Решение суда 01.11.2011 г. по иску Кулешова А.И. к Министерству внутренних дел РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года г. Ставрополь

Октябрьского районного суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

при секретаре Валимухаметовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кулешова А.И. к Министерству внутренних дел РФ о признании действий незаконными и возмещении вреда, причиненного здоровью.

У С Т А Н О В И Л :

Кулешов А.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел РФ о признании незаконными действий, выразившихся в отказе выплаты ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда, причиненного здоровью, возложении обязанности назначить выплату ежемесячной денежной компенсации, исходя из ежемесячного денежного содержания, начиная с даты обращения в суд, ссылаясь на то, что он являлся сотрудником органов внутренних дел. В 1995 г. при исполнении служебных обязанностей получил травму, в результате чего, потерял 95 % трудоспособности. Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о болезни от 23.10.1995 г. № 3939 и заключением ВВК ГУВД по СК. Он является инвалидом 2 группы, с 29.11.2000 г. инвалидность установлена – бессрочно.

В ноябре 1995 г. был уволен из органов МВД РФ по состоянию здоровья в звании подполковника милиции.

В июне 2011 г. он обратился к Министру внутренних дел РФ с заявлением о назначении выплаты ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью.

В соответствии с ответом МВД РФ от 19.07.2011 г. № 31К-1835, ему отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью на основании того, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств, в том числе и при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции, возмещается по правилам, установленным главой 59 ГК РФ, которыми не предусмотрено возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя.

Отказ МВД РФ в предоставлении данных выплат противоречит действующему законодательству и позиции Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ по данному вопросу и нарушает его права.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснив, что он просит признать незаконным отказ в назначении пособия и обязать МВД признать его право на выплату ежемесячной компенсации вреда здоровью, исковых требований о взыскании суммы компенсации вреда здоровью за период до обращения в суд, не заявляет.

Представитель ответчика Министерства Внутренних дел РФ и третьего лица ГУ МВД России по СК по доверенности Зайцев А.С. в судебном заседании исковые требования, заявленные к Министерству Внутренних дел РФ не признал, просил оставить их без удовлетворения, пояснив, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств, в том числе и при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции, возмещается по правилам, установленным главой 59 ГК РФ, которые не предусматривают возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя.

При этом, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» обязанность по возмещению вреда в полном объёме на органы внутренних дел также не возложена.

Полное возмещение вреда государством (в лице федеральных органов исполнительной власти) возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью имело место в результате виновных противоправных действий должностных лиц органов внутренних дел, других государственных органов.

Часть 4 статьи 29 Закона «О милиции» предусматривала выплату сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 13-П признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, её статьям 7, 19 и 39, часть четвёртая статьи 29 Закона «О милиции» в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьёй 1084 ГК РФ - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц.

При этом, норма части 4 статьи 29 Закона «О милиции», как было отмечено Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 13-П, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая находится за рамками граждански - правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Согласно пунктам 22, 23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утверждённой приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 805, денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью, выплачивается сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья.

Верховным Судом Российской Федерации установлено, что право сотрудников органов внутренних дел на возмещение вреда, причинённого здоровью, в частности на получение в качестве дополнительной гарантии сотрудником ежемесячной компенсации за причинённый вред здоровью, регламентировано нормами специального законодательства (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 37-В09-10, от 09.04.2010 г. № 15-В10-1, от 30.04.2010 г. № 83-В10-1).

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации 17 мая 2011 г. (определение № 8-П) были нормы статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с этим указанное определение к рассматриваемому спору отношения не имеет.

Суд, выслушав стороны, их представителей, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а так же основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы и членов их семей определяются Федеральным законом № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» и в соответствии с Конституцией РФ.

Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда, определены главой 59 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданину, а так же вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств регулируется статей 1084 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В судебном заседании установлено, что в 1995 г. при исполнении служебных обязанностей Кулешов А.И. получил травму, в результате чего, потерял 95 % трудоспособности. Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о болезни от 23.10.1995 г. № 3939 и заключением ВВК ГУВД по СК. Он является инвалидом 2 группы, с 29.11.2000 г. инвалидность установлена – бессрочно.

Кулешов А.И. в ноябре 1995 г. был уволен из органов МВД РФ по состоянию здоровья в звании подполковника милиции.

В июне 2011 г. истец обратился к Министру внутренних дел РФ с заявлением о назначении выплаты ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью.

В соответствии с ответом МВД РФ от 19.07.2011 г. № 31К-1835, истцу отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью на основании того, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств, в том числе и при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции, возмещается по правилам, установленным главой 59 ГК РФ, которыми не предусмотрено возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» дал следующие разъяснения. Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Объем и характер возмещения этого вреда военнослужащим определен в статьях 16 и 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Положениями указанных статей базового закона не предусматривается выплата ежемесячной денежкой компенсации вреда здоровью в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь.

Таким образом, гарантии, установленные Гражданским кодексом РФ, относительно возмещения причиненного здоровью вреда, превышают в данной части размер ответственности, предусмотренный законом.

Кроме того, в определении Конституционного суда РФ от 11 июля 2006 года № 276-0 отражена следующая правовая позиция. По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие ее, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается правовой статус этих лиц, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним; обязанности, возлагаемые на лиц, несущих такого рода службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях» в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», "м") Конституции РФ - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

В таком случае отсутствие аналогичного механизма компенсации ущерба здоровью - возмещения утраченного им заработка, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» не может ограничивать право военнослужащего на данную компенсацию в размере и виде, предусмотренном для остальных категорий граждан.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно-врачебной комиссии, а в необходимых случаях и заключения соответствующих экспертов.

В данном случае причинная связь между заболеванием Кулешова А.И. и исполнением им обязанностей военной службы подтверждается свидетельством о болезни № 399 от 23 октября 1995 г., выданном на основании заключения военно-врачебной комиссии УВД Ставропольского края, а также справкой об инвалидности, где причиной инвалидности также значится «получение травмы при исполнении служебных обязанностей».

Доводы представителя ответчика о том, что полное возмещение вреда государством возможно лишь тогда, когда причинения вреда здоровью имело место в результате виновных противоправных действий должностных лиц органов внутренних дел, других государственных органов, не состоятельны, поскольку Постановлением Конституционного суда № 13П от 15 июля 2009 г. «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 29 Закона РФ «О милиции» и ст. 1084 ГК РФ в связи с запросами Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода» постановлено:

Признать не противоречащей Конституции Российской Федерации часть четвертую статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции», поскольку она - по своему конституционно- правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл указанных законоположений исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 и 39, часть четвертую статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, -позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц.

Так же не состоятельны доводы представителя ответчика о том, что согласно п.п. 22,23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утверждённой приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 805, денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью, выплачивается сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья, поскольку, согласно решения Верховного суда РФ № ГКПИ 2001-1923 от 10 июня 2002 г., установлено, что, согласно пункта 21 указанной Инструкции при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности ведущими к досрочному увольнению со службы в органах Внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещении вреда, причиненного его здоровью.

Пункт 23 Инструкции носит уточняющий характер и предусматривает, что сумма возмещение вреда выплачивается так же и в период назначения пенсии по инвалидности в течение всего срока, на который она установлена. Указанный пункт 23 Инструкции не препятствует обращению за выплатой сумм в возмещении вреда жизни или здоровью гражданина, и в случаях, когда пенсия по инвалидности не назначена.

На основании изложенного суд, приходит к выводу о наличии у Кулешова А.И. законного основания получать месячную денежную компенсацию вреда здоровью, предусмотренную ст.ст. 1084-1086 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Кулешова А.И. – удовлетворить.

Признать действия Министерства внутренних дел РФ, выразившиеся в отказе в выплате ежемесячной денежной компенсации вреда, причиненного здоровью, в соответствии со ст. 1084-1086 Гражданского кодекса РФ - незаконными.

Обязать Министерство внутренних дел РФ обеспечить выплату Кулешову А.И. ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью, исходя из размера ежемесячного денежного содержания с 05 сентября 2011 года (с даты обращения в суд).

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 07 ноября 2011 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.