Решение суда 28.11.2011 г. по иску прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Барковой Е.Ю. к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г.Ставрополя



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района города Ставрополя Онищенко О.И.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Барковой Е.Ю. к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г.Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя об обязании управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, обязании администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района города Ставрополя в интересах Барковой Е. Ю. обратился в суд с иском к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г.Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя об обязании приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, обязании оформить право муниципальной собственности на приобретение жилого помещения, обязании предоставить по договору социального найма.

В последующем от Барковой Е.Ю. поступило заявление в котором она просила суд об обязании управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, обязании администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии.

В обоснование заявленных требований указывалось, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Баркова Е.Ю., ----- года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда от 05.05.2003 г. отец ----. и мать ----. лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Октябрьского района города Ставрополя от 08.08.2003 года за № 107 над несовершеннолетней А. Е.Ю. установлена опека -----. С 01.09.2006 г. по 12.05.2011 г. А. Е.Ю. являлась студенткой ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет по специальности «прикладная информатика в области географии», в указанный период времени проживала с опекуном ---- по адресу: ----------. 25.04.2009 г. А. Е.Ю. заключила брак с --------- и ей присвоена фамилия Баркова Е.Ю. Постановлением администрации города Ставрополя от 15.07.2010 г. № 1918 А. Е.Ю. составом семьи из 2 человек принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя». Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Баркова Е.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. До настоящего времени администрацией города Баркова Е.Ю. жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Собственного жилья Баркова Е.Ю. не имеет.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя Онищенко О.И. пояснила, что с учетом того, что Баркова Е.Ю. подала в суд заявлении об обязании предоставить ей субсидии для получения жилья, просила обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Барковой Е.Ю. согласно порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Барковой Е.Ю. в соответствии с порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Баркова Е.Ю. в суде поддержала пояснения помощника прокурора и просила суд обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Барковой Е.Ю. согласно порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Барковой Е.Ю. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п

Представитель администрации города Ставрополя Салова З.Г. исковые требования не признала и пояснила, что в настоящее время отсутствуют денежные средства для предоставления - субсидий на приобретение или строительство жилья Барковой Е.Ю.

Представитель управления образования администрации города Ставрополя Антонова Л.В. не возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании представитель министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Горелик И.В. просила суд вынести решение суда с учетом представленных ею пояснений.

Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя просил суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители министерства финансов Ставропольского края, министерства образования Ставропольского края, извещались судом о дне, месте, времени слушания дела, в суд не явились об уважительности причин неявки не сообщили.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Баркова Е.Ю., --------- года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда от 05.05.2003 г. отец ------- и мать ------- лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Октябрьского района города Ставрополя от 08.08.2003 года за № 107 над несовершеннолетней А Е.Ю. установлена опека -----. С 01.09.2006 г. по 12.05.2011 г. А Е.Ю. являлась студенткой ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет по специальности «прикладная информатика в области географии», в указанный период времени проживала с опекуном --- по адресу: -----. 25.04.2009 г. А Е.Ю. заключила брак с ------ и ей присвоена фамилия Баркова Е.Ю. Постановлением администрации города Ставрополя от 15.07.2010г. № 1918 А Е.Ю. составом семьи из 2 человек принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности – обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства – участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч.1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Баркова Е.Ю. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ему изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

До настоящего времени администрацией города Баркова Е.Ю. жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Собственного жилья Баркова Е.Ю. не имеет, проживает на съемной квартире.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд находит законные основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 98 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Барковой Е Ю к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г.Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя об обязании управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, обязании администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии - удовлетворить.

Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Барковой Е Ю согласно порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Барковой Е Ю в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному, постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.А. Коробейников