Решение суда 06.12.2011 г. по исковому заявлению Данильченко А.Н., Крищенко В.А.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

с участием адвоката Кравченко О.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Данильченко А.Н., Крищенко В.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка – инвалида Д. А.А., а также в интересах несовершеннолетнего ребенка – Д. С. А. об оспаривании решения, действий (бездействий) органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л:

Данильченко А.Н., Крищенко В.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка – инвалида Д А А, а также в интересах несовершеннолетнего ребенка – Д С А обратились в суд с исковым заявлением об оспаривании решения, действий (бездействий) органа местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что они с семьей в составе Крищенко В А, Данильченко А Н, Д. С А, Д А.А. проживают по адресу: ------- Д. А. А.а является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии ------

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

На их обращение на основании указанной нормы права с просьбой о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация г. Ставрополя ответила отказом, что подтверждается письмом от 27 июня 2011 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Считают, что администрацией г. Ставрополя нарушается как указанное конституционное право так и право предусмотренное ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В судебное заседание не явились Крищенко В.А. и Данильченко А.Н., извещенные судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представили заявление о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

В судебном заседании адвокат Кравченко О.А., действующий в интересах Крищенко В.А. на основании ордера и в интересах Данильченко А.Н. на основании доверенности от 03.11.2011 года, заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что семья в составе: Крищенко В. А., Данильченко А. Н., Д С А, Д А А а проживает по адресу: ----------------

Д А. А. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии -------

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

На обращение с просьбой о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поступившее в администрацию г. Ставрополя 22 февраля 2011 года, последняя ответила отказом, что подтверждается письмом администрации г. Ставрополя от 27 июня 2011 года поступившим на почту получателя 1 июля 2011 года.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Считает, что ответчиком нарушается конституционное право на жилище предусмотренное в ст. 40 Конституции РФ.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, причем в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых Граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положения ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 7 названных Правил такой участок должен быть максимально приближен к месту жительства родных и близких инвалида.

В указанных правовых актах отсутствует указание на какие-либо условия реализации названного права кроме того, что оно реализуется только гражданами из числа инвалидов, либо семьями, имеющими в своем составе детей-инвалидов.

В связи с чем, для реализации права на получение земельного участка в порядке предусмотренном абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" достаточно представить в администрацию г. Ставрополя заявление и справку МСЭ об инвалидности.

Родителями ребенка-инвалида Д. А.А. являются Данильченко А. Н. и Крищенко В. А., что подтверждается свидетельством о рождении.

Крищенко В.А. в установленном порядке обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, подтвердив то обстоятельство, что её семья имеет в своем составе ребенка-инвалида.

В связи с чем, заявители относятся к категории граждан имеющих право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1998 года № 155-0 "По жалобе гражданки ---------- на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 34 Кодекса законов о труде Российской Федерации" следует, что конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2008 года утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года указано, что согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся».

Таким образом, нормы земельного законодательства должны применяться с учетом социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данная норма исключает применение при предоставлении земельных участков инвалидам требований ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, для жилищного строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

В силу ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Предоставление земельных участок для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления - администрации г. Ставрополя.

Так, из ст. 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Кроме того, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», 30-32 Земельного кодекса РФ, п. 21 ст. 48 Устава города Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

Согласно п. 17 и 21 ч. 1 ст. 48, ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2008 года № 81, глава города Ставрополя осуществляет в пределах своей компетенции управление и распоряжение объектами муниципальной собственности; принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении земельных участков, причем Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя, а глава города Ставрополя возглавляет администрацию города Ставрополя и руководит ею на принципах единоначалия.

Таким образом, для устранения нарушения прав заявителей допущенных администрацией г. Ставрополя необходимо возложить на последнюю обязанность по предоставлению им земельного участка.

Просил признать незаконными действия Администрации г. Ставрополя выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить семье в составе: Крищенко В А, Данильченко А Н, Д.С.А., Д.А.А., земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную плату.

Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить в первоочередном
порядке семье в составе: Крищенко В.А. Данильченко А.
Н., Д.С.А., Д.А.
А., земельный участок для индивидуального жилищного
строительства бесплатно или за разумную плату.

Представитель ответчика - администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд с учетом мнения представителя истцов посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, находит, что требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно представить в администрацию г. Ставрополя заявление и справку МСЭ об инвалидности.

Судом установлено, что семья в составе: Крищенко В.А., Данильченко А. Н., Д. С. А., Д. А. А. проживает по адресу: ---------

Д.А. А. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 № 1111489.

На обращение с просьбой о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поступившее в администрацию г. Ставрополя 22 февраля 2011 года, последняя ответила отказом, что подтверждается письмом администрации г. Ставрополя от 27 июня 2011 года поступившим на почту получателя 1 июля 2011 года.

Родителями ребенка-инвалида Д. А.А. являются Данильченко А.Н. и Крищенко В. А., что подтверждается свидетельством о рождении.

Крищенко В.А. в установленном порядке обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, подтвердив то обстоятельство, что её семья имеет в своем составе ребенка-инвалида.

Таким образом, судом установлено, что заявитель относится к категории граждан, имеющих право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Доводы администрации г. Ставрополя, изложенные в письменном отказе от 27.06.2011 года, о том, что законодательством не предусмотрен порядок предоставление земельных участков под ИЖС инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку, отсутствие механизма правового регулирования вопросов, связанных с реализацией льгот на уровне субъекта РФ не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных Федеральным законом, в том числе, прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на получение в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС.

Более того, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Таким образом, порядок предоставления земельного участка в аренду установлен Законом.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что заявитель на основании ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) имеет право на первоочередное получение земельного участка под ИЖС в аренду бесплатно, поскольку такое право предоставлено ему Федеральным Законом.

Поскольку, предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ), суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение прав заявителей на предоставление им земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Администрации г. Ставрополя выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить семье в составе: Крищенко В. А., Данильченко А. Н., Д.С.А., Д.А.А., земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную плату.

Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить в первоочередном
порядке семье в составе: Крищенко В.А., Данильченко А.Н., Д.С. А., Д.А. А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную плату.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья А.А. Коробейников