Р Е Ш Е Н И Е 19 октября 2011 года город Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующего судьи Кочетковой С.А., С участием адвоката Лобковой Г.И. При секретаре Марчукове М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Троцкого А.Н., Троцкой Н.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Т. и Т., о признании незаконными действий (бездействий) органа местного самоуправления. У С Т А Н О В И Л : Постановлением администрации г. Ставрополя № ** от 17.08.2011 г. на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ отменен пункт 95 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 г. № **, которым семья Троцких признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на период 2006-2008 годы». Заявители Троцкий А.Н., Троцкая Н.С., в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Т. и Т. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, выразившихся в исключении их семьи из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимися участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе»; возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности устранить нарушение прав Троцкого А.Н., Троцкой Н.С., Т. и Т. путем восстановления их семьи составом четыре человека в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы» с даты подачи заявления в администрацию города Ставрополя, то есть, с 28.11.2006 г., ссылаясь на то, что постановлением главы города Ставрополя от 24.04.2008 г. № ** семья Троцких была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы». 30.06.2009 г. постановлением главы города Ставрополя № ** семья Троцких составом три человека была признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». В связи с изменением состав их семьи, на основании постановления администрации города Ставрополя от 27.07.2011 № ** «О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» семья Троцких составом 4 человека является участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». Однако, постановлением администрации города Ставрополя от 17.08.2011 № ** отменен пункт 95 приложения к постановлению главы города Ставрополя от 24.04.2008 № **, на основании которого семья Троцких была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы». Таким образом, семья Троцких была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения соответствующей жилищной субсидии по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, то есть, в связи с умышленным ухудшением жилищных условий, тогда как, действий по умышленному ухудшению жилищных условий ими не совершалось, в связи с чем, нарушены их права. В судебном заседании Троцкий А.Н. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. В судебное заседание Троцкая Н.С. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя в судебном заседании заявленные требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что постановлением главы города Ставрополя № ** от 30.06.2009 г. семья Троцких составом три человека была признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». На основании постановления администрации города Ставрополя от 27.07.2011 г. № ** «О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» семья Троцких составом 4 человека являлась участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». Однако, в связи с умышленным ухудшением жилищных условий, семья Троцких правомерно была исключена из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Необходимость применения положений статей 53 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации при рассмотрении предоставленных молодыми семьями документов подтверждена также актом тематической проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», проведенной в период с 27.01.2011 по 04.03.2011 в жилищном управлении администрации города Ставрополя Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, а также представлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае от 03.05.2011 № 02-21/1179. В данных документах содержится указание на неправомерность предоставления социальных выплат молодым семьям, совершившим намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий (в том числе молодым семьям, которые совершили перепрописку). Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением главы города Ставрополя от 24.04.2008 № ** семья Троцкого А.Н. составом три человека, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы». Постановлением главы города Ставрополя от 30.06.2009 № ** семья Троцкого А.Н. признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». Постановлением администрации г. Ставрополя от 27.07.2011 г. № ** внесены изменения в состав молодой семьи Троцких - участницы муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», в состав семьи включен сын Т., 20** года рождения. Постановлением администрации г. Ставрополя № ** от 17.08.2011 г. на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ отменен пункт 95 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 г. № **, которым семья Троцких признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на период 2006-2008 годы». Суд считает, что действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в издании постановления об отмене пункта 95 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 № **, то есть исключении семьи Троцких из числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы», являются незаконными по следующим основаниям. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Судом установлено, что основанием для отмены ранее принятого постановления о признании семьи Троцких нуждающимися в улучшении жилищных условий послужило то обстоятельство, что семья Троцких на дату постановки на учет проживала в двухкомнатной квартире № * по улице К., ** в городе Ставрополе общей площадью 37,3 кв. м, где всего проживало 5 человек. Таким образом, семья Троцких была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако до 07.06.2006 г., то есть, до регистрации брака 20.05.2006 г. с Троцким А.Н., Троцкая Н.С. была зарегистрирована в домовладении № ** по ул. П. в г. Благодарный Ставропольского края общей площадью 66,0 кв. м, которое принадлежит на праве собственности ее отцу, где всего проживало 4 человека, что подтверждается копией домовой книги. Троцкий А.Н. с 10.06.2005 г. зарегистрирован в двухкомнатной квартире № * по улице К., * в городе Ставрополе общей площадью 37,3 кв. м, принадлежащей на праве собственности его отцу, где до регистрации по месту жительства Троцкой Н.С. проживало 3 человека. Следовательно, до регистрации Троцкой Н.С. по месту жительства в двухкомнатной квартире № * по улице К., * в городе Ставрополе семья заявителей была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, а Троцкая Н.С. была обеспеченна жилой площадью в домовладении № **по ул. П. в г. Благодарный Ставропольского края. Кроме того, 04.10.2006 г. в семье Троцких родилась дочь и также была зарегистрирована в квартире родителей Троцкого А.Н. по адресу: г. Ставрополь, ул. К.,* кв. *, в ноябре 2006 года. Таким образом, регистрация Троцкой Н.С. в квартире № * по улице К., ** в городе Ставрополе являлась умышленным ухудшением жилищных условий. Суд считает, что данный довод администрации г. Ставрополя не состоятелен, поскольку, в соответствии п. 6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (далее - Правила) и п. 6 Программы, применительно к Правилам и Программе, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п. п. 1, 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 № 258-O-O, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 учетная норма общей площади жилого помещения в Ставрополе, приходящегося на одного гражданина, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. Судом установлено, что после регистрации брака с Троцким А.Н. Троцкая Н.С. была зарегистрирована в квартире № * по улице К., * в городе Ставрополе. В лицевой счет указанной квартиры также была внесена их дочь А., 20** года рождения, а всего в квартире, на момент принятии постановления главы г. Ставрополя о признании семьи Троцких нуждающейся в улучшении жилищных условий, проживало пять человек и с учетом площади жилого помещения - 37,3 кв.м., на каждого члена семьи приходилось менее учетной нормы жилого помещения. В связи с чем, семья заявителей обосновано была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что регистрация Троцкой Н.С. по адресу: г. Ставрополь, ул. К., ** кв. *, не является умышленным ухудшением жилищных условий, а связана с созданием семьи, ее переездом к месту жительства мужа в г. Ставрополь и совместным проживанием членов семьи. В связи с изложенным, Администрацией г. Ставрополя не представлено доказательств того, что заявители умышленно ухудшили свои жилищные условия. Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что постановление Главы г. Ставрополя № ** от 30.06.2009 г., которым семья заявителей была признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на период 2009 года» не изменялось, не отменялось и не оспаривалось. Судом так же установлено, что ** года в семье заявителей родился сын – Т.. 25 апреля 20** г. заявителем в администрацию г. Ставрополя было подано заявление об изменении состава семьи. Постановлением администрации г. Ставрополя от 27.07.2011 № ** «О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» семья Троцких составом 4 человека была признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе». Судом установлено, что 23 августа 20** г. Троцким А.Н. на основании ипотеки в силу закона, была приобретена квартира № ** по улице К., ** в городе Ставрополе общей площадью 39,2 кв. м., которая обременена правами ОАО Национальный банк «ТРАСТ». В настоящее время заявители составом семьи из четырех человек: Троцкий А.Н., Троцкая Н.С. и их несовершеннолетние дети – Т. и Т., 20** г.р. зарегистрированы и проживают в указанной квартире, площадью 39,2 кв. м.. Таким образом, семья Троцких, составом семьи четыре человека, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, является обеспеченной общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина. Таким образом, семья Троцких составом четыре человека в соответствии с положениями ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса РФ, п. 6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 и п. 6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 имеет право на получение социальной выплаты на приобретение или строительства жилья посредством участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года», утвержденной Постановлением администрации г. Ставрополя от 27.09.2010 г. № 2874. Более того, оспариваемым постановлением отменен пункт 95 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 г. № 1094, которым семья Троцких признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, составом семьи из трех человек, тогда как постановлением администрации г. Ставрополя № 2014 от 27.07.2011 г. были внесены изменения и в состав семьи, был включен сын Т., 2011 г.р. Таким образом, семья Троцких была признана нуждающейся на состав семьи из четырех человек и указанное постановление не отменялось и не изменялось. Более того, оспариваемым постановлением семья заявителей исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, лишь по основанию умышленного ухудшения жилищных условий при постановке на учет составом семьи из трех человек, а не по основанию приобретения ими жилого помещения и увеличения состава семьи. Довод представителя администрации г. Ставрополя, о том, что территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в СК даны указания правомерности предоставления социальных выплат молодым семьям, не являются основанием для отказа в иске, поскольку указанный орган праве проверить обоснованность произведенной выплаты, а вопрос нуждаемости молодой семьи в жилом помещении, в том числе и по совершению действий по ухудшению жилищных условий, является компетенцией органа местного самоуправления. Таким образом, постановление главы администрации г. Ставрополя от 17.08.2011 г. № ** в части отмены пункта 95 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 г. № **, на основании которого семья Троцких признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» является незаконным, влечет нарушение требований указанных норм жилищного законодательства и нарушает конституционные права семьи Троцких, состоящей из четырех человек, на жилище, которые в соответствии с положениями ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 имеет право на получение социальной выплаты на приобретение или строительства жилья посредством участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых ей в городе Ставрополе на период 2010 года», утвержденной постановлением администрации г. Ставрополя от 17.12.2009 № **. Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в принятии постановления № ** от 17.08.2011 г. «О внесении изменений в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 24.04.2008 № ** «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы» на основании поданных документов и заявлений» в части отмены пункта 95 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 24.04.2008 г. № ** об исключении семьи Троцкого А.Н. из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе 2006 -2008 г.г.». Обязать администрацию города Ставрополя устранить нарушение прав Троцкого А.Н., Троцкой Н.С., Т. и Т. путем восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» составом семьи четыре человека, с даты подачи заявления в администрацию города Ставрополя - с 28.11.2006 г.. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение суда изготовлено 24 октября 2011 года. Судья Кочеткова С.А. Копия верна Судья Кочеткова С.А.