№2-1412/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 октября 2011 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко, При секретаре Н.С. Назаровой, С участием адвоката Савоськиной Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симанова Н.П., Симановой Т.Е., Симановой А.Н. о признании незаконными постановления главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № … в части, постановления Правительства Ставропольского края от 30 июля 2008 года № … в части, УСТАНОВИЛ: Быстрянцева Л.А., Быстрянцев Е.С., Волкова Н.В., действующая также в интересах несовершеннолетней Волковой А.С., Волкова З.З., Волков С.Н., Покидов Е.Г., Кузнецова Н.П., Симанов Н.П., Симанова Т.Е., Симанова А.Н. обратились в районный суд с заявлением о признании незаконными постановления главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № … «О дополнении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от 1 октября 1981 года № 702» в части включения в Список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих охране как памятников местного и республиканского значения здания, расположенного в г. Ставрополе, ул. … ( лит.А) – военный госпиталь, в котором лечился М.Ю. Лермонтов как памятник 1-ой половины XIX века (п.16 Дополнительного списка к постановлению); и постановления Правительства Ставропольского края от 30 июля 2008 года № 123-п «О внесении изменений в Дополнительный список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники регионального значения, утвержденный постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № 600» в части внесения изменений в Дополнительный список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники федерального и регионального значения, утвержденный постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № 600 и изложения пункта 16 в редакции: «Первый военный госпиталь 1-ая половина XIX века, ул. … ( лит.А)». Определением суда от 6 октября 2011 года заявление Быстрянцевой Л.А., Быстрянцева Е.С., Волковой Н.В., действующая также в интересах несовершеннолетней Волковой А.С., Волковой З.З., Волкова С.Н., Покидова Е.Г., Кузнецовой Н.П. оставлено без рассмотрения. Заявители Симанова Н. П., Симановой Т. Е., Симановой А. Н. в судебное заседание не явились. Представитель заявителей Симанова Н. П., Симановой Т. Е., Симановой А. Н. по доверенности и ордеру адвокат Савоськина Н.Е. поддержала заявленные требования, пояснив, что постановлением Главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 г. № 600 в Список памятников истории Ставропольского края было включено здание, расположенное в г. Ставрополе по ул.. .. – военный госпиталь, в котором лечился М.Ю. Лермонтов как памятник 1-ой половины XIX в (п.16 Дополнительного списка к постановлению). Постановлением Правительства Ставропольского края от 30.07.2008 г. № 123-п здание по ул. … было указано как первый военный госпиталь, памятник 1-ой половины XIX в. Таким образом, заявители являются собственниками квартир в здании, являющимся памятником и культуры Ставропольского края. Фактически, данное здание не представляет никакой исторической ценности. Однако на заявителей возлагаются определенные обязанности и ограничения прав в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Указанные выше нормативные правовые акты были приняты с нарушением закона и подлежат отмене в части отнесения здания по ул. Булкина 13 (литер А) к памятникам истории и культуры Ставропольского края. Сложившиеся правоотношения регулируются действовавшими на тот период нормами Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культур, постановления Совета Министров СССР № 865 от 16.09.1982 г. «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (далее - Положение) и требованиям Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 г. (далее - Инструкция). Из ст. 16 Закона следует, что памятники истории и культуры подлежат государственному учету. Государственный учет памятников истории и культуры включает в себя выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (п. 13 Положения). До решения вопроса о принятии на государственный учет вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, подлежат регистрации государственными органами охраны памятников, согласно правилам п. 18 Положения и пунктов 12, 13 Инструкции, в Списки вновь выявленных объектов в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным правлением при Совете Министров СССР. В соответствии с пунктами 28 и 59 Положения государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством. Порядок и условия использования памятников истории и культуры, устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Указанный порядок соблюден не был. Во-первых, граждане, проживавшие в доме по ул. … (литер А), не были поставлены в известность о том, что дом объявлен памятником регионального значения. Не были составлены и выданы соответствующие охранные документы. При передаче квартир в собственность физическим лицам (приватизации) в соответствующих договорах не содержалось условия о том, что передаваемое недвижимое имущество является памятником истории и культуры, и об имеющихся в связи с этим ограничениях. На здании никогда не было охранной доски. Согласно ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия на здание по ул. … не составлялся и собственникам не вручался. В то же время в связи с принятием Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» на собственников объекта, являющегося памятником возложены определенные обязательства. На заявителей незаконно возложена обязанность полностью реставрировать, ремонтировать и иным образом содержать объект недвижимого имущества по ул. …. Порядок проведения таких работ более сложный и дорогостоящий. В то же время следует учитывать, что дом был построен во II-ой половине XIX в. 1851 г. Изначально указанное здание было торговым амбаром. Заявителем просто не под силу нести бремя ремонта и содержания строения, являющегося памятником истории, на содержание которого государство не выделяет средств. И поскольку дом является памятником, на него не распространяется программа федерального финансирования ремонта жилья. Все расходы, связанные с ремонтом и реставрацией, заявители должны нести самостоятельно. Земельным законодательством также установленные ограничения (ст. 99 ЗК РФ). Следует также отметить, что здание не представляет никакой исторической ценности. В постановлениях оно указано, как памятник 1-оя половины XIX в. - военный госпиталь, в котором лечился М.Ю. Лермонтов. Прежде всего, на основании этого оно было отнесено к памятникам. В действительности здание было возведено в 1851 году, то есть уже во 11-ой половине XIX в. Лермонтов М.Ю.не мог в нем лечиться, поскольку погиб на дуэли в 1841 году. В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного назначения. В связи с изложенным, обжалуемые постановления являются незаконными. Представитель Министерства культуры Ставропольского края и Правительства Ставропольского края по доверенности Шевченко Е.Ф. возражала против заявления, пояснив, что 31.05.1991 г. Президиумом Ставропольского городского Совета народных депутатов было принято решение объявить памятником историко-культурного назначения здание военного госпиталя в котором в 1837 г. лечился М.Ю. Лермонтов, 1-я половина 19 века, по ул. …, и поставить его на государственную охрану. Постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 г. № 600 указанное здание поставлено на государственный учет и охрану как памятник истории. Управлением по охране недвижимых памятников истории и культуры Министерства культуры Российской Федерации согласовано отнесение объектов, указанных в приложениях к решению Ставропольского крайисполкома от 01.10.1981 № 702 и постановлению главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 г. № 600, к объектам культурного наследия местного значения (копия прилагается). Во исполнение статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», министерством культуры Ставропольского края заключены охранные обязательства с собственниками квартир № 17 и № 23 указанного жилого дома. Кроме того, Министерством культуры Российской Федерации в письме от 04.07.2011 г. № 2463-05-5 о порядке исключения объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, даны следующие разъяснения. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации, обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации и заключения государственной историко-культурной экспертизы в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Предусмотренный законом порядок исключения объектов культурного наследия из реестра не может быть заменен исключительно судебным решением, что означает обязательность проведения государственной историко-культурной экспертизы и вынесения соответствующего решения Правительством Российской Федерации. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей Симанова Н. П., Симановой Т. Е., Симановой А. Н., по сути заявления приходит к следующему. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. В соответствии с разъяснениями п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. С доводами представителя заинтересованных лиц о том, что заявителями пропущен установленный законом срок обращения в суд за защитой нарушенного права, суд не может согласиться по следующим основаниям. Как утверждает представитель заявителей, им стало известно о нарушении их прав оспариваемыми постановлениями, когда весной 2011 года застройщиком им было предложено продать принадлежащие им квартиры, тогда им стало известно, что здание, в котором находится принадлежащая заявителям квартира, относится к памятникам истории и культуры, в связи с чем имеются существенные ограничения и заявители не могут произвольно распоряжаться принадлежащей им квартирой. Представителем заинтересованных лиц не представлено доказательств обратного. Исходя из положений ст. 256 ГПК РФ, не имеет правого значения дата опубликования в установленном законом порядке обжалуемого постановления Правительства Ставропольского края от 30 июля 2008 года № 123-п. 31.05.1991 г. Президиумом Ставропольского городского Совета народных депутатов принято решение объявить памятником историко-культурного назначения здание военного госпиталя, в котором в 1837 г. лечился М.Ю. Лермонтов, 1-я половина 19 века, по ул. Булкина, 13, и поставить его на государственную охрану. На основании данного решения составлен Паспорт истории и культуры СССР, Минкультуры РФ, в отношении данного здания, в котором отражено наименование памятника, датировка, технические характеристики, исторические сведения, сведения о перестройках, реставрационных работах, библиография, архивные источники, балансовая принадлежность. Постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 г. № 600 «О дополнении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от 1 октября 1981 года № 702» в Список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих охране как памятников местного и республиканского значения, включено здание, расположенное в г. Ставрополе, ул. … ( лит.А) – военный госпиталь, в котором лечился М.Ю. Лермонтов как памятник 1-ой половины XIX века (п.16 Дополнительного списка к постановлению). Управлением по охране недвижимых памятников истории и культуры Министерства культуры Российской Федерации 8 декабря 1998 года письмом № 1388-30-14 согласовано отнесение объектов, указанных в приложениях к решению Ставропольского крайисполкома от 01.10.1981 № 702 и постановлению главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 г. № 600, к объектам культурного наследия местного значения. На тот период действовали нормы Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культур, Постановления Совета Министров СССР № 865 от 16.09.1982 г. «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (и Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 г. (далее - Инструкция). Из ст. 16 Закона следует, что памятники истории и культуры подлежат государственному учету. Государственный учет памятников истории и культуры включает в себя выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (п. 13 Положения). Данный порядок при принятии обжалуемых постановлений был соблюден, что подтверждается представленным Паспортом на памятник истории и культуры - военный госпиталь по ул. … г. Ставрополя и согласованием Управления по охране недвижимых памятников истории и культуры. В соответствии с пунктами 28 и 59 вышеуказанного Положения государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством. Само по себе отсутствие или наличие охранной доски на памятнике истории не может служить опровержением или подтверждением соблюдения требований закона о соблюдении требований законодательства об отнесении выявленного памятника в объектах культурного наследия. Постановлением Правительства Ставропольского края от 30 июля 2008 года № 123-п «О внесении изменений в Дополнительный список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники регионального значения, утвержденный постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № 600» внесены изменения в Дополнительный список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники федерального и регионального значения, утвержденный постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № 600, пункт 16 изложен в редакции: «Первый военный госпиталь 1-ая половина XIX века, ул. … (лит. А)». Во исполнение статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», министерством культуры Ставропольского края заключены в 2007 и 2010 года охранные обязательства с собственниками квартир № … и № … указанного жилого дома. Тот факт, что с заявителями такого охранного обязательства при заключении договора приватизации между заявителями и администраций г. Ставрополя подписано не было, не может служить основаниями для признания недействительным (незаконным) обжалуемых постановлений. Статья 48 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Принимая во внимание, что при оформлении охранного свидетельства на данный жилой дом по ул. … г. Ставрополя, в том числе и на квартиру № …, необходимо включение всего памятника истории и культуры в Реестр, в связи с чем должны быть изготовлены документы согласно ст.17 ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов РФ», в том числе технических документов всего объекта памятника истории и культуры, включая его охранную зону, а также земельного участка, занимаемого данным памятником; учитывая наличия нескольких собственников и пользователей помещений в данном жилом доме, суд считает, что Министерство культуры Ставропольского края обладает полномочиями по выполнению данных функций. В связи с чем, данный государственный орган вправе обратиться в суд с понуждением собственников и пользователей помещений в жилом доме № … по ул. … г. Ставрополя, в том числе квартиры № …, по оформлению документов о принятии заявителями обязанностей по охране данного памятника истории и культуры. С доводами представителя заявителя о том, что здание по ул. … г. Ставрополя не представляет никакой исторической ценности, суд не может согласиться, поскольку достоверных и допустимых доказательств в их подтверждение не представлено. Более того, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации, обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации и заключения государственной историко-культурной экспертизы в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Согласно Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, государственная историко-культурная экспертиза на предмет исключения объекта культурного наследия из реестра проводится экспертной комиссией, в составе не менее трех экспертов, аттестованных Аттестационной комиссией Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) в период до 08.02.2011 г. В соответствии с п. 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора с экспертом, заключённого в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Акт (заключение) государственной историко-культурной экспертизы об исключении из реестра объекта культурного наследия, протоколы заседаний экспертной комиссии представляются в Минкультуры России. Для подготовки проекта соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации необходимы также материалы фотофиксации объекта, при изменении адреса объекта культурного наследия после его отнесения к памятникам истории и культуры - документ, подтверждающий соответствие адресов, в случае исключения из реестра объекта культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения - заверенная Министерством культуры Ставропольского края копия решения органа государственной власти Ставропольского края об отнесении объекта к памятникам истории и культуры местного или регионального значения. Таким образом, в случае, если действительно здание по ул. … г. Ставрополя не имело или утратило свою историческую ценность, заявителями избран не надлежащий способ защиты своих прав. Заявители в своем заявлении приводит доводы о том, что оспариваемые постановления ущемляют их права, поскольку в результате признания здания по ул. … г. Ставрополя памятником истории и культуры на них наложены дополнительные обязательства и ограничения. Тот факт, что обжалуемые постановления затрагивают права и интересы заявителей, представителем заинтересованных лиц не оспариваются. Исходя из изложенного, судом не установлено обстоятельств, дающих оснований полагать, что оспариваемые постановления в момент их принятия не соответствовали требованиям закона. При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявления Симанова Н. П., Симановой Т. Е., Симановой А. Н. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-256 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Симанова Н.П., Симановой Т.Е., Симановой А.Н. о признании незаконными: - постановления главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № 600 «О дополнении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от 1 октября 1981 года № 702» в части включения в Список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих охране как памятников местного и республиканского значения здания, расположенного в г. Ставрополе, ул. … ( лит.А) – военный госпиталь, в котором лечился М.Ю. Лермонтов как памятник 1-ой половины XIX века (п.16 Дополнительного списка к постановлению); - постановления Правительства Ставропольского края от 30 июля 2008 года № 123-п «О внесении изменений в Дополнительный список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники регионального значения, утвержденный постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № 600» в части внесения изменений в Дополнительный список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники федерального и регионального значения, утвержденный постановлением главы администрации Ставропольского края от 1 ноября 1995 года № 600 и изложения пункта 16 в редакции: «Первый военный госпиталь 1-ая половина XIX века, ул. … ( лит.А)»- оставить без удовлетворения. Мотивированное решение составлено 12 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И.Шевченко