № 01/009/2010-310, № 01/009/2010-311, 01/009/2010-312, № 01/009/2010-313, № 01/009/2010-314, № 01/009/2010-315, № 01/009/2010-316).

В соответствии со ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущества находящееся в государственной собственности, закрепляется государственными предприятиями и учреждениям во владение, пользование распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органе государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу ст. 214 ГК РФ, п. 6 ст. 2 Закона № 33-ФЗ указанные Постановлениях от 09.12.2009 № 1637 и от 24.05.2010 № 1234 земельные участки кадастровыми номерами …., ….. являются государственной собственностью Российской Федерации; земельные участки с кадастровыми номерами …., которые входят в зону государственных природных заказников краевого значения « …. » и « …» собственностью Ставропольского края.

В связи с изложенным, включение этих земельных участков реестр муниципальной собственности города Ставрополя нарушает интересы Российской Федерации и Ставропольского края.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемые постановления приняты с нарушением действующего законодательства, существенно ущемляют интересы РФ и субъекта РФ – Ставропольского края, в связи с чем, подлежат признанию недействительными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и ее субъектов – удовлетворить.

Признать недействительным постановление главы администрации г. Ставрополя от 9 декабря 2009 года № 1637 «О включении в реестр муниципальной собственности города Ставрополя земельных участок под лесами, расположенными в г. Ставрополе в районе Сенгилеевского озера».

Признать недействительным постановление главы администрации г. Ставрополя от 24 мая 2010 года № 1234 «О включении в реестр муниципальной собственности города Ставрополя земельных участок под лесами, расположенными в г. Ставрополе в районе дачного некоммерческого товарищества « … », улица … ».

Обязать администрацию г. Ставрополя исключить из реестра муниципальной собственности города Ставрополя земельные участки с кадастровыми номерами …

Мотивированное решение составлено 11 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И.Шевченко