РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 ноября 2011 года город Ставрополь. Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейникова А. А., при секретаре Умаровой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Злого В.Е.об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность. УСТАНОВИЛ: Злой В.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Ставрополя в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: г. ------- и понуждении администрации города Ставрополя принять решение о предоставлении указанного земельного участка, обосновав свои требования тем, что он является военнослужащим, проходившим военную службу в Демократической Республике Афганистан, а также на территории Чеченской республики в составе Федеральных войск. В начале 2009 года он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». Письмом от 20.04.2010 № 09/02-01/5-1485 исх. Комитет градостроительства администрации города Ставрополя уведомил заявителя о постановке его, как участника боевых действий, на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков. Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя подготовлено и утверждено градостроительное заключение от 09.02.2011 № 777 о возможности предоставления Злому В. Е. земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. ------- Уведомлением от 05.09.2011 № 09/02-01/1-4398 администрация сообщила Злому В. Е. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с вступлением в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», изменившего основания предоставления в собственность земельных участков льготным категориям граждан. С отказом в предоставлении ему в собственность земельного участка со ссылкой на новый Закон, не согласен. Заявитель, полагает, что отказ заместителя главы администрации города Ставрополя в предоставлении ему земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство является незаконным, нарушающим его права. В судебном заседании представитель заявителя - Злого В. Е.- Галушка В. А., действующая по доверенности от 06.10.2011 года требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации города Ставрополя Якимов А.А., действующий по доверенности от 13.03.2011 года возражал против удовлетворения заявленных требований Злого В. Е. по основаниям, изложенным в письменных возражениях и просил суд в удовлетворении требований отказать. Заявитель Злой В.Е. просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя. В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Судом установлено, что Злой В.Е.является военнослужащим, проходившим военную службу в Демократической Республике Афганистан, а также на территории Чеченской республики в составе Федеральных войск. В начале 2009 года он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». Письмом от 20.04.2010 № 09/02-01/5-1485 исх. комитет градостроительства администрации города Ставрополя уведомил заявителя о постановке его, как участника боевых действий, на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков. Уведомлением МУ «Архитектурно-строительного заказа г.Ставрополя от 09.10.2009 года № 09/2-03-02/1432 заявителю было предложено для рассмотрения вопроса о принадлежности к категории, имеющей право на получение земельного участка и дальнейшего оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, представить документы; копию паспорта, военного билета, удостоверение ветерана боевых действий. Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя подготовлено и утверждено градостроительное заключение от 09.02.2011 № 777 о возможности предоставления Злому В. Е. земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: -------- Распоряжением руководителя комитета градостроительства ------. от 07.06.2011 № 1359-р была утверждена схема расположения указанного земельного участка в кадастровом плане территории кадастрового квартала. Заявителем был произведено межевание указанного выше земельного участка (межевой план от 08.07.2011) и постановка на кадастровый учет. На проведение землеустроительных работ было затрачено 3930,70 рублей. Земельный участок, расположенный по адресу: ------ внесен в государственный кадастр недвижимости 27.07.2011 года и присвоен кадастровый номер ------- выдан кадастровый паспорт. Вместе с тем, уведомлением от 05.09.2011 № 09/02-01/1-4398 администрация сообщила Злому В. Е. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с вступлением в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», изменившего основания предоставления в собственность земельных участков льготным категориям граждан. Из указного уведомления видно, что Злому В. Е. отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с отсутствием документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что правоотношения заявителя с администрацией города Ставрополя по вопросу предоставления ему в собственность земельного участка бесплатно под индивидуальное жилищное строительство возникли до принятия нового Закона Ставропольского края от 12.04.2010 г № 21-КЗ «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», которым ухудшается положение заявителя и нарушаются его права. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч. 2 ст. 32 ЗК РФ). Согласно ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз (в редакции от 29.12.2008 № 100-кз) земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков: для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. На момент принятия заявления Злого В.Е. в администрации города Ставрополя действовал Закон Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-КЗ «Об управлении распоряжении землями в Ставропольском крае», статьей 18. которого не требовалось предоставления документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении и проживание в населенном пункте не менее трех лет (в редакции от 29.12.2008 № 100-кз). На дату подачи заявления не существовало опубликованного в установленном порядке закона, предусматриваемого обязательное предоставление документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении и проживание в населенном пункте не менее трех лет. Такое дополнительное требование возникло на основании нового закона - Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», вступившего законную силу через 10 дней после дня его официального опубликования (п. 1 ст. 25 Закона). Данный Закон был опубликован в газете «Ставропольская правда» № 74, 14.04.2010 года, в «Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края», 15.05.2010 года № 7, ст. 8671. В соответствии со ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Законом Ставропольского края от 12.04.2010 г № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» прямо не предусмотрено распространение его действия на правоотношения, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства -военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. В п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 года №17-П разъяснено: «...Согласно статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются. Исходя из этого конституционного требования законодатель в Федеральном законе от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» определил общие правила вступления законов в силу. В соответствии с ними на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. По смыслу Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), таможенном (статья 234 Таможенного кодекса Российской Федерации), уголовном (статья 6 Уголовного кодекса РСФСР) законодательстве». Суд считает, что оспариваемый отказ администрации города Ставрополя обоснован нормами права, не существующими (неопубликованными) на дату реализации заявителем права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Более того, дополнительные требования, установленные ст. 12 данного Закона ухудшают положение Злого В. Е. и лишают его права на бесплатное приобретение земельного участка в собственность, возникшего на основании ст. 29 ЗК РФ, п. 2 ст. 209, п. З ст.212, ст. 217, п. 2 ст. 218 ГК РФ, ст.18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз (в редакции от 29.12.2008 № 100-кз). В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 23.03.2010 года № 410-О-О разъяснено, что порядок действия во времени норм гражданского законодательства (в том числе статьи 218 ГК Российской Федерации) устанавливается в статье 4 ГК РФ. В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года № 456-О разъяснено: «...в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм...» Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", «придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано». В данном случае, придание органом местного самоуправления обратной силы закону обусловлено неисполнением этим же органом в срок требований ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, ибо в случае надлежащего исполнения указанных требований иные основания для отказа отсутствовали. Следует так же учесть, что распоряжение заместителя главы администрации города Ставрополя (руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) 07.06.2011 года № 1359-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», которым определен для предоставления земельный участок, расположенный по адресу: --------, никем не оспорено и не отменено. Равно как никем не оспорена и не отменена постановка данного земельного участка на кадастровый учет с выдачей кадастрового паспорта. Следовательно, земельный участок, подлежащий передаче Злому В. Е. бесплатно в собственность, уже был индивидуализирован и идентифицирован на местности. Заявителем затрачены денежные средства на оформление данного конкретного земельного участка в собственность. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ бремя доказывания законности оспариваемого акта или действия (бездействия), а так же отсутствия или наличия обстоятельств, которые согласно действующему законодательству являются основанием для принятия того или иного акта и для совершения правоприменительных действий, возложено на орган, принявший оспариваемый акт, на органы и лиц, совершивших оспариваемое действие (бездействие). Представителем администрации г.Ставрополя не представлено относимых, достоверных, допустимых доказательств послуживших правомерности принятого решения. Учитывая обстоятельства дела, суд находит несостоятельными доводы представителя администрации г. Ставрополя в части возражений против заявленных требований. На основании изложенного суд считает отказ администрации В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку, предоставление земельных участков на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение прав Злого В.Е.., а именно обязать администрацию г. Ставрополя в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении Злому В.Е. в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: ------------ Руководствуясь ст.ст.194-199, 245-246, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Злого В.Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления, действия (бездействия) должностного лица- удовлетворить Признать отказ администрации города Ставрополя в предоставлении Злому В.Е. в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: -------------, выраженное в уведомлении от 05.09.2011 № 09/02-01/1-4398- незаконным. Обязать администрацию города Ставрополя в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении Злому В. Е. в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: --------- Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней. Судья А. А. Коробейников. копия верна: Судья А.А.Коробейников.
города Ставрополя в лице заместителя главы администрации города Ставрополя в предоставлении Злому В. Е. земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство незаконным, нарушающим общеправовые принципы справедливости и действия законов во времени, права и законные интересы (законные ожидания) заявителя, а так же создающим препятствие к осуществлению заявителем как ветераном боевых действий права на бесплатное приобретение земельного участка в собственность для ИЖС и находит законные основания для удовлетворения заявления Злого В.Е.