Решение суда 28.10.2011 г. по заявлению Турченко А.А.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кочетковой С.А.

при секретаре Валимухаметовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Турченко А.А. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л :

Администрацией г. Ставрополя Турченко А.А. 22.09.2011 г. было отказано в оформлении документов о выборе земельного участка, площадью 1000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-офисного здания по ул. М, в районе жилого дома № * г. Ставрополя. Считая отказ незаконным, Турченко А.А. обжаловал его в суд, просил признать решение об отказе незаконным и возложить на Администрацию г. Ставрополя обязанность предоставить указанный земельный участок.

В судебное заседание Турченко А.А. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заявителя по доверенности Красноярова Н.В. в судебном заседании заявленные требования уточнила и просила признать незаконным отказ в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения и возложить на Администрацию г. Ставрополя обязанность предоставить земельный участок, площадью 720 кв.м. для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. М., в районе жилого дома № * г. Ставрополя, ссылаясь на то, что заявитель 15 декабря 2010 года обратился в МУ «Архитектурно-строительный заказ администрации города Ставрополя» (МУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно в городе Ставрополе» о предоставлении земельного участка общей площадью 1000 кв.м. для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предприятия торговли (торгово-офисного здания), расположенного по ул. М., в районе жилого дома № * в городе Ставрополе.

9 марта 2011 года Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя было подготовлено градостроительное заключение № ** о возможности предоставления земельного участка для вышеуказанного вида использования площадью 720 кв.м. при условии согласования с заинтересованными службами города.

18 июля 2011 г. была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала, которая была утверждена распоряжением заместителя Главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя 22 сентября 2011 года за № 1952-р.

Уведомлением за № 09/02-01/1-4592 от 22.09.2011 г. администрации города Ставрополя ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, по основанию того, что согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ.

Однако, заявление о предоставлении вышеуказанных услуг было подано им 15 декабря 2010 г., а решение Ставропольской городской Думы № 84 принято 29 июня 2011 г. то есть, только через 6,5 месяцев после подачи его заявки.

Согласно Регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 г. № 691 администрация должна принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и вручить его заказчику через 85 рабочих дней с момента подачи заявления, то есть, не позднее 10 мая 2011 года.

Таким образом, на момент подачи им заявления и срока, в который администрацией должно было быть принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, решение Думы принято не было и в силу ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения в действие принятого акта.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела (л.д. 23).

Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил заявленные требования оставить без удовлетворения, пояснив, что заявителю администрацией г. Ставрополя обосновано отказано в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения, поскольку согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, оснований для оформления документов о выборе земельного участка, не имеется.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что требования Турченко А.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). При этом, законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по формированию земельного участка.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции от 21.07.2011 г.) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ для их формирования: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 1.2 ч. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а так же земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ Администрации г. Ставрополя является незаконным.

Согласно Регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 г. № 691 администрация должна принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и вручить его заказчику через 85 рабочих дней с момента подачи заявления, то есть, не позднее 10 мая 2011 года.

Судом, с достоверностью установлено, что в 09 декабря 2010 года Турченко А.А. обратился с заявлением в администрацию г. Ставрополя о предоставлении земельного участка, для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. М., в районе жилого дома № * г. Ставрополя.

Доводы представителя Комитета градостроительства о том, что Турченко А.А. было подано заявление о предоставлении земельного участка без предварительного согласования объекта, не состоятельны, поскольку, Комитетом представлено заявление-заказ Турченко А.А. от 15 декабря 2010 г., в котором указано, что он просит предоставить земельный участок и согласовать место расположения объекта под торгово-офисные помещения.

9 марта 2011 года управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя было утверждено градостроительное заключение № ** о возможности предоставления земельного участка для вышеуказанного вида использования площадью 720 кв.м. при условии согласования с заинтересованными службами города.

18 июля 2011 г. была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала, которая была утверждена распоряжением заместителя Главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя 22 сентября 2011 года № **.

Однако, после оформления указанных документов и их согласований заявителю 22.09.2011 г. было отказано в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения земельного участка, площадью 720 кв.м. для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. М., в районе жилого дома № * г. Ставрополя.

Судом установлено, что администрацией г. Ставрополя в установленный регламентом срок, то есть, до 10 мая 2011 года не принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, и он не вручен заявителю.

Решение Думы принято 29 июня 2011 года, то есть, позже срока, отведенного для принятия решения по заявлению Турченко А.А. о согласовании акта выбора земельного участка.

По смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.

Принимая во внимание, что решение Думы от 29 июня 2011 г. № 84 вступило в законную силу после официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь» № ** от 05.07.2011 года, суд считает, что оспариваемый отказ администрации г.Ставрополя обоснован нормами права, несуществующими (неопубликованными) на дату реализации заявителем права на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года № 456-0 разъяснено: «...в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо Данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм...»

В связи с изложенным, суд считает, что отказ администрации г. Ставрополя Турченко А.А. в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-офисного здания, является незаконным.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховною суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В связи с чем, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность оформить Турченко А.А. документы о предоставлении земельного участка и согласовании места размещения объекта.

Суд считает, что требования заявителя о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности принять решение о предоставлении земельного участка, площадью 720 кв.м. для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. М., в районе жилого дома № * г. Ставрополя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать отказ Администрации города Ставрополя в оформлении Турченко А.А. документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-офисного здания по ул. М., в районе жилого дома № * г. Ставрополя – незаконным.

Обязать Администрацию города Ставрополя оформить Турченко А.А. документы о предоставлении земельного участка и согласовании места размещения объекта.

Требования Турченко А.А. о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности принять решение о предоставлении земельного участка, площадью 720 кв.м. для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. М., в районе жилого дома № * г. Ставрополя – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 01 ноября 2011 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.