Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ставрополь 01 ноября 2011 года Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейникова А.А., при секретаре Умаровой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Головлева В.И. об оспаривании действий органов местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л : Головлев В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления, обосновав свои требования тем, что, заявитель Головлев В.И. 08.11.2010 г. обратился с заявлением в Администрацию города Ставрополя, в котором просил обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 1390 кв.м. для строительства торгово-гостиничного комплекса по адресу: ----------- Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ----- была утверждена распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 07.02.2011 г. № 107 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане». Согласно выданному акту №12 от 07.02.2011 г. о выборе земельного участка за счет заявителя было обеспечено согласование места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с соответствующими организациями. 18 марта 2011 г. в газете «Вечерний Ставрополь» размещено информационное сообщение из которого следует, что администрация города Ставрополя информирует жителей города о возможном предоставлении земельного участка площадью 1390 кв.м. для размещения торгово-гостиничного комплекса ---------- Согласно Уведомлению об отказе в оформлении документов о выборе земельного Считая, что действия администрация города Ставрополя, выразившиеся в принятии решения в виде уведомления об отказе Администрации города Ставрополя в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 04.10 2011 г. являются незаконными, заявитель обратился в суд. Заявитель Головлев В.И. заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем и просил суд признать действия Администрации города Ставрополя, выразившиеся в принятии решения в виде уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги о выборе земельного участка площадью 1390 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса по адресу: г ----------- –незаконными и обязать Администрацию города Ставрополя принять решение о предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса и утверждении акта о выборе земельного участка, площадью 1390 кв.м. по адресу: --------- В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица -администрации города Ставрополя, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте, времени слушания дела, об уважительности причин неявки не сообщил, возражения относительно заявленных требований не представил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Суд с учетом мнения заявителя Головлева В.И. счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишегося представителя администрации города Ставрополя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ по имеющимся в деле доказательствам. Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя. Судом установлено, что Головлев В.И. 08.11.2010 г. обратился с заявлением в Администрацию города Ставрополя, в котором просил обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 1390 кв.м. для строительства торгово-гостиничного комплекса по адресу: ----------- Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ------ была утверждена распоряжением Заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 07.02.2011г. № 107- ----------- «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане». Согласно выданному акту №12 от 07.02.2011 г. о выборе земельного участка за счет заявителя было обеспечено согласование места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с соответствующими организациями. 18 марта 2011 г. в газете «Вечерний Ставрополь» размещено информационное сообщение из которого следует, что администрация города Ставрополя информирует жителей города о возможном предоставлении земельного участка площадью 1390 кв.м. для размещения торгово-гостиничного комплекса, ----------- Согласно Уведомлению об отказе в оформлении документов о выборе земельного Считая, что действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в принятии решения в виде уведомления об отказе Администрации города Ставрополя в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 04.10 2011г. являются незаконными заявитель обратился в суд. Так, решение Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011г.№84 не содержит указания на то, что оно распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, а обязанность Администрации города Ставрополя по принятию соответствующего решения возникла до введения в действие названного правового акта. Поэтому в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса РФ нормы указанного Решения не подлежат применению при регулировании правоотношений, возникших между заявителем и органом местного самоуправления. Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей * территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ). Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка и принятию соответствующего решения возложена на орган местного самоуправления. При этом - нормы Земельного кодекса РФ не содержат конкретного срока для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает Администрацию города Ставрополя от принятия соответствующего решения в разумный и обоснованный срок, что в свою очередь Администрацией сделано не было, уведомление об отказе в оформлении документов Головлева В.И. было получено по происшествию 11 месяцев. Кроме того, при обращении с заявлением о выборе земельного участка заявителем были выполнены все требования, предусмотренные действовавшим законодательством. По состоянию на 07.02.2011 г. акт о выборе земельного участка согласован со всеми инженерно-техническими службами, однако решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, Администрацией принято не было. Заявитель Головлев В.И. в обоснование своих требований указывает, что администрацией допущены незаконные действия, выразившиеся в принятии решения в виде уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги о выборе земельного участка площадью 1390 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса по адресу: г ------------ которые не соответствуют положениям приведенных выше правовых норм и нарушает его законные права и интересы. Согласно требованиям ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Представителями администрации г. Ставрополя не представлены относимые и достоверные возражения по поводу заявленных Головлевым В.И.. требований. Как указано выше, представитель администрации города Ставрополя, извещенный судом надлежащим образом в суд не явился, возражений относительно заявленных требований не представил. С учетом установленных судом обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в отказе Головлеву В.И. в предоставлении муниципальной услуги о выборе земельного участка площадью 1390 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса по адресу: --------- - суд находит не законными, нарушающими законные права заявителя. В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение прав Головлева В.И. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Головлева В.И. об оспаривании действий органов местного самоуправления - удовлетворить. Признать действия Администрации города Ставрополя, выразившиеся в принятии решения в виде уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги о выборе земельного участка площадью 1390 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса по адресу: ---------- - незаконными. Обязать Администрацию города Ставрополя принять решение о предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса и утверждении акта о выборе земельного участка, площадью 1390 кв.м. по адресу: ------------ Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья А.А. Коробейников
участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 04.10.2011 г.,
исходящий номер 09/02-01/1-4781 Головлеву В.И. было отказано в предоставлении муниципальной услуги о выборе земельного участка площадью 1390 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса по адресу ----------, поскольку в
соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011г.№84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» предоставление земельных участков на территории города Ставрополя для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, осуществляется исключительно на торгах в случае размещения на них объектов торговли гостиничного хозяйства.
участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 04.10.2011г.,
исходящий номер 09/02-01/1-4781 Головлеву В.И. было отказано в предоставлении муниципальной услуге о выборе земельного участка площадью 1390 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-гостиничного комплекса по адресу: --------- поскольку в
соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011г.№84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» предоставление земельных участков на территории города Ставрополя для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, осуществляется исключительно на торгах в случае размещения на них объектов торговли гостиничного хозяйства.