Решение суда 17.10.2011 г. по иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Корчагина А.О. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя,



№2-1793/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Якименко И.И.,

при секретаре Штифанове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Корчагина А.О. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, третье лицо: Министерство образования СК, министерство финансов СК, Комитет экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя, Министерство строительства и архитектуры СК и Министерства финансов СК в лице Управления Федерального казначейства СК, о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Корчагина А.О. обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Корчагин А.О., 10.11.1991 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ХХХ решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от ХХХ лишена родительских прав, отец ХХХ. умер ХХХ.

Постановлением Главы администрации г. Ставрополя № ХХ от ХХ над Корчагиным А.О. установлена опека ХХ закреплено право пользования жилым помещением по адресу ХХХ.

ХХХ Корчагин А.О. окончил региональный многопрофильный колледж г. Ставрополя по профессии «спасатель», ХХХ был призван на военную службу, ХХ с военной службы уволен, направлен в г. Ставрополь. ХХ года Корчагин А.О. окончил обучение в ХХХ по специальное электромонтер по ремонту электрооборудования.

Постановлением Администрации города Ставрополя от ХХ № ХХ Корчагин А.О. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п.1 ч.1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включен в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Корчагин А.О. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо но договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств, администрация города Ставрополя обязана обеспечить его жильем путем предоставления изолированного, благоустроенного жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, однако свои обязательства администрация г. Ставрополя до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, нарушены жилищные права Корчагина Л.О.

Корчагин Л.О. собственного жилого помещения не имеет, проживает с опекуном. Доказательствами нарушения прав Корчагина А.О. являются: заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося, извещение о принятии на учет, постановление главы г. Ставрополя, сведения ГУП «Крайтехинвентаризация», диплом об образовании, свидетельство о смерти, заявление Корчагина А.О. на имя прокурора района о нарушении его нрав.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Онищенко О.И. исковые требования поддержала основания и требования искового заявления в полном объеме, просила обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Корчагина А.О. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Корчагину А.О. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Лицо, в чьих интересах выступает прокурор, Корчагин А.О., в судебном заседании просил удовлетворить требования, поскольку он находился на иждивении у бабушки, вмести с ней проживал, родителей у него нет, жильем он не обеспечен, по наследству жилья не получал.

Представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Салова З.Г. иска не признала, и в судебном заседании пояснила, что дети сироты ежемесячно становятся на учет. В этом году жильем должны были быть обеспечены около десяти детей. Это дети, которые намного раньше становятся в очередь. Прокуратура предъявляет требования в отношении детей, которые стоят в очереди с 2009-2010 года, однако, имеются дети, которые стоят в очереди с 2006 года. Всех детей сразу обеспечить нельзя. В городе есть 55 детей, у которых есть право на получение жилья, среди них и Корчагин А.О. Он состоит на учете, на основании подданного заявления, его номер в очереди на получение жилья ХХ. В 2011 году субсидии уже выплачены в полном объеме и все заложенные средства потрачены. Просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку администрация города Ставрополя не бездействовала, направляла запросы о предоставлении денежных средств ежегодно. Если будут выделены дополнительные денежные средства, то администрация всех обеспечит жильем. Деньги, которые были выделены, все использованы.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Ставрополя по доверенности Жильникова М.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, пояснив, что в настоящее время имеется 55 детей, у которых возникло право на получение жилья. Среди них есть дети, которые состоят в очереди уже более десяти лет, а прокуратура подает исковые требования, в интересах тех сирот, которых легче разыскать. Им было выделено 15 миллионов рублей 9 из которых уже были потрачены на нужды сирот. Остальные шесть миллионов из федерального бюджета, но они не могут их получить. И эти шесть миллионов пойдут на решения судов, которые уже состоялись в отношении детей сирот и вступили в законную силу. Всего уже двадцать одно решение судов вступивших в законную силу, а выделили нам 15 миллионов и остальные иски не обеспечены денежными средствами.

Представитель третьего лица Министерство строительства и архитектуры СК по доверенности Горелик И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что в настоящее время все деньги, которые были выделены на обеспечение жильем детей, уже потрачены.

Представитель третьего лица Министерства финансов по СК, извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просил вынести решение с его учетом.

Представитель третьего лица Комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся материалам дела.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Корчагин А.О., ХХХ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ХХХ решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от ХХХ лишена родительских прав, отец ХХХ умер ХХХ.

Постановлением Главы администрации г. Ставрополя № ХХХ от ХХХ над Корчагиным Л.О. установлена опека ХХ. закреплено право пользования жилым помещением по адресу ХХХ.

Корчагин А.О. не имеет закрепленного за ним жилого помещения и проживает с опекуном, что не оспаривала в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя.

ХХХ Корчагин А.О. окончил региональный многопрофильный колледж г. Ставрополя по профессии «спасатель», ХХХ был призван на военную службу, ХХХ с военной службы уволен, прибыл в г. Ставрополь. ХХХ года Корчагин А.О. окончил обучение в ХХХ по специальное электромонтер по ремонту электрооборудования.

Постановлением администрации города Ставрополя от ХХХ № ХХХ Корчагин А.О. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п.1 ч.1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включен в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-и в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-и.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч.1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на ею внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Согласно заявлению от ХХХ года, поданного Корчагиным А.О. на имя главы города Ставрополя Пальцева Н.И., просил о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Учитывая то, что Корчагин А.О. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо но договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств, администрация города Ставрополя обязана обеспечить его жильем путем предоставления изолированного, благоустроенного жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, однако свои обязательства администрация г. Ставрополя до настоящего времени не исполнила, в связи с чем нарушены жилищные права Корчагина Л.О.

Статьей 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставро­польского края материальными и финансовыми средствами.

Доводы представителя администрации г. Ставрополя о том, что денежных средств достаточных для приобретения жилых помещений для детей-сирот не выделяется, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Поскольку, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от тех, что обеспечением жильем указанных лиц является расходными обязательствами Ставропольского края. Как установлено в судебном заседании, распорядителями указанных денежных средств являются органы местного самоуправления Ставропольского края, которым выделяются субвенции для данных целей. И хотя их нет в настоящее время они будут заложены в следующий бюджет.

На основании изложенного и ст.ст. 11,57,52 ЖК РФ, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Корчагина А.О. к администрации г. Ставрополя о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья – удовлетворить.

Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Корчагина А.О. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Корчагину А.О. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Судья И.И. Якименко