РЕШЕНИЕ № 2-2083/11 Именем Российской Федерации 31 октября 2011 года город районный суд г. в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А., при секретаре Лукьянец В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по заявлению Игнатова ОВ( заинтересованное лицо: администрация г.) об оспаривании решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Постановлением администрации г. от г. № отказано в признании семьи Игнатовых, состоящей из четырех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в крае на период 2011 года» на основании пункта 3 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Заявитель Игнатов О.В., считая постановление администрации г. от г. № незаконным, обжаловал его в суд, ссылаясь на то, что в основание отказа указано на п.3 ст. 54 ЖК РФ: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Из постановления администрации г. не ясно: какие противоправные действия заявитель совершил с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, на него распространился пятилетний период непризнания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также, непонятно каким актом зафиксированы эти действия с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Заявитель работает в г. с 2002 года; с 2005 года по настоящее время водителем в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания (ГБУ СО) «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». С вышеуказанного времени, фактически проживает в г.. После вступления в брак с Игнатовой (Надеиной) ЕИ -проживает всей семьей с ее родителями по пер. г. на площади 64,4 кв.м. Своего жилья в г. не имеют. От брака с Игнатовой Е.И. имеют несовершеннолетних детей: сын-Артем года рождения, дочь - Елизавета - года рождения. Оба ребенка зарегистрированы в отделе ЗАГСа по г.. Артем посещает ДОУ «Детский сад №11» г. с 2007 года. До 2010 года заявитель был зарегистрирован по прежнему месту жительства в с., края, с 2002 года заявитель там не проживает. Полагает, что вышеперечисленные обстоятельства достоверно устанавливают факт проживания в г., по меньшей мере - с 2005 года, и опровергают мнение администрации г. о том, что снявшись с регистрационного учета в с. края в 2010 году, заявитель намеренно ухудшил свои жилищные условия с тем, чтобы стать на учет по муниципальной программе для молодых семей. Заявитель Игнатов О.В. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, при этом дополнительно пояснил суду, что с 2002 года по июль 2011 года проживал по ул. г. со своей семьей у родителей супруги, зарегистрирован по этому адресу с 2010 года, работает в г. с 2002 года, до этого был зарегистрирован в с.у родителей и не мог там прописать семью, поскольку не являлся собственником имущества, фактически жил и работал в г., жилищные условия не ухудшал. В настоящее время проживают на социальной квартире по найму, работает водителем в центре социального обслуживания населения г.. Представитель заявителя по доверенности Кутуков П.П. в судебном заседании поддержал доводы заявления и просил удовлетворить в полном объеме. Представитель заинтересованного лица администрации г. по доверенности Белозерова Ю.В. в судебном заседании просила требования заявителя оставить без удовлетворения. Пояснив что семья Игнатова ОВ года рождения, составом 4 человека: он, жена - Игнатова ЕИ года рождения, сын - Игнатов О года рождения, дочь - Игнатова ЕО года рождения проживает в 5/16 части домовладения №18 по переулку в городе, общей площадью 103,0 кв. м., где всего проживает 8 человек. В настоящее время семья Игнатовых обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако до 21.09.2010 г. Игнатов О.В. был зарегистрирован в домовладении № по переулку в селе района края, общей площадью 63,2 кв. м., где всего проживало 3 человека. Таким образом, в период проживания в указанном жилом помещении Игнатов О.В. был обеспечен общей площадь жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Игнатовым О.В. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий. В действиях семьи Игнатовых сотрудниками жилищного управления администрации города усмотрено намеренное ухудшение своих жилищных условий (снятие с регистрационного учета Игнатова О.В. в жилом помещении, где он был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы). В исковом заявлении Игнатов ОВ указывает, что фактически проживает и работает в городе с 2002 года. Однако зарегистрировался по месту жительства в городе по адресу: пер., дом (по месту жительства супруги) только 25.09.2010г. Супруга Игнатова ЕИ зарегистрирована по адресу: город, пер., дом с 16.08.2002 г. Брак заключен года. Таким образом, можно сделать вывод, что Игнатов О.В. не реализовал предусмотренное Конституцией Российской Федерации, международными актами о правах человека, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 права гражданина Российской Федерации на выбор места жительства в пределах Российской Федерации, и не выполнил предусмотренную Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 обязанность гражданина регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства с момента переезда на место жительства в город, а осуществил перерегистрацию для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе на период 2011 года», т.к. одним из условий участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе на период 2011 года» является регистрация всех членов семьи по месту жительства в городе. В обоснование своих доводов, представителем администрации г. представлены письменные возражения, по существу содержащие аналогичные доводы пояснениям представителя администрации г. в судебном заседании. Суд, выслушав лиц, участвующие в судебном процессе, исследовав письменные материалы дела, находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Постановлением администрации г. от года № Игнатову О.В. ( на время обращения в возрасте 35 лет) составом семьи 4 человека: он, супруга- Игнатова Е.И., дочь- Игнатова Елизавета, сын- Игнатов Артем отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в крае на период 2011 года» на основании пункта 3 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Суд считает, что отказ является незаконным, по следующим основаниям. Судом установлено, что до 21.09.2010 г. Игнатов О.В. был зарегистрирован в домовладении № по пер. в с. района СК, общей площадью 63,2 кв.м. Заявитель Игнатов О.В. вступил в зарегистрированный брак с Надеиной ЕИ года, о чем выдано свидетельство о заключении брака №, в связи с чем, Надеина Е.И. изменила фамилию на «Игнатову». Согласно свидетельств о рождении №, № Игнатов АО., года рождения и Игнатова ЕО., года рождения, являются уроженцами г., в графе отец указан заявитель Игнатов О.В., в графе мать- Игнатова Елена И. По справке администрации района г. от 07.09.2011 г. заявитель Игнатов О.В. проживает по адресу: г., пер., составом семьи 4 человека: Игнатов О.В., супруга- Игнатова Е.И., сын Игнатов А.О., дочь- Игнатова Е.О. В данном домовладении зарегистрированы с 16.08.2002 года Игнатова Елена И., с 25.09.2010 г. заявитель и малолетние Игнатов А и Игнатова Е и по данным администрации района г. от 24.10.2011 года заявитель с августа 2002 г. по июнь 2011 г. проживал по адресу: г., пер. со своей семьей: супруга Игнатова Е.И., сын Игнатов А.О., дочь- Игнатова Е.О. Из представленных свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, следует, что земельный участок, площадью 655 кв.м. и жилой дом по пер., . принадлежит на праве общей долевой собственности Надеиной Л.Р., Надеину И.Ф.(родителям супруги заявителя ) (5/16 доли в праве). Согласно техническому паспорту на жилой дом по пер., жилой дом имеет общую площадь 103 кв.м., жилую площадь 64,4 кв.м. литер «А,а1». По сведениям ГУП СК «Крайтехинвентаризация» на сентябрь 2011 года в картотеке собственников г.Ставрополя заявитель и члены его семьи ( Игнатов О.В., Игнатова Е.И., Игнатов А.О., Игнатова Е.О. ) не зарегистрированы. Из уведомления Управления Росреестра по СК от 07.09.2011г. в Едином госреестра прав отсутствует запись о регистрации прав на недвижимое имущество за Игнатовым О.В., Игнатовой Е.И., Игнатовым А.О., Игнатовой Е.О. Из представленной справки администрации муниципального образования с.от 08.09.2011г. следует, что Игнатов О.В. в с, своего жилого дома, приватизированной квартиры и приусадебного участка не имеет. На основании похозяйственной книги администрацией муниципального образования с. 16.09.2011 г. дана справка, согласно которой Игнатов О.В. с 01.05.2005 г. по 21.09.2010 г. проживал на территории с. района и был зарегистрирован по адресу: с. пер.. Собственником указанного домовладения является Игнатов В.В., года рождения. Количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, на дату снятия члена семьи с регистрации, составляло 3 человека. Общая площадь жилого помещения составляет 81 кв.м. На территории муниципального образования с.Игнатов О.В. не владел и не владеет жилым помещением. Согласно договору № 003/11-131 от 01.06.2011 года Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой центр социального обслуживания граждан. .» предоставило Игнатову О.В. во временное пользование изолированное жилое помещение, общей площадью 50,2 кв.м., на 6 месяцев для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется его супруга Игнатова Е.И., сын Игнатов А.О. и дочь Игнатова Е.О. Таким образом, заявитель является нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (далее правила) и п.6 Программы, применительно к Правилам и Программе, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с п. 2 ст. 51 нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников. В силу п. 3 ч.1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Положение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированного в Определение от 19.04.2007 №258-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Судом установлено, что регистрация Игнатова О.В. по адресу: г., пер. у родителей супруги, является не умышленным ухудшением жилищных условий, а связана с созданием им семьи, и совместным проживанием членов семьи. Фактически со времени регистрации брака с 2001 года по настоящее время работает и проживает с семьей в г.. Довод представителя администрации о том, что Игнатов О.В. был зарегистрирован и мог проживать по предыдущему месту жительства в с. где он и его семья были бы обеспечены жилой площадью, не состоятельны, поскольку, собственником указанного домовладения Игнатов О.В. не является, вселить супругу и детей без согласия собственника, не возможно. Доводы заявителя о том, что собственник недвижимого имущества в с. района, не дал согласия на регистрацию и проживание семьи заявителя в указанном жилом помещении, не опровергнуты. В связи с изложенным, администрацией г. не представлено доказательств того, что заявитель умышленно ухудшил свои жилищные условия. Таким образом, семья Игнатовых, составом из 4-х человек, в соответствии с положениями ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации «Норма предоставления и учетная норма плошали жилого помещения», ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 имеет право на получение социальной выплаты на приобретение или строительства жилья посредством участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых ей в городе на период 2010 года», утвержденной постановлением администрации г. от 17.12.2009 № 1790. Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным постановление администрации г. от г. № об отказе Игнатову О В составом семьи из четырех человек в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в крае на период 2011 года. Обязать администрацию города поставить (включить в список) семью Игнатовых составом из четырех человек: Игнатов ОВ, Игнатова ЕИ, Игнатов АО, Игнатова ЕО, на учет в качестве нуждающейся улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе на период 2011 года». Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2011 года Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.А. Шурлова