Решение суда 23.11.2011 г. по иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Комитету финансов и бюджета администрации г. Ст



№2-1318/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Шевченко Ю.И.

при секретаре Назаровой Н.С.,

с участием прокурора Чепурной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Комитету финансов и бюджета администрации г. Ставрополя, Ставропольской городской Думы о признании бездействия администрации г. Ставрополя по не обеспечению развития сети дошкольных образовательных учреждений незаконным, об обязании администрацию г. Ставрополя в срок до 1 июля 2013 года обеспечить предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения дошкольных образовательных учреждений и увеличения мест в существующих дошкольных образовательных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Комитету финансов и бюджета администрации г. Ставрополя о признании бездействия администрации г. Ставрополя по не обеспечению развития сети дошкольных образовательных учреждений незаконным; об обязании администрации г. Ставрополя в срок до 31 декабря 2013 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя и увеличения мест в существующих дошкольных образовательных учреждений Октябрьского района г. Ставрополя, несовершеннолетним, состоящим на регистрационном учете в управлении образования администрации г. Ставрополя и имеющим право на устройство в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ путем предоставления им мест в МДОУ, исходя из потребности населения Октябрьского района г. Ставрополя.

Определением суда от 12 октября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Ставропольская городская Дума.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Чепурная Н.А. поддержала исковые требования, пояснив, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в Октябрьском районе г. Ставрополя функционирует 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (№№ 22, 27, 43, 51, 61, 164). Проектная мощность каждого учреждения рассчитана на 975 мест, фактическая наполняемость на 01.01.2010 г. составила 1393 ребенка; на 01.01.2011 - 1396 детей. В управлении образования администрации города Ставрополя на регистрационном учете на 31.12.2008 состояло 8978 детей от 0 до 6 лет; на 31.12.2009 - 9567 детей, на 31.12.2010 - 11495 детей. Таким образом, потребность в предоставлении дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Октябрьского района т. Ставрополя ежегодно растет. На 09.06.2011 по Октябрьскому району г. Ставрополя на регистрационном учете состояло 1677 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Из них от 0 до 1 года 125 детей, с 1 до 2 лет - 264 ребенка, с 2 до 3 лет 504 ребенка, с 3 до 4 лет 350 детей, с 4 до 5 лет 112 детей, с 5 до 6 лет 76 детей, с 6 до 7 лет 46 детей. На 09.06.2011 676 детей не устроены в дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием свободных мест. Для удовлетворения потребностей детей в дошкольном образовании в Октябрьском районе г. Ставрополя необходимо дополнительное количество мест: для детей от 1,5 до 2 лет - 51 место, от 2 до 3 лет - 356, от 3 до 4 лет 223, от 4 до 5 лет - 46. С данной целью необходимо открыть 3 дошкольных образовательных учреждения с проектной мощностью 250 мест каждое. В настоящее время в городе Ставрополе реализуется муниципальная целевая программа развития образования города Ставрополя на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением главы города Ставрополя № 308 от 09.02.2009. Однако, в рамках данной программы строительство либо открытие дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя в 2009, 2010, 2011 г.г. не предусмотрено. Строительство дошкольных образовательных учреждений в 2012 году в Октябрьском районе т. Ставрополя также не планируется. Учредителем всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений является муниципальное образование город Ставрополь в лице, управления образования администрации города Ставрополя. Исходя из смысла закона, орган местного самоуправления администрация города Ставрополя обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями детей, то есть в форме посещения ими муниципального дошкольного учреждения. Указанная обязанность ею не исполнена, чем допущено бездействие. Действенных мер к развитию сети дошкольных образовательных учреждений Администрацией муниципального образования города Ставрополя не предпринимается, строительство детских садов в Октябрьском районе г. Ставрополя не ведется.

Представитель ответчика – администрации г. Ставрополя по доверенности Шафоростов Д. Ю. исковые требования прокурором предъявлены в интересах определенного круга лиц, т.е. исключительно в отношении лиц, состоящих на регистрационном учете. Несмотря на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации дошкольное образование не является обязательным - администрацией города Ставрополя, Ставропольской городской Думой, управлением образования администрации города Ставрополя ежегодно принимаются системные меры, направленные на увеличение охвата детей услугами дошкольного образования. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы судебного дела документами. В детском саду № 51 уже открыт набор детей на подготовленные места, там осуществлялась пристройка. Только в этом детском саду обеспечится набор детей примерно на 100 мест. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (не гарантия его предоставления) на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения. Возложение на субъекты Российской Федерации, которые совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предполагает и участие и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере. Поэтому в силу пункта 2.1 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации. На основании вышеизложенного, прошу Суд, в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.

Представитель соответчика Ставропольская городская дума по доверенности Семенова Р. И. пояснила, что учитывая, что в исковом заявлении прокуратуры Октябрьского района города Ставрополя требования к Ставропольской городской Думе не предъ­являются, Ставропольская городская Дума считает определение Октябрьско­го районного суда в части привлечения Ставропольской городской Думы в качестве соответчика необоснованным по следующим основаниям. Согласно статье 34 Федерального закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру ор­ганов местного самоуправления составляют представительный орган муни­ципального образования, глава муниципального образования, местная адми­нистрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального обра­зования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными пол­номочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формиро­вания, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность ор­ганов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и дея­тельности указанных органов определяются уставом муниципального об­разования. Изложенное свидетельствует, что необходимым условием создания и функционирования органов местного самоуправления является их наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Работа по обеспечению нуждающегося населения местами в детских садах ведется, но не достаточная. Довод о бездействии администрации г. Ставрополя необоснованный. Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» полномочия органов местного само­управления осуществляются органами местного самоуправления муници­пального образования самостоятельно, соответственно муниципальное обра­зование вправе самостоятельно определить орган местного самоуправления, на который будет возложена обязанность по исполнению полномочий по разрешению вопросов местного значения. Уставом города Ставрополя полномочиями по организации предостав­ления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на террито­рии города Ставрополя наделена администрация города Ставрополя (пункт 41 части 2 статьи 52), соответственно и требование по открытию до­полнительных мест в дошкольных учреждениях города Ставрополя могут быть предъявлены только к администрации города Ставрополя.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С доводами представителя администрации г. Ставрополя о том, что прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в интересах неопределенного круга лиц незаконно, поскольку круг лиц, в интересах которых действует прокурор, определен, суд не может согласиться по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прокурор преследует цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права. В данном случае следует признать, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав как состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так и лиц, которые будут постановлены на данный учет в будущем.

В соответствии ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относит к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п. 13 ст. 9, п. 41 ч. 2 ст. 52 Устава города Ставрополя на органы местного самоуправления города Ставрополя возлагаются аналогичные обязанности по организации дошкольного образования.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МДОУ. При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета города в соответствии с договором между учредителем и МДОУ.

Судом установлено, что в Октябрьском районе г. Ставрополя функционирует 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (№№ 22, 27, 43, 51, 61, 164). Учредителем МДОУ является муниципальное образование город Ставрополь. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации г. Ставрополя. Проектная мощность каждого учреждения рассчитана на 975 мест, фактическая наполняемость на 01.01.2010 г. составила 1393 ребенка; на 01.01.2011 - 1396 детей. В управлении образования администрации города Ставрополя на регистрационном учете на 31.12.2008 состояло 8978 детей от 0 до 6 лет; на 31.12.2009 - 9567 детей, на 31.12.2010 - 11495 детей. Таким образом, потребность в предоставлении дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Октябрьского района т. Ставрополя ежегодно растет. На 09.06.2011 по Октябрьскому району г. Ставрополя на регистрационном учете состояло 1677 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Из них от 0 до 1 года 125 детей, с 1 до 2 лет - 264 ребенка, с 2 до 3 лет 504 ребенка, с 3 до 4 лет 350 детей, с 4 до 5 лет 112 детей, с 5 до 6 лет 76 детей, с 6 до 7 лет 46 детей. На 09.06.2011 676 детей не устроены в дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием свободных мест. Для удовлетворения потребностей детей в дошкольном образовании в Октябрьском районе г. Ставрополя необходимо дополнительное количество мест: для детей от 1,5 до 2 лет - 51 место, от 2 до 3 лет - 356, от 3 до 4 лет 223, от 4 до 5 лет - 46.

Изложенное свидетельствует о растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в МДОУ либо в строительстве новых МДОУ и количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Из представленных материалов дела и пояснений представителя администрации г. Ставрополя и представителя Ставропольской Городской Думы следует, что в период рассмотрения настоящего гражданского дела начала функционировать пристройка к МДОУ № 51, проектной мощностью на 100 мест, открыт набор детей на подготовленные места, в настоящее время началось строительство еще одной пристройки к другому МДОУ.

Однако, данные доводы не свидетельствуют о принятии надлежащих мер со стороны администрации г. Ставрополя по обеспечению общедоступного, бесплатного дошкольного образования, поскольку количество новых мест в МДОУ является крайне незначительным относительно количества детей, состоящих в очереди на получение мест в МДОУ, тем более, что данная пристройка открыта для дополнительного набора детей уже в период рассмотрения настоящего дела. Доказательств того, что в настоящее время осуществляется строительство новых МДОУ, или ведется строительство пристроек к уже существующим МДОУ, суду не представлено.

Кроме того, постановлением главы города Ставрополя №308 от 9 февраля 2009 года утверждена муниципальная целевая программа развития образования города Ставрополя на 2009-2013 годы.

Однако, в рамках данной программы строительство либо открытие дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя в 2009, 2010, 2011 гг. не предусмотрено.

Сведений о том, что в Октябрьском районе т. Ставрополя планируется строительство дошкольных образовательных учреждений в 2012 году также суду не представлено.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, приходит к выводу о том, что администрацией города Ставрополя, Ставропольской городской Думой, Управлением образования администрации города Ставрополя не принимаются достаточные меры в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений.

При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Утверждение бюджета города Ставрополя и годового отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Ставропольской городской Думы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы представителя Ставропольской городской Думы о том, что требования по открытию дополнительных мест в дошкольных учреждениях могут быть предъявлены только к администрации города Ставрополя, являются необоснованным, поскольку удовлетворение указанных требований явно влечет за собой соответственно расходы бюджета города.

Таким образом, у суда имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора Октябрьского района г. Ставрополя с установлением срока для исполнения возложенных решением суда обязанностей до 31 декабря 2013 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать бездействие администрации г. Ставрополя по не обеспечению развития сети дошкольных образовательных учреждений незаконным.

Обязать администрацию г. Ставрополя в срок до 31 декабря 2013 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества дошкольных образовательных учреждений в Октябрьском районе г. Ставрополя и увеличения мест в существующих дошкольных образовательных учреждений Октябрьского района г. Ставрополя, несовершеннолетним, состоящим на регистрационном учете в управлении образования администрации г. Ставрополя и имеющим право на устройство в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ путем предоставления им мест в МДОУ, исходя из потребности населения Октябрьского района г. Ставрополя.

Мотивированное решение составлено 29 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И. Шевченко