№2-1318/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2011 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующего судьи Шевченко Ю.И. при секретаре Назаровой Н.С., с участием прокурора Чепурной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Комитету финансов и бюджета администрации г. Ставрополя, Ставропольской городской Думы о признании бездействия администрации г. Ставрополя по не обеспечению развития сети дошкольных образовательных учреждений незаконным, об обязании администрацию г. Ставрополя в срок до 1 июля 2013 года обеспечить предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения дошкольных образовательных учреждений и увеличения мест в существующих дошкольных образовательных учреждениях, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Комитету финансов и бюджета администрации г. Ставрополя о признании бездействия администрации г. Ставрополя по не обеспечению развития сети дошкольных образовательных учреждений незаконным; об обязании администрации г. Ставрополя в срок до 31 декабря 2013 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя и увеличения мест в существующих дошкольных образовательных учреждений Октябрьского района г. Ставрополя, несовершеннолетним, состоящим на регистрационном учете в управлении образования администрации г. Ставрополя и имеющим право на устройство в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ путем предоставления им мест в МДОУ, исходя из потребности населения Октябрьского района г. Ставрополя. Определением суда от 12 октября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Ставропольская городская Дума. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Чепурная Н.А. поддержала исковые требования, пояснив, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в Октябрьском районе г. Ставрополя функционирует 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (№№ 22, 27, 43, 51, 61, 164). Проектная мощность каждого учреждения рассчитана на 975 мест, фактическая наполняемость на 01.01.2010 г. составила 1393 ребенка; на 01.01.2011 - 1396 детей. В управлении образования администрации города Ставрополя на регистрационном учете на 31.12.2008 состояло 8978 детей от 0 до 6 лет; на 31.12.2009 - 9567 детей, на 31.12.2010 - 11495 детей. Таким образом, потребность в предоставлении дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Октябрьского района т. Ставрополя ежегодно растет. На 09.06.2011 по Октябрьскому району г. Ставрополя на регистрационном учете состояло 1677 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Из них от 0 до 1 года 125 детей, с 1 до 2 лет - 264 ребенка, с 2 до 3 лет 504 ребенка, с 3 до 4 лет 350 детей, с 4 до 5 лет 112 детей, с 5 до 6 лет 76 детей, с 6 до 7 лет 46 детей. На 09.06.2011 676 детей не устроены в дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием свободных мест. Для удовлетворения потребностей детей в дошкольном образовании в Октябрьском районе г. Ставрополя необходимо дополнительное количество мест: для детей от 1,5 до 2 лет - 51 место, от 2 до 3 лет - 356, от 3 до 4 лет 223, от 4 до 5 лет - 46. С данной целью необходимо открыть 3 дошкольных образовательных учреждения с проектной мощностью 250 мест каждое. В настоящее время в городе Ставрополе реализуется муниципальная целевая программа развития образования города Ставрополя на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением главы города Ставрополя № 308 от 09.02.2009. Однако, в рамках данной программы строительство либо открытие дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя в 2009, 2010, 2011 г.г. не предусмотрено. Строительство дошкольных образовательных учреждений в 2012 году в Октябрьском районе т. Ставрополя также не планируется. Учредителем всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений является муниципальное образование город Ставрополь в лице, управления образования администрации города Ставрополя. Исходя из смысла закона, орган местного самоуправления администрация города Ставрополя обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями детей, то есть в форме посещения ими муниципального дошкольного учреждения. Указанная обязанность ею не исполнена, чем допущено бездействие. Действенных мер к развитию сети дошкольных образовательных учреждений Администрацией муниципального образования города Ставрополя не предпринимается, строительство детских садов в Октябрьском районе г. Ставрополя не ведется. Представитель ответчика – администрации г. Ставрополя по доверенности Шафоростов Д. Ю. исковые требования прокурором предъявлены в интересах определенного круга лиц, т.е. исключительно в отношении лиц, состоящих на регистрационном учете. Несмотря на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации дошкольное образование не является обязательным - администрацией города Ставрополя, Ставропольской городской Думой, управлением образования администрации города Ставрополя ежегодно принимаются системные меры, направленные на увеличение охвата детей услугами дошкольного образования. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы судебного дела документами. В детском саду № 51 уже открыт набор детей на подготовленные места, там осуществлялась пристройка. Только в этом детском саду обеспечится набор детей примерно на 100 мест. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (не гарантия его предоставления) на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения. Возложение на субъекты Российской Федерации, которые совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предполагает и участие и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере. Поэтому в силу пункта 2.1 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации. На основании вышеизложенного, прошу Суд, в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме. Представитель соответчика Ставропольская городская дума по доверенности Семенова Р. И. пояснила, что учитывая, что в исковом заявлении прокуратуры Октябрьского района города Ставрополя требования к Ставропольской городской Думе не предъявляются, Ставропольская городская Дума считает определение Октябрьского районного суда в части привлечения Ставропольской городской Думы в качестве соответчика необоснованным по следующим основаниям. Согласно статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Изложенное свидетельствует, что необходимым условием создания и функционирования органов местного самоуправления является их наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Работа по обеспечению нуждающегося населения местами в детских садах ведется, но не достаточная. Довод о бездействии администрации г. Ставрополя необоснованный. Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципального образования самостоятельно, соответственно муниципальное образование вправе самостоятельно определить орган местного самоуправления, на который будет возложена обязанность по исполнению полномочий по разрешению вопросов местного значения. Уставом города Ставрополя полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории города Ставрополя наделена администрация города Ставрополя (пункт 41 части 2 статьи 52), соответственно и требование по открытию дополнительных мест в дошкольных учреждениях города Ставрополя могут быть предъявлены только к администрации города Ставрополя. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. С доводами представителя администрации г. Ставрополя о том, что прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в интересах неопределенного круга лиц незаконно, поскольку круг лиц, в интересах которых действует прокурор, определен, суд не может согласиться по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прокурор преследует цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права. В данном случае следует признать, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав как состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так и лиц, которые будут постановлены на данный учет в будущем. В соответствии ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2). В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады. Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относит к полномочиям органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с п. 13 ст. 9, п. 41 ч. 2 ст. 52 Устава города Ставрополя на органы местного самоуправления города Ставрополя возлагаются аналогичные обязанности по организации дошкольного образования. Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МДОУ. При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета города в соответствии с договором между учредителем и МДОУ. Судом установлено, что в Октябрьском районе г. Ставрополя функционирует 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (№№ 22, 27, 43, 51, 61, 164). Учредителем МДОУ является муниципальное образование город Ставрополь. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации г. Ставрополя. Проектная мощность каждого учреждения рассчитана на 975 мест, фактическая наполняемость на 01.01.2010 г. составила 1393 ребенка; на 01.01.2011 - 1396 детей. В управлении образования администрации города Ставрополя на регистрационном учете на 31.12.2008 состояло 8978 детей от 0 до 6 лет; на 31.12.2009 - 9567 детей, на 31.12.2010 - 11495 детей. Таким образом, потребность в предоставлении дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Октябрьского района т. Ставрополя ежегодно растет. На 09.06.2011 по Октябрьскому району г. Ставрополя на регистрационном учете состояло 1677 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Из них от 0 до 1 года 125 детей, с 1 до 2 лет - 264 ребенка, с 2 до 3 лет 504 ребенка, с 3 до 4 лет 350 детей, с 4 до 5 лет 112 детей, с 5 до 6 лет 76 детей, с 6 до 7 лет 46 детей. На 09.06.2011 676 детей не устроены в дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием свободных мест. Для удовлетворения потребностей детей в дошкольном образовании в Октябрьском районе г. Ставрополя необходимо дополнительное количество мест: для детей от 1,5 до 2 лет - 51 место, от 2 до 3 лет - 356, от 3 до 4 лет 223, от 4 до 5 лет - 46. Изложенное свидетельствует о растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в МДОУ либо в строительстве новых МДОУ и количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения. Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Из представленных материалов дела и пояснений представителя администрации г. Ставрополя и представителя Ставропольской Городской Думы следует, что в период рассмотрения настоящего гражданского дела начала функционировать пристройка к МДОУ № 51, проектной мощностью на 100 мест, открыт набор детей на подготовленные места, в настоящее время началось строительство еще одной пристройки к другому МДОУ. Однако, данные доводы не свидетельствуют о принятии надлежащих мер со стороны администрации г. Ставрополя по обеспечению общедоступного, бесплатного дошкольного образования, поскольку количество новых мест в МДОУ является крайне незначительным относительно количества детей, состоящих в очереди на получение мест в МДОУ, тем более, что данная пристройка открыта для дополнительного набора детей уже в период рассмотрения настоящего дела. Доказательств того, что в настоящее время осуществляется строительство новых МДОУ, или ведется строительство пристроек к уже существующим МДОУ, суду не представлено. Кроме того, постановлением главы города Ставрополя №308 от 9 февраля 2009 года утверждена муниципальная целевая программа развития образования города Ставрополя на 2009-2013 годы. Однако, в рамках данной программы строительство либо открытие дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя в 2009, 2010, 2011 гг. не предусмотрено. Сведений о том, что в Октябрьском районе т. Ставрополя планируется строительство дошкольных образовательных учреждений в 2012 году также суду не представлено. Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, приходит к выводу о том, что администрацией города Ставрополя, Ставропольской городской Думой, Управлением образования администрации города Ставрополя не принимаются достаточные меры в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений. При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Утверждение бюджета города Ставрополя и годового отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Ставропольской городской Думы. При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы представителя Ставропольской городской Думы о том, что требования по открытию дополнительных мест в дошкольных учреждениях могут быть предъявлены только к администрации города Ставрополя, являются необоснованным, поскольку удовлетворение указанных требований явно влечет за собой соответственно расходы бюджета города. Таким образом, у суда имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора Октябрьского района г. Ставрополя с установлением срока для исполнения возложенных решением суда обязанностей до 31 декабря 2013 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить. Признать бездействие администрации г. Ставрополя по не обеспечению развития сети дошкольных образовательных учреждений незаконным. Обязать администрацию г. Ставрополя в срок до 31 декабря 2013 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя и увеличения мест в существующих дошкольных образовательных учреждений Октябрьского района г. Ставрополя, несовершеннолетним, состоящим на регистрационном учете в управлении образования администрации г. Ставрополя и имеющим право на устройство в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ путем предоставления им мест в МДОУ, исходя из потребности населения Октябрьского района г. Ставрополя. Мотивированное решение составлено 29 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И. Шевченко